Что такое открытое банковское обслуживание, и что оно значит для профессиональных бухгалтеров?

Software
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 28 Мая 2018

Автор оригинальной статьи: Ник Мартиндейл (Nick Martindale), журналист-фрилансер, редактор и копирайтер, автор публикаций в ряде изданий, включая The Telegraph, приложения к The Times и HR magazine

По материалам: AAT Comment

 

Открытое банковское обслуживание (open banking) – это современный тренд, который можно рассматривать как очень существенный толчок развития конкуренции банковской системы. В основе лежит ключевой обеспечения доступа третьим сторонам к банковским счетам клиентов – само собой, с разрешения самих клиентов.

Если говорить общими терминами, открытое банковское обслуживание означает большую доступность данных – комментирует Джон Данкерли (John Dunkerley), руководитель связей с финансовыми институтами в Intuit UK. Он объясняет, что система open banking требует от банков делать свою платежную инфраструктуру более открытой, благодаря чему третьи стороны после предварительной регистрации получают возможность создавать новые продукты и услуги как для клиентов этих банков, так и для профессиональных бухгалтеров в бизнесе. Это обеспечивает больший выбор и создает стоимость для клиентов.

Насколько гибкой может быть такая система? Для клиентов разница существенная, так как у них в распоряжении будет простой доступ к информации по счетам в разных организациях, чьими услугами они пользуются, с помощью одного приложения. Вместо того чтобы самим копаться в своей отчетности и счетах и самостоятельно искать данные, как вариант, при обращении за кредитом, они имеют возможность выйти на потенциального кредитора через свой собственный банк (который кредитором может при этом и не быть) – отмечает Эдвард Беркс (Edward Berks), директор по финансовым технологиям и экосистемам в Xero. По итогу и бизнес, и сами клиенты лучше понимают свое текущее финансовое состояние, могут лучше прогнозировать денежные потоки, делать платежи или получать их намного быстрее.

Не меньшую пользу получают и представители малого бизнеса, которым непросто получить банковский кредит. Предусмотренная система перенаправления позволяет, в случае отказа в одной кредитной организации, быстро обратиться к следующей, которая получит доступ ко всем уже предоставленным первой организации данным. Для этого второму банку всего лишь потребуется подключение к онлайн-платформам финансирования – комментирует Адам Тавенер (Adam Tavener), председатель Alternative Business Funding.

В результате организация малого бизнеса может мгновенно сравнивать все имеющиеся в наличии банковские и альтернативные финансовые продукты. Если она решит все же обратиться за финансированием, все ее финансовые данные будут одновременно доступны всем потенциальным кредиторам из списка, которых она выберет, а это означает способность сравнивать ставки и другие условия кредитования, причем как по банковским, так и альтернативным финансовым продуктам.

Что это значит для профессионального бухгалтера?

Открытое банковское обслуживание, безусловно, будет оказывать на профессиональных бухгалтеров и аудиторов очень весомое влияние. В самую первую очередь им придется объяснять новые правила игры своим клиентам, описывать открывающиеся возможности наравне с рисками. “Как и с любой компонентой цифровых технологий, есть определенные риски открытого банковского обслуживания в плане онлайн-безопасности, поэтому у профессиональных бухгалтеров центральная роль в том, чтобы подчеркнуть необходимость предотвращения хищений и обеспечения идентификации личности, чтобы не допустить компрометации данных”, - говорит Эдвард Беркс, добавляя, что со вступлением в силу GDPR это стало еще более актуальным.

Очень часто профессиональным бухгалтерам придется консультировать своих клиентов о преимуществах и недостатках перехода с банковского на альтернативное обслуживание. “Задача – в обеспечении конкуренции, и очевидно, что это обеспечит обмен данными”, - считает Джеймс Пойсер (James Poyser), исполнительный директор и основатель inniAccounts. По его словам, когда он смотрит на своих клиентов сегодня, ему представляется маловероятным, чтобы кто-нибудь из них вдруг пожелал сменить обслуживающий банк. Однако он предвидит, что хотя бы для определенных категорий клиентов это скоро может стать настолько же привычным, как смена мобильного оператора. Поэтому консультантам следует быть готовыми к тому, чтобы иметь на этот счет свое профессиональное мнение и делиться им со своими клиентами.

Для самого бизнеса профессиональных бухгалтеров это также будет иметь последствия, так как им придется поддерживать связь с разными платежными платформами и банками. Доктор Гейвин Шруби (Gavin Scruby), старший бухгалтер в SmartDebit, говорит, что с учетом того, как новаторски они уже сейчас подходят к своему обращению с платежами, главная трудность для профессиональных бухгалтеров будет, вероятно, связана с возросшей прозрачностью и скоростью обработки платежей. То есть принципиально нового, возможно, и немного, но им придется просматривать большие объемы истории платежей и более глубоко, чем они это делают сегодня.

Это должно также повысить качество оказываемых ими сегодня услуг, с учетом более широкого обзора. “Просто благодаря доступу к самым последним транзакциям своих клиентов на ежедневной основе бухгалтеры получают возможность направлять решения своих клиентов на основе сегодняшних данных, а не исторических записей”, - добавляет Джон Данкерли. – “Бухучет традиционного был упражнением на вглядывание в зеркало заднего обзора, но технологии сделали возможным для бухгалтеров подход, более ориентированный вперед, где они направляют решения своих клиентов на основе точных и актуальных данных”.

PSD 2

В Евросоюзе сегодня действует PSD 2 – вторая редакция Платежной Директивы ЕС (Directive on Payment Services). По мнению Ричарда Эванса (Richard Evans), главы анализа рисков и предоставления гарантий в консалтинговой компании Crowe Clark Whitehill, открытое банковское обслуживание нельзя рассматривать в отрыве от нее, ведь по PSD 2 третьи стороны получают возможность проводить платежи со счетов своих клиентов в сторонних банках (а равным образом анализировать их баланс и транзакции), используя интерфейс программирования этих банков - API (application programming interface). “Такой открытый доступ к банковской отчетности представляет собой возможность для профессиональных бухгалтеров стать более эффективными в управлении делами своих клиентов благодаря прямому доступу к транзакционным данным, что обеспечивает им время на приносящую большую пользу деятельность”.

Не слишком ли большой выбор?

Есть и обратная сторона медали: выбор может оказаться слишком большим для обработки вместе с возникновением все большего и большего числа приложений от третьих сторон. Такую опасность предвидит Каролин Плам (Caroline Plumb), исполнительный директор и основатель Fluidly. Разобраться во всех из них и определить, какие на самом деле создают стоимость, может оказаться очень трудным. Она также опасается перехлеста функций банковских и сторонних приложений.

Джеймс Пойсер добавляет, что это также усложнит аудит. Если раньше финансовый анализ и аудит требовал концентрации на ограниченном числе продуктов, то здесь можно прогнозировать общее сокращение продолжительности жизни многих из них при одновременном увеличении количества их предложения на рынке.

Однако даже здесь можно найти новые возможности налаживания партнерских отношений между аудиторскими компаниями и производителями программного обеспечения, что будет означать выигрыш для обеих сторон.

Теги: открытое банковское обслуживание  open banking  профессиональные бухгалтеры  доступность данных  GDPR  PSD 2  API  application programming interface  банковская отчетность  Платежная Директива