Конференция по налоговому администрированию

Практические советы

Автор:
Источник: GAAP.ru
Опубликовано: 12 Апреля 2011

7 апреля в Центральном Доме Предпринимателя, что на Покровке, прошла практическая конференция «Налоговое администрирование. Эффективные способы защиты прав налогоплательщика в 2011 году», организованная учебно-методическим центром «Градиент Альфа» и компанией «Такском», при поддержке Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России и Торгово-промышленной палаты РФ. Событие привлекло внушительное число отечественных специалистов, пришедших послушать и самим поделиться опытом. Предлагаем вашему вниманию материалы выступлений докладчиков.

Новые возможности электронного документооборота Докладчик: Мурашкинцев Игорь Владимирович, заместитель генерального директора Такском

Вначале несколько слов о компании-организаторе мероприятия. Компания предоставляет услуги по сдаче отчетности, работает на рынке более 12 лет. На сегодняшний день база клиентов составляет более 300 тысяч компаний, есть среди них и такие как ЦБ, Сбербанк, Ростелеком, Градиент Альфа и т.д.

Итак, что такое электронный документооборот? Это единый механизм по работе с документами в электронном виде. В большинстве случаев, однако, он используется только на стадии согласования документов, тогда как на выходе получаются обычные, «бумажные» документы. Юридически значимый документооборот в основном используется во внутрикорпоративном обмене.

Наиболее широко электронные документы применяются только на стадии сдачи отчетности. В коммерческой деятельности до недавнего времени, кстати, они практически не использовались. В чем же причина такого положения вещей в России? Как оказалось, все дело в самом тиражируемом документе, который является… чем? Правильно, счетом-фактурой, которая в электронном виде практически не используется. Точнее, не использовалась. В 2009 году был проведен пилотный проект по электронным счетам-фактурам – собственно, на основе этого проекта и была начата работа по внедрению. Итогом стало принятие закона N229-ФЗ, согласно которому теперь можно применять электронные счета-фактуры. Дело сдвинулось с места.

Кроме того, тот же закон предусматривает, что документы можно представлять в электронном виде и при налоговых проверках (порядок регламентируется Минфином). Порядок устанавливает процедуры взаимодействия участников документооборота с применением электронной цифровой подписи.

Чаще всего сейчас спрашивают, для чего нужен оператор связи? Функции оператора сводятся, прежде всего, к обеспечению гарантированной доставки от отправителя к получателю с фиксацией даты, а также хранению и подтверждению квитанций о доставке с датами поступления. Также оператор делает выпуск и сертификацию ключей электронной подписи.

Все функции оператора были реализованы в системе Такском-Файлер, которую разработала сама компания. В нее включен ряд сервисов, которые они сочли необходимыми для включения: в частности, тут есть система импорта данных для составления электронных счетов-фактур по бухгалтерской программе, которую уже используют клиенты. Присутствует система обнаружения ошибок, действуют функции визуализации, отправки ответов и т.д. Также реализована процедура согласования: если при получении получателю сваливается фактура, которая не соответствует регламенту, он может выслать документ на согласование, и процедура не займет много времени.

Преимущества? Помимо очевидных – снижение расходов на бумажные носители – многие отмечают сокращение времени на подготовку документов в ФНС, а также обеспечение безопасности и сохранности.В Европе, анализируя результаты, эксперты приходят к выводу, что переход на электронный документооборот значительно снижает финансовые расходы и экономит время.

Согласно данным ФНС, из 1 миллиона 700 тыс. компаний более 60% (около 1 миллиона 200 тысяч) уже используют электронную отчетность и электронную цифровую подпись.


Защита прав налогоплательщиков. Идентификация налоговых рисков Докладчик: Павел Александрович Гагарин, председатель совета директоров компании «Градиент Альфа»

По роду своей деятельности докладчик – Павел Гагарин – на практике занимается как раз такими клиентами с проблемами в области налоговых проверок. Главная цель тут – преодолеть корпоративные кризисные ситуации в сфере налогообложения. По этой теме в компании даже проводят специальный курс.

Итак, какие существуют системообразующие факторы возникновения налоговых рисков? Под «налоговым риском» здесь подразумевается, естественно, риск стать объектом повышенного внимания со стороны налоговых служб. Это:

  1. Сотрудничество с компаниями с признаками фирм-однодневок
  2. Резкое несоответствие отраслевым показателям (суммы оборотов, суммы уплаченных налогов, зарплата меньше средней более чем на 20%, несоответствие норм рентабельности и т.д.)
  3. Работа с недобросовестными контрагентами, которые используют схемы ухода от налогов. В частности – работа с неблагонадежными банками. Это, конечно, весьма условное определение – неблагонадежный – однако на сайте ЦБ можно найти информацию о таких заведениях. Например, это те, которые оказывают неформальные услуги сомнительного характера.«Вычислению» так или иначе поддаются.

