Борко Ярослава, руководитель службы поддержки Prestima, компания НПО «Компьютер»
Какие методы помогут сократить дебиторскую задолженность в кризис? Кто в компании должен встать у руля и руководить этим вопросом? В вопросах разобрался эксперт Prestima.
Сегодня практически ни один хозяйствующий субъект не существует без дебиторской задолженности. Возникает дебиторка, как правило, при продаже товаров (работ или услуг) на условиях отсрочки платежа. Этот факт дает дополнительные возможности для обеих сторон:
- для покупателя – это возможность бесплатно использовать дополнительные оборотные средства;
- для поставщика – это способ привлечь покупателей и возможность расширить рынок сбыта товаров, работ, услуг.
Нестабильность экономической ситуации в России приводит к увеличению рисков при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг с отсрочкой платежа. Давайте рассмотрим основные причины роста дебиторской задолженности в условиях кризиса и способы, с помощью которых предприятие может на них влиять.
Основные группы причин, приводящих к росту дебиторской задолженности это:
- внешние факторы;
- внутренние причины.
К макроэкономическим причинам относятся:
- повышение ставок на кредиты как краткосрочные, так и долгосрочные, что в конечном итоге затрудняет расчеты между компаниями, так как они начинают придерживаться принципа: «Лучше заплатить пени по договору, чем брать кредит на оплату» (если пени ниже % по кредиту);
- уровень инфляции в стране: при высокой инфляции многиекомпаниине спешат гасить свои долги, руководствуясь принципом «Чем позже срок уплаты долга, тем меньше его сумма» (опять-таки если штрафы по договору не высокие).
Предприятие само по себе имеет слабое влияние на возникновение и проявление внешних факторов, но может менять свою маркетинговую политику с учетом них. Например, проанализировать возможности выхода на новые рынки сбыта, использовать межнишевые пространства, смежные рынки, изменить вид выпускаемой продукции (работ, услуг).
На проявление внутренних факторов компания-кредитор имеет максимальное влияние, так как их возникновение связано с организацией ее внутренних процессов. Работа с этой группой причин включает в себя такие методы как:
- отказ от «слабых» клиентов;
- определение 20% «золотых» клиентов, которые дают 80% просроченной дебиторской задолженности, проведение с каждым индивидуальной работы по выявлению причин возникновения просроченной дебиторской задолженности, возможностям её снижения и предотвращения появления в будущем;
- введение системы предотвращения и контроля дебиторской задолженности. Система включает в себя планирование допустимого размера дебиторской задолженности в целом по нашей организации, оценку финансового положения каждого контрагента до заключения договора, контроль размера дебиторской задолженности, анализ причин возникновения дебиторской задолженности и её просрочки;
- отказ от наращивания размера дебиторской задолженности до полной оплаты предыдущего долга. Как вариант, определить размер кредитного лимита для каждого покупателя и автоматически включать его в стоп-лист при превышении кредитного лимита – отказывать в отгрузке до погашения задолженности;
- начало работы с должником по возврату долга до того, как он станет просроченным, а сразу после наступления момента просрочки оперативный переход к формальным процедурам взыскания;
- наращивание юридических гарантий в ситуации просрочки платежа (пени, штрафы за просрочку оплаты, прекращение отгрузок в случае превышения лимита задолженности и тому подобное);
- разработка системы скидок при досрочной уплате клиентом дебиторской задолженности;
- использование юридических ноу-хау, таких как альтернатива залогу, «кольцевые сделки», угроза банкротства;
- ведение постоянной работы со своим персоналом: наращивание личных компетенций менеджеров по продажам, совершенствование организационной культуры, управление рисками и так далее;
- другие методы.
Во многом способы работы с дебиторской задолженностью зависят и от специфики деятельности организации. Для оптовой торговли продуктами питания подойдут стоп-листы, а для разовой поставки дорогой техники подойдет тщательная оценка финансового положения контрагента до заключения договора.
Работа с дебиторской задолженностью будет наиболее эффективной, если одновременно вести её по нескольким направлениям. При этом, если внешние факторы не зависят от организации деятельности предприятия и ограничить их влияние не всегда возможно или в отдельных случаях практически невозможно, то внутренние факторы целиком и полностью зависят от профессионализма финансового менеджмента компании, от владения искусством управления дебиторской задолженностью.