Четыре несущие основы успешного принятия решений

Стратегическое управление
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 12 марта 2020


Как превратить этот процесс из малопонятного искусства в общепонятную науку

По материалам: CFO

Умные решения лежат в основе успеха любого бизнеса. Это как компас, по которому руководство направляет корабль организации по пути роста и процветания, и это отличительная черта по-настоящему успешных лидеров. Однако само по себе принятие решений всегда воспринималось скорее как искусство. И в самом деле, здесь нет готовых шаблонов или алгоритмов на все возможные сценарии, и даже если бы существовала какая-то готовая формула, ее в любом случае впоследствии исказили бы уникальные и неповторимые стили лидерства.

В то же время проведенный анализ различных практических подходов к принятию решений, приведших в прошлом к созданию долгосрочной стоимости для организаций, все же позволяет сделать вывод, что успешным лидерам удается превратить этот процесс из малопонятного искусства в общепонятную науку, пусть эта область и остается с огромным множеством подводных камней даже после этого. В аудиторско-консалтинговой компании Crowe Global, например, процесс принятия решений со временем удалось свести к четырем ключевым стратегическим индикаторам, которые и определяют качественные решения – сообщает исполнительный директор компании Дэвид Мэллор (David Mellor). Эти четыре несущие основы успешного принятия решений – организационный рост, разнообразие, смелость и инновации.

Пусть для многих принятие решений до сих пор напоминает известную настольную игру “Змеи и лестницы”, где каждый следующий ход по расчерченной клетками доске может привести к откату едва ли не в самое начало, да и вообще без ошибочных ходов тут вряд ли обойтись, все же множества ям можно избежать, если в принятии решений ориентироваться на вышеназванные четыре ключевые составляющие. Разберем их подробнее, по парам.

Организационный рост и разнообразие

Относительно недавно аудиторско-консалтинговая компания представила отчет Art of Smart 2019 (или “Искусство умных людей - 2019”), в котором приведены результаты оценки компаний на основе этих двух факторов. К слову, компании, которые показывают хорошие результаты в плане разнообразия, также показывают высокие темпы роста, так что эти факторы коррелируют. Использование разнообразия как фактора роста означает внедрение в организацию корпоративной культуры, предполагающей обмен различными точками зрения, и эти точки зрения ложатся в основу продуманных стратегических и операционных решений.

Однако этот подход отнюдь не спасает от традиционных для этого процесса видов риска, таких как:

  • Предвзятость восприятия (тенденция искать, находить, выбирать и интерпретировать соответствующим образом информацию, подтверждающую или усиливающую личные представления)      
  • Стадное мышление (когда психологическое стремление к достижению компромисса заставляет отдельных людей действовать нерационально и в противоречии с выбором, обеспечивающим оптимальный исход)
  • Герметичная среда (когда “инсайдеры” становятся абсолютно глухи к мнению “снаружи” и варятся, как говорят, “в собственном соку

Это реальные риски, однако они гораздо сильнее там, где используется гомогенный подход к принятию решений (как крайний вариант – одним человеком, которому все единогласно подчиняются). Принятие за основу принципа разнообразия помогает минимизировать влияние этих рисков.

“Разнообразие” становится модным (а точнее даже актуальным) словом на сегодня, но оно принимает форму не только лишь гендерного разнообразия в коллективе, или разнообразия по национальному признаку. На самом деле разнообразие подходов является одним из ключевых драйверов любой инновации. Если не получается каким-то одним способом, даже если ранее он всегда срабатывал, а теперь условия изменились, и он более не работает – возможно, стоит попробовать сделать как-то по-другому. И таких способов сделать как-то иначе может быть не один и не два – это и есть разнообразие, которого по-настоящему эффективные лидеры не боятся, а наоборот, стремятся к нему. Даже если компании удалось добиться успеха и без этого, все равно стоит обратиться к разнообразию, ведь иначе нельзя точно оценить упущенные возможности. Ориентированные в будущее организации давно признали сей факт важным для своей миссии, и даже те, кто от них в этом плане отстает, рано или поздно начинают осознавать преимущества хотя бы с теоретической точки зрения.

Само по себе разнообразие исхода не решит (как не решит ни один из факторов сам по себе), однако различные исследования – в том числе те, которые проводила по этой теме компания Crowe – четко демонстрируют сильную корреляцию между увеличением степени разнообразия, в особенности в составе лидерских управляющих команд, и результативностью.

Такая корпоративная культура основывается и подпитывается на широком кадровом резерве. Современным организациям приходится в принятии решений иметь дело с множеством обстоятельств и учитывать идущие вразрез интересы. Если это не просто крупный бизнес, но к тому же ведущий свою деятельность в нескольких странах, задача тем более очевидна. Чтобы решить ее максимально легко, вам понадобятся люди, имеющие самую разную профессиональную подготовку, навыки, культурные убеждения и академические знания. Вот где разнообразие проявляет себя в полной мере.