Налоговики сейчас в меньшей степени придираются к нарушению принципов бухучета, а смотрят скорее на клиентов – нет ли там признаков однодневок, поскольку тут как никогда много возможностей для начислений. Цель курса, о ком идет речь выше – увидеть свое предприятие глазами налоговиков, чтобы иметь возможность управлять им так, как они от нас того хотят. Или даже НЕ хотят, поскольку в этом случае есть возможность доначислить – смотря как взглянуть на это.

Налоговое давление на бизнес в РФ возрастало на протяжении последних 10 лет. Коэффициент давления представляет собой соотношение клиентов к числу проверок (Павел Гагарин говорит о клиентах компании «Градиент Альфа», обратившихся к ним за помощью по этому вопросу). Как выяснилось, коэффициент вырос почти в 8 раз, т.е. можно сказать, что налоговики реально «вошли во вкус». Возросла при этом не только административная активность, но и усовершенствовались методы работы, повысилась эффективность. Да и, чего греха таить, едва ли не официальная политика государства такова, чтобы содрать побольше за нарушение. Налоговая доктрина осталась прежней. Как сказал один из высокопоставленных российских чиновников, «если налогоплательщик платит мало – нужно заставить его платить больше, а если платит много – заставим его платить еще больше» (за точность цитаты не ручаемся, но смысл вы поняли – GAAP.ru).

Итак, работа с компаниями-однодневками для налоговиков как красная тряпка для быка, но кто это такие вообще – однодневки? История берет свое начало с1990-х годов, когда на фоне всеобщего беспредела создавались фирмы по поддельным документам для совершения мошеннических операций. Среди таковых тогда были необеспеченные кредиты, финансовые пирамиды. И ведь что правда – такие компании действительно могли просуществовать буквально несколько дней, сделать свои темные делишки и самоустраниться.

Что сейчас? Сейчас такие фирмы могут жить и дольше. Это может быть на первый взгляд даже более-менее серьезное предприятие, но только на первый. У него вроде бы есть гендиректор, который сидит в кабинете, в приемной даже может быть секретарша. Как же узнать, кто перед нами?

Существует более 130 признаков, которые постоянно обновляются и модернизируются. Что это за признаки? Конечно, все 130 мы перечислить физически не можем, но вот некоторые наиболее показательные:

1] Регистрационные, юридические. Во-первых, смотрим на устав, который почти подчистую слизан с типового образца системы Гарант. Если совпадают целые абзацы – это явно оно.

Далее – директор, который является массовым. «Массовый» – это директор, находящийся на этой же должности в 10 и более юридических лицах. И не только он, кстати: главбух тоже может быть массовым, по ним даже есть списки, можно поискать. Массовый учредитель – еще один признак из этой категории.

Отсутствие главбуха, к слову, тоже является тревожным звонком. В этом случае гендиректор и главбух – это одно и то же. Да, теоретически возможно, что компания честная, но в этом случае она должна хотя бы объяснить, почему у нее так (мол, сами мы бедные, бизнес небольшой, нечем платить зарплату по отдельным должностям и т.д.). Теоретически, но возможно.

Далее гендиректор, учредитель и главбух – одно лицо (вариация предыдущего варианта). Или такой вариант: один-единственный учредитель, который к тому же является физическим лицом.

Еще один важный момент – адрес массовой регистрации (по аналогии, по таким «местечкам» есть списки). Как вариант, кстати – несовпадение юридического и фактического адресов – ВНИМАНИЕ, это бывает очень часто, даже если бизнес абсолютно честный. Такое положение вещей налоговикам нужно объяснять.

2] Финансовые признаки. Прежде всего, счет в неблагонадежном банке. По рейтингу должен стоять от 300 и ниже – списки есть на сайте ЦБ. Или это может быть банк, который не состоит в системе страхования вкладов по причине того, что просто не вошел туда. Опять-таки, есть хоть и редкие, но исключения. Например, банку, может, вообще не нужно там быть по причине специализации на клиентах-юридических лицах. Но при прочих равных это тревожный знак.

Характер денежных оборотов по расчетному счету. Давайте подумаем: они работают в зоне повышенного риска – значит, будут стараться, чтобы деньги не задерживались. Пришло – ушло, пришло – тут же ушло.

Далее, деньги приходят за очень разный спектр услуг. Это понятно: если бизнес темный, то фирма будет заниматься многими вещами, используя свою «ширму».

Несовпадение назначений входящих и исходящих платежей. Это привязано к предыдущему пункту. В самом деле, компания получает деньги за клиринговые – например – услуги, а уходят они на что-то еще, как то: на лекарства, горючие материалы и т.д. Чтобы торговать теми же лекарствами, по-хорошему компании полагается иметь лицензию на этот вид деятельности. Стоит ли говорить, что таковой, скорее всего, не отыщется.

Несоответствие уплаченных налогов обороту: платим копейки, тогда как в месяц проходят миллионы. Как же определить, сколько нам платить, чтобы не было вопросов у налоговых органов? А очень просто – есть же общеотраслевые показатели. Если это 20% отклонения – мы уже автоматом в зоне риска.

3] Организационные признаки. Среди таковых – неправильно, небрежно, юридически безграмотно составленные договора, которые не содержат даже очень важных пунктов, таких как «предмет договора».

Вопрос общения с фирмами однодневками – отдельная тема. Приходит проверяющий, интересуется – как, мол, общались, где познакомились? – «Да так, по электронной почте предложение упало, курьер какой-то приходил…» Ну несерьезно это! На Западе, кстати, отсутствие деловой переписки давно уже является очень важным признаком. Где протокол переговоров, где коммерческие предложения?! Все это обязано присутствовать.

Область применения однодневок – для чего они вообще используются? Как правило, такие структуры представляют собой конечные звенья в области схем «оптимизации ухода» от налогов. Есть разные схемы, некоторые очень распространены в РФ до сих пор. Проблемы наступают, когда в дело включаются налоговики. А арсенал у них богатый.

Какие методы анализа налогоплательщиков применяются в ФНС? Самый распространенный сегодня – банковские выписки. Помимо них применяются также так называемые математические модели, смысл которых в том, чтобы определить – с некоторым разбросом, разумеется – реальный доход от данного бизнеса, от данной деятельности – настолько он отличается от того, что подается в сведениях налоговикам. Существенное различие здесь – более 30%. Тут же устраиваются плановые и внеплановые проверки. Выездные, иногда камеральные. Камеральные, к слову, требуют меньше средств, при этом сам налогоплательщик может даже не быть в курсе, что против него идет проверка.

Ну а на основе этих проверок, в соответствии с уровнями налогового риска, уже происходит разбиение налогоплательщиков на добросовестных, условно добросовестных, недобросовестных и т.д.


Защита прав налогоплательщика при проведении проверок Докладчик: Разгулин Сергей Викторович, заместитель директора департамента наголовой и таможенной политики Минфина России

Камеральная налоговая проверка, поговорим о ней. Проводится на основе авансовых платележей, представленных налогоплательщиком, в течение 3 месяцев со дня представления. Вопрос такой – возможно ли привлечение налогоплательщика к ответственности по истечении этих 3 месяцев (плюс 10 дней, которые идут на подготовку документов)? По мнению ВАС, пресекательным является срок взыскания задолжености, а не сам срок проведения проверки.

Статья 88 НК говорит, что все мероприятия налогового хараткера должны быть завершены в течение 3 месяцев. Этот срок ограничивает права налоговых органов на истребование документов в рамках проверки, поскольку, если они требуют за пределами срока, налогоплательщик уже может обжаловать это как несоответсвие нормам Налогового кодекса.

Налоговый орган не может отказать в вычете по НДС, в случае если у него есть сомнения в деятельности, но при этом он не воспользовался своим правом на востребование документов. В противном случае такое решение будет признано несоответствующим постановлению ВАС.

Если говорить об отличиях камеральной от выездной проверки, то наиболее явным тут является процесс вынесения решения о проведении. Это отдельный документ, который четко оговаривает, кто именно и кого проверяет, кто именно проверятся (налогоплательщик вообще или только его филиалы). Документом закрепляются вопросы проверки, глубина проверки (срок деятельности комании, который подлежит анализу). Согласно статье 88, можно проверить отчетность сроком до 3 лет, предшествующих моменту вынесения решения.

Глубина и вопросы оказывают влияние на повторные проверки: дело в том, что нельзя повторно просмотреть уже проверенные налоги. Также налоговики не могут выходить за пределы, указанные в акте о проведении проерки, т.е они имеют право проверить только утвержденные документом налоги.

Также важно обращать внимание на Ф.И.О. проверяющих, постольку, хоть и редко, но может быть так, что в документе указаны одни, а приедут другие. Такой акт будет признан недействительным, и у компании есть полное право закрыть перед испекторами дверь.

Сроки проведения. С 2007 года срок составляет 2 месяца со дня принятия решения о проведении и НЕ зависит от фактического нахождения проверяющего на территории налогоплательщика. Т.е., если проверящие так и заявились, а срок идет – это их проблема. Однако нужно помнить, что закон допускает продление проверки, просто это должно быть обосновано через суд. Есть специальный перечень оснований для этого.

Решение о приостановлении проверки. В рамках такого решения срок не продолжается после принятия решения о приостановке, но возобновляется потом. Основания – необходимость перевода отдельных документов на русский и т.д. Вместе с тем, налоговики не очень заинтересованы в затягивании срока проверки, поскольку может возникнуть ситуация, когда у них выйдет все время на проведение, и проверять дальше будет уже нельзя.

В течение года можно проводить не более 2 выезных налоговых проверок. Есть, однако, 3 исключения: 1) принятие налогоплательщиком решения о реорганизации или ликвидации, 2) если налогоплательщик представляет уточненную декларацию с меньшей сумой налогов за отчетный период (в этом случае можно назначить как первоначальную, так и повторную налоговую проверку – это важный юридический нюанс) и 3) Наконец, это может быть решение вышестоящего налогового органа как часть проверки деятельности нижестоящего. Здесь у них не будет ограничений – они смогут проверить то же, что уже проверили до них их подчиненные.

В рамках повторных проверок по 2-му и 3-му из вышеперечисленных оснований фактически исключена ситуация привлечения налогоплательщика к ответствености… если только не будет в судебном порядке доказан факт сговора налогоплательщика и проверяющего в ходе первой проверки.

Наиболее конфликтной ситуацией во всех проверках ялвятеся процедура истребования документа. Процесс регулируется статьей 93. Есть специальный формальный документ – требование, в котором должно содержаться обоснование решения об истребовании. Если требовнание составлено некорректно, можно запросить у налоговиков дополгительную информацию. Срок исполнения требования – 10 дней с момента получения (либо в течении 6 дней с момента получения заказной почтой). Можно продлить срок выполнения требования, т.е. представления документов. Если даже так получилось, что мы не укладываемся в срок, сами действия налогоплательщика могут стать обстоятельствами, смягчающими ответственность (например, у нас случился форс-мажор, когда мы не смогли представить потому, что документы просто пропали, и нам пришлось восстанавливать их). В общем и целом же ответственность за непредставление документов по требованию – 200 рублей за каждый. Если вспомнить, что их могут быть тысячи, сумма иногда бывает приличной. Руководитель же может быть привлечен к административной ответственности.

Как именно представлять? Если содержание понятно, то мы делаем копии с документами в соответствии с правилами ГОСТ по делопроизводству (прошиваем документы, на последней странице ставим количество страниц). Представлять следует либо лично – с отметкой о принятии – либо по почте, с описью во вложении. Следование процедуре защитит налогоплательщика от ответственности.

Помним, что нельзя повторно истребовать документ, если он ранее уже был истребован в рамках проверки. Есть исключение: налоговые органы могут (собственно, должны в этом случае) указать, что ранее документы были ими утрачены. Но это, во-первых, крайняя редкость, а во-вторых, вряд ли вообще произойдет, поскольку утрата налоговиками документов, составляющих налоговую тайну, вообще-то влечет уголовную ответственность, и подставляться под удар им вряд ли захочется.

Статья 93’ устанавливает процедуры истребованния документов о деятельности контрагентов. Представляем либо копии документов, либо речь может идти об информации о совершенной сделке. С этого года введены ограничения на представление таких документов: только один раз, повторное истребование не допускается.

После составление акта о выездной налоговой проверке у налогоплательщика есть 15 дней на представление возражения. В течении этих 15 дней налоговики не имеют права приступать к делу. Налогоплательщику должен быть предоставлен доступ и возможность для ознакомления со всеми документами, в том числе полученными в рамках мероприятий дополнительного налогового контроля. Другое дело, что НК пока не оговаривает четко, сколько именно дней есть у налогоплательщика на это. 

________________________

Благодарим компанию «Градиент-Альфа» за плодотворное сотрудничество в рамках мероприятия

Автор:

Теги: Налоговое администрирование  электронный документооборот  Минфин  сдача отчетности  счет-фактура  права налогоплательщиков  фирмы-однодневки  налоговые проверки  камеральная проверка  выездная проверка  неблагонадежный банк  ФНС  налоговые риски  вычет по