В продолжение новости о концепции корпоративной отчетности, работу над которой спустя полтора года возобновила Accountancy Europe (ранее известная как Европейская федерация бухгалтеров). Новую публикацию ее авторы относят к серии под общим заголовком “Cogito”, что в переводе с латинского означает “я думаю”. Отсюда, полагаем, становится ясным его основное предназначение: стимулирование мыслительного процесса, обсуждений и ответных предложений. Постараемся по возможности вовлечь в обсуждение и российскую аудиторию, обрисовав более подробно основные детали.
Итак, вернемся на полтора года назад. В 2015 году свет увидела первая публикация по этой теме с громким заголовком “The Future of Corporate Reporting – creating the dynamics for change” - ни много ни мало, а “будущее корпоративной отчетности” в новом представлении. Между тем, ни для кого не секрет, что мы живем в постоянно меняющемся, динамическом мире (это слово также, как видим, стало частью заголовка). Аудитория пользователей корпоративной отчетности растет, отсюда первый вопрос: должна ли корпоративная отчетность меняться, чтобы удовлетворять потребности этой возросшей аудитории, и если да, то является ли устойчивым способом для этого сегодняшняя система множества отчетов? Авторы также отметили в утвердительном ключе, что назрела необходимость двусторонних коммуникаций со стейкхолдерами (по двум направлениям, каким именно – см. ниже).
Кроме этого, рассматривались следующие очень важные для мира отчетности темы:
- Потеря актуальности финансовой информации для пользователей (по крайней мере, в относительных терминах) по причине возросшего числа ее источников
- Ключевая роль нефинансовой информации в довершении общей картины результатов деятельности компании и отражении долгосрочных факторов создания стоимости
- Как следствие всего вышеперечисленного – собственно, главная “изюминка” той публикации 2015 года, а именно – новый способ представления и связывания информации в отчете, т.е. концепция “CORE & MORE”. Если переводить дословно, то это означает “Все, что ключевое, и больше”. “Ключевой” отчет “CORE” в представлении авторов из Accountancy Europe – это такой главный, всеохватывающий отчет, своего рода резюме от управляющих. Он будет содержать в себе множественные ссылки к отчетам “MORE” с более детализированной информацией. Если кто-то задумается, можно ли такие отчеты составлять вовремя и в сжатые сроки, то вот решение: динамическое обновление “строительных блоков”, либо периодическое, а то и ad hoc (т.е. по мере возникновения потребности), смотря что вам ближе
И еще одна важная мысль: в основе всего должна лежать технология, поскольку без современных технологических наработок ведение корпоративной отчетности по новой передовой концепции просто невозможно.
Идея, конечно, не могла не заинтересовать мировое бухгалтерское сообщество, и сегодня мы также немного поговорим о ней и приведем мнения некоторых мировых организаций. У них у всех, однако, были общие моменты, против которых никто в здравом уме не станет возражать, поэтому они берутся в качестве аксиом. Таких можно выделить два:
- Да, аудитория пользователей корпоративной отчетности, безусловно, расширяется, однако инвесторы по-прежнему являются основными пользователями такой отчетности
- Может, ценность финансовой отчетности в относительных терминах (как отмечалось выше) и падает, но это ни в коем случае не так в случае с абсолютной ее ценностью: она и сегодня играет важную роль в создании стоимости и должна представляться насколько своевременно, насколько это возможно.
Эти два момента обсуждать нет смысла, зато есть смысл обсудить следующие три:
- Как отметили многие, концепцию “CORE & MORE” следует для начала прояснить, переопределить, доработать и объяснить, каким образом она связана с интегрированной отчетностью
- Очень важно, чтобы какая-то одна организация (либо несколько организаций) взяла либо взяли на себя ответственность за разработку глобальных, основанных на принципах основ представления нефинансовой информации, чтобы обеспечить ее качество и последовательность
- Технологии весьма значительно изменят характер подготовки и представления корпоративной отчетности в будущем
Итак, по порядку. Стейкхолдеры хотят прояснения концепции “CORE & MORE”, и это правильно, поскольку составляющую “MORE” можно интерпретировать ошибочно – как простое расширение представляемой информации. Но это не так, поскольку изначально данная модель стремится к как раз к более координированному (можно сказать, интегрированному) подходу к корпоративной отчетности для удовлетворения возросших потребностей аудитории пользователей. То есть подход “CORE & MORE” ставит акцент на качестве, а не на количестве, следовательно – может приводить к более коротким отчетам по сравнению с сегодняшними, а не более длинным. Содержащаяся в них информация будет намного более актуальной и отвечающей специфике компании-составителя, чем сегодня, когда многие применяют ограниченный правилами подход “проставления галочек” – лишь бы показать, потому что этого требует стандарт, а не потому, что это действительно важно.
“Мы приветствуем концепцию CORE & MORE. В случае ее применения в области отчетности в целом у нее есть потенциал упростить отчетность, повысить актуальность и последовательность” – аудиторская сеть KPMG
Теперь, чем это отличается от сегодняшнего набора разных отчетов? Кто-то может и так отнести их к категории “MORE” и не заметить разницы, но ведь сегодняшний единый годовой отчет – это не совсем тот всеохватывающий отчет “CORE”, который будет лежать в основе всего по новой модели. Актуальная информация будет объединена в единый “хаб”, в то время как сегодня годовой отчет – скорее, просто сборник отдельных самостоятельных отчетов. “CORE” – необязательно длинный отчет, но он точно содержит все самое существенное в сжатом виде, все важное для всех типов пользователей без исключения. Если же кого-то заинтересуют детали – например, отчетность по странам, отчетность устойчивого развития – то милости просим в детализированные отчеты “MORE”. Вот где удовлетворение потребностей широкой аудитории! Если еще реализовать это в электронном формате, легко представить, насколько простым будет переход по активным гиперссылкам вроде тех, что недавно обязала проставлять в своей электронной отчетности американская SEC.
Не стоит забывать, что “CORE & MORE” – это концепция представления отчетности. Она никаким боком не определяет ее содержания. Это вы определяете, что включать в финансовую отчетность, а что включать в нефинансовую отчетность – а уж эти два типа информации будут взаимосвязаны, здесь никаких сомнений быть не может. Таким образом, внедрение этой концепции станет своеобразным катализатором более тесного совместного сотрудничества людей, работающих в двух ключевых сферах.
"Отчеты MORE могут служить для представления более детализированной информации всем пользователями, но отчет CORE должен представлять финансовую и нефинансовую информацию, актуальную для оценки акционерами бизнеса, его перспектив и управления менеджментом ресурсами, доверенными ему акционерами " - Совет по финансовой отчетности Великобритании (FRC)
Интегрированная отчетность, по мнению авторов, не имеет никаких противоречий с принципом “CORE & MORE”. Обе концепции видят отчет в качестве ключевой составляющей создания стоимости в организации. Более того, на сегодня интегрированная отчетность представляется пока что самой проработанной концепцией в плане обеспечения взаимосвязи различных направлений отчетности – т.е. финансовой, стратегической, пострановой и так далее. Организации прибегают к интегрированным отчетам, чтобы показать, как различные их составляющие участвуют в создании стоимости.
Некоторые комментаторы также отметили, что вопрос аудита в отношении отчетов “MORE” может потребовать дополнительного внимания (нет особых причин сомневаться в и так хорошем аудиторском контроле основных отчетов “CORE”). А вот дополнительная гарантия качества по детальным отчетам не повредит.
“FAR считает, что технологии будут играть интегральную роль в разработке модели CORE & MORE. По мнению FAR, одно из преимуществ CORE & MORE в том, что она позволяет представлять информацию на базисе “когда она готова”. Это даст информации возможность вовремя попадать к разным группам стейкхолдеров. Чтобы это стало возможным, технология должна быть и определяющим фактором, и необходимостью” – шведская бухгалтерская ассоциация FAR
И респонденты, и участники тематических встреч признали растущую важность нефинансовой информации. По сравнению с финансовой, она во многих случаях может быть ориентированной в будущее даже в более значительной степени – следовательно, более ценной с позиции инвестиционных решений. Финансовая отчетность, однако, нисколько не утратит свою ценность, хотя бы с точки зрения подтверждения выводов о текущем финансовом состоянии – в этом ее основная ценность. В то же время пользователи будут благодарны, если она уменьшится в объемах и будет охватывать лишь то, что действительно важно для конкретной организации. Это стоит принимать во внимания и регуляторам при определении требований
Стоит помнить, что нефинансовая информация – это не только сведения о влиянии на окружающую среду, социальной политике и корпоративном управлении (эти три области привычно обозначают аббревиатурой “ESG” – от “Environmental, Social and Governance”). На самом деле нефинансовая информация может содержать операционные метрики, являющиеся индикаторами долгосрочного создания стоимости. Специфические примеры таких метрик – это, скажем, число зарегистрированных торговых марок, лояльность клиентов, мотивация сотрудников и так далее.
“Нефинансовая информация стала более значительной частью корпоративной отчетности. И с учетом того, что такая информация может улучшить инвестиционные решения, такая наработка очень желательна” - Институт сертифицированных финансовых аналитиков (CFA Institute)
Если совместить финансовую и нефинансовую информацию, это поможет пользователям получить более полное представление о результатах деятельности организации. “Отчетность как искусство” – это способность отразить взаимосвязанные финансовые и нефинансовые данные, и это идеальный способ довести до сведения пользователей информацию, которой в настоящее время владеет компания.
Но нефинансовая информация сама по себе – довольно сложная область; в ней множество областей, каждая со своей уникальной природой. Существенность как понятие также будет играть здесь важную роль, а если учесть взаимосвязь с финансовой информацией, то все только усложняется в разы. Принимая это во внимание, неудивительно, что многие респонденты призвали к разработке единых основ нефинансовой отчетности, за которые кто-то должен взять на себя ответственность. В конце концов, “Концептуальные основы” тех же МСФО давно существуют – почему же здесь должен быть особый случай? Такие принципы нефинансовой отчетности должны быть, в принципе, схожи и сопоставимы с принципами финансовой отчетности. Скажем больше – многие отметили, что в некоторых компаниях уже сегодня есть свои принципы представления нефинансовой информации, но авторы из Accountancy Europe не считают, что это то, что нужно, потому что определенно требуется дальнейшая наработка.
“Мы также наблюдаем возросший спрос со стороны окружения компаний на большую прозрачность относительно ценности компании с социальной перспективы в свете растущего понимания, что социальные ресурсы, которые компании используют, очень ограничены” – датская аудиторская ассоциация FSR
Наконец, немного по теме технологий. Практически единогласная точка зрения заключается в том, что корпоративная отчетность будущего будет полностью электронной, “в Интернете”. От традиционной “бумаги” и даже PDF придется постепенно отходить. В то же время не нужно относиться к технологиям настороженно, поскольку они значительно улучшат и упростят как подготовку отчетности, так и ее представление, а сами отчеты станут намного более дружественными по отношению к пользователям.
В то же время не стоит забывать, что “технологическая революция” несет с собой вызовы для аудита, поэтому аудиторам придется эволюционировать вместе с технологиями. Впрочем, об “аудиторах будущего” уже было сказано немало.
Со своей стороны Accountancy Europe будет благодарна за посильное участие в дальнейшей работе над концепцией отчетности будущего.
“Мы думаем, что новые технологии могут помочь компаниям усовершенствовать свою отчетность с минималистического, основанного на комплайенсе подхода к представлению действительно полезной и продуманной информации” – Институт общественных аудиторов Германии (IDW)
По материалам: Accountancy Europe