К слову, разнообразие мышления само по себе может быть применено в отношении организационного подхода к разнообразию. Такая вот элегантная замкнутость. Иначе говоря, преимущества организации приносит не только гендерное разнообразие само по себе (хотя этот факт непременно отметят западные инвесторы). Эффективные руководители компаний, думая о разнообразии, должны принимать в расчет и культурное, и возрастное, и национальное, и какое угодно еще разнообразие среди людей, с которыми им предстоит работать.

Смелость и инновации

Смелость можно рассматривать и как синоним решительности, как способность выйти из зоны комфорта и попробовать что-то новое. Если окинуть взглядом многовековую историю инноваций, становится понятно, что в основе большинства, если не всех прорывов человечества лежала смелость и готовность рискнуть.

Возьмем для примера космические исследования. Озвученная в телевизионном сериале “Звездный путь” миссия корабля “Энтерпрайз”, “…Смело идти туда, где еще никто не бывал”, довольно наглядно иллюстрирует саму идею. Мысль о том, что такое приспособление как электрическая лампочка может использоваться в качестве источника света, казалась в свое время невероятной, но Томас Эдисон никогда бы ее не изобрел, если не его готовность рисковать и ошибаться. Да и среди наших современников встречаются люди, достаточно смелые для того, чтобы толкать научный прогресс вперед и делать реальностью то, что еще вчера казалось научной фантастикой. Живой пример – человек, который каждый день работает на износ ради того, чтобы сделать колонизацию Марса чуть ближе.

Исследование аудиторско-консалтинговой компании Crowe показывает, что современному бизнесу приходится работать подчас в очень сложных условиях, сложнее даже тех, в каких в свое время трудился Томас Эдисон. Это подразумевает готовность ошибаться, учиться на ошибках и искать свой путь к успеху. Говорят, “нужда всему научит”. Также часто можно услышать, что “спокойное море никогда не сделает моряка умелым”. Для корпоративных инноваций это справедливо в не меньшей степени. Если не будет жестких условий и внешнего давления, инновации страдают, а из необработанного алмаза так и не родится бриллиант. Что интересно, больше всего инновационных компаний рождается в секторах, которые в течение долгого времени демонстрировали очень умеренный рост, потому что именно там как нигде еще ощущается потребность в той “смелости”, которая поможет преодолеть препятствия, долгое время сдерживающие рост.

Впрочем, в противовес только что описанной логике, исследование Crowe демонстрирует, что молодые компании вовсе необязательно принимают более активное участие в инновациях. Правда, там роль играют и другие факторы. Молодые старт-апы в самом деле способны “выстрелить”, однако немногие из них выживают, в то время как более зрелый бизнес имеет больший запас прочности, чтобы устоять после провала.

Биотехнологии как пример

Все сказанное до сих пор уже вырисовывает в голове примерное представление о наилучших подходах к принятию решений, но есть ли примеры отраслей, где это работает максимально эффективно? Оказывается, есть. Биотехнологический сектор можно даже изучать в качестве практического примера передовых подходов к принятию решений: он достаточно быстрорастущий, в нем очень большую роль играет частный капитал, который идет на научные исследования и разработки, и он традиционно очень инновационный по своей природе, ведь здесь огромное значение играет патентование. В конечном итоге успех определяется удовлетворением потребностей, которые до сих пор не удовлетворялись, либо же разработкой процессов следующего поколения. Как обычно, потребность тянет за собой инновации.

Обычно компании в этом секторе привлекают весьма “разношерстные” команды, которые работают вместе над решением задач. Таким образом, мы имеем здесь не только фактор инноваций, но и разнообразия – сразу две из четырех ключевых составляющих успешного принятия решений. В конце концов, командное решение проблем и их рассмотрение с множества различных перспектив – это еще один путь к инновациям. Такой подход ресурсоемкий в краткосрочном периоде, но именно он позволяет вывести на рынок новый продукт максимально быстро, возвращая акционерам понесенные затраты в виде прибылей. Кроме того, этот процесс еще и обладает цикличностью, в том смысле что акционеры таких компаний после получения отдачи с большей вероятностью реинвестируют прибыли в будущие инновации, даже если это чревато рисками.

Тонкости подхода

Неважно, в какой именно отрасли работает компания – изменение подхода к принятию решений способно обеспечить колоссальный прогресс на кривой роста. В большинстве случаев полного реформирования всего процесса и не требуется, поскольку принятие в расчет небольших, но важных нюансов может оказаться не менее эффективным.

Внешние факторы всегда будут сказываться, что подразумевает присутствие удачи как одной из составляющих успеха. Однако эффективный внутренний подход к принятию решений способен свести влияние этой составляющей к минимуму, одновременно нейтрализуя также фактор стресса в этом процессе.

Если подумать, принятие решений – процесс не такой уж сложный. Однако принятие умных решений строится вокруг тонкостей и нюансов. Разнообразие порождает способность относиться к нюансам с должным вниманием, а уже смелость и инновации позволяют компании использовать этот тонкий, основанный на нюансах подход, трансформируя его в развитие.

Теги: приятие решений  инновации  организационный рост  разнообразие  корпоративная культура  предвзятость восприятия  стадное мышление  гендерное разнообразие  биотехнологии