По материалам: IFRS
В пятницу в новостях появилась информация о целом ряде решений, принятых Советом по МСФО в рамках обсуждений последней нерассмотренной части списка ключевых проблем с внедрением IFRS 17 “Договоры страхования”. Как можно видеть, решений было принято немало, и все они положительные (в том смысле что рекомендации членов рабочей группы нашли в этот раз полное одобрение). Ввиду важности стандарта для очень многих мировых организаций на МСФО (при этом необязательно даже работающих в отрасли страхования) каждый месяц после проведенных обсуждений член IASB Даррэл Скотт (Darrel Scott), являющийся одновременно одним из ключевых консультантов по проекту страховых контрактов, вместе с одним из представителей технической команды разработчиков - в этот раз это Андреа Прайд (Andrea Pryde) – в доходчивой форме рассказывают о сути одобренных изменений.
Рассмотренных в этот раз тем было немало. По итогам последних нескольких месяцев Совет успел рассмотреть все 25 основных проблем из списка, одобренного в октябре прошлого года. Под этим можно провести условную итоговую черту, поскольку, как говорит Андреа Прайд, новые проблемы еще могут обнаружить себя и даже быть доведенными до сведения Совета по МСФО, но за оставшиеся до официального вступления в силу 2,5 года никаких новых корректировок производиться уже не будет. Следовательно, можно не опасаться, что что-нибудь еще - помимо уже сделанного за последние несколько месяцев – сможет как-то повлиять на отсрочку вступления IFRS 17 в действие. Любые новые корректировки скорее повредят активно идущим процессам перехода на новый стандарт, а не помогут ему.
Как отмечалось выше, по ходу последнего заседания было рассмотрено немало тем, но для сегодняшнего подкаста его авторы решили выбрать три наиболее, на их взгляд, важные. Первая и, вероятно, самая важная из них – это уровень агрегирования страховых контрактов, которая очень часто становилась предметом обсуждений. Члены команды разработчиков представили Совету ряд иллюстративных примеров, один из которых основывался на информации, представленной на рассмотрение разработчикам в рамках консультационного процесса, что позволило подумать над специфическими детальными аспектами конкретного сценария.
Агрегирование
Важно отметить, что то, чего сегодня требуют положения IFRS 17, весьма отличается от требований других стандартов, и одним из таких отличий является возможность агрегирования договоров страхования для последующего измерения их на уровне группы. В то же время это имеет и обратный эффект, накладывая определенные ограничения на то, как именно можно проводить группировку. Когда IASB только работал над этими положениями стандарта, он старался найти оптимальный баланс. С одной стороны идет природа страхования, то есть то, как мы группируем вместе риски, а с другой стороны – тот факт, что чем больше групп у нас есть, тем больше теряется информации об индивидуально разработанных подходах к страхованию и отражению его прибыльности. Безусловно, аспект группирования имеет ярко выраженный практический смысл, поэтому неудивительно, что в адрес Совета поступало столько замечаний со стороны составителей отчетности.
На протяжении нескольких последних месяцев Совет провел расширенные обсуждения того, что ему удалось услышать, и тут важно отметить, что среди всех отзывов были и весьма позитивные, поступавшие от пользователей отчетности. Касались они, среди прочего, информации, получаемой ими по обременительным страховым контрактам, по временным трендам прибыли, временным трендам выпуска новых страховых контрактов, а также “устойчивости” различных групп страховых контрактов. Также участники много говорили о таком явлении как взаимное страхование (“mutualizaion”), в частности, о том, какую выгоду могут принести различные типы страховых контрактов в контексте IFRS 17. В этой ситуации экономическая сущность - специфические условия страхования - в рамках одной группы контрактов, по сути, передаются от одних держателей другим.
С учетом того, где по итогу оказался итоговый стандарт, с учетом всех услышанных положительных отзывов со стороны пользователей отчетности, инвесторов, всей индустрии в целом, в Совете пришли к заключению, что выгоды весьма существенны, и текущий подход к группировке со всеми накладываемыми им ограничениями является одним из ключевых преимуществ стандарта. С другой стороны, в IASB также признают, что он сопряжен с существенными затратами, но ведь разработчики и ожидали существенных затрат еще в процессе разработки. Да, сегодня представители отрасли тратят немало средств на внедрение, однако преимущества от использования стандарта все равно перевешивают, поэтому Совет решил оставить нетронутым все то, что сейчас закреплено в IFRS 17.
Кредитные карты
Еще одной интересной темой, занимающей умы, возможно, несколько иной категории стейкхолдеров, были кредитные карты, отвечающие определению страхового контракта, поскольку они предоставляют страховое покрытие. Совет по МСФО одобрил на этот случай исключение из действия стандарта. От чего он при этом отталкивался?
Предыстория здесь такова. Дело в том, что транзакции по кредитным картам этого типа учитываются как отдельный контракт по IFRS 9 и (в определенной мере) IFRS 15. В Совете пришли к мнению, что IFRS 9 обеспечивает хороший, в смысле последовательный подход к учету – последовательный с тем, как учитываются сегодня другие аналогичные банковский транзакции. Известно, что многие банковские организации внедрили и ныне используют IFRS 9 в отношении такого рода транзакций, то есть процессы учета здесь уже устоявшиеся.
Принимая во внимание то, что банки только что закончили внедрение и считают стандарт эффективным в плане учета, в Совете решили, что транзакции по кредитным картам определенного типа должны учитываться также по IFRS 9. Однако необходимо подчеркнуть, что здесь очень важно четко оговорить, какого рода транзакции получат исключение: по кредитным картам с элементом страхования, но таким элементом страхования, который отдельно не оценивается и имеет одну и ту же стоимость для всех клиентов. Совет считает это очень важным моментом, поскольку если зайти чуть дальше, есть риск перейти уже к активному предоставлению услуги страхования.
Переходные положения и требования к раскрытию
Обсуждение этих ключевых тем продолжилось с предыдущего месяца. В феврале Совет по МСФО, напомним, обсуждал возможность ретроспективного подхода к учету деятельности по минимизации рисков, но отверг все дополнительные возможности и по итогу постановил оставить в стандарте все как есть, логично предположив, что в противном случае компании смогут использовать избирательный подход к учету. Кроме частого использования учета “задним числом” составители отчетности смогут подгонять результаты в зависимости от стартовой позиции по своему выбору.
Помимо того что Совету по МСФО очень не хотелось бы такого исхода, не меньше беспокойства у него вызывала возможность того, что базовые страховые контракты начнут учитываться ретроспективно, а сами оговоренными ими отношения (касающиеся минимизации рисков) будут учитываться, напротив, перспективно, и эта непоследовательность приведет к нестыковке экономической сущности. Именно поэтому членов рабочей группы попросили представить другие возможности на рассмотрение, которые могли прийти им в голову.
Разработчики представили Совету на одобрение свое предложение не трогать минимизацию рисков вообще (ибо это грозит избирательным подходом), но вместо этого взглянуть на другую сторону отношений (страховые контракты) и позволить применять в их отношении подход справедливой стоимости. Это создаст пространство для последовательного подхода к базовым договорам и оговоренным отношениям, поскольку обе эти составляющие будут измеряться на перспективной основе. Такой вариант был одобрен, причем использование его было ограничено. Если говорить конкретнее, применение этого будет ограничено временными рамками, начиная с момента, когда организация решает применять минимизацию риска, и далее.
Вместо заключения
Хотя отдельные переходные нюансы IFRS 17 продолжат обсуждаться, как было сказано в начале, в основном все обсуждения будущих корректировок стандарта можно считать завершенными. На грядущем апрельском заседании Совет должен окончательно одобрить все изменения, проанализировав их еще раз на соответствие ключевым критериям для внесения изменений, оговоренным в октябре прошлого года (о сохранении полезности информации для пользователей и недопущении нарушения текущих процессов внедрения стандарта). Разработчики также планируют получить официальное одобрение Совета на начало написания предварительного варианта изменений, который, в соответствии со стандартным процессом, будет выставлен на публичные обсуждения. Также они попросят Совет установить более короткий по сравнению обычным (180 дней) период для предоставления комментариев, так как срочность объясняется ограниченностью оставшегося времени на внедрение пересмотренного стандарта (до 1 января 2022), а также ограниченным характером самих внесенных поправок.