15 апреля в столичном отеле «Арарат Парк Хайатт» прошло еще одно заслуживающее всецелого внимания мероприятие – практическая конференция «Эффективные инструменты привлечения инвестиций и дешевых заемных средств», организованная издательским домом «Генеральный Директор». В целом присутствующие проявили недюжинный интерес к докладам участников и активно задавали вопросы, тем более что темы выступлений оказались актуальны и весьма полезны с практической точки зрения. Остановимся на них подробнее.
Наталья Горбунова, СFO Русское море Правило успешного IPO: время, цена, состояние компании
Выступление Натальи Горбуновой было организовано в виде практических советов на основе личного опыта проведения IPO самой компанией «Русское море». Публичное размещение как таковое можно рассматривать с позиции источника финансирования. Это, несомненно, более затратное мероприятие, и прежде чем приступить к нему, подумайте, не будет ли более оптимальным на данной стадии развития организации выбрать альтернативу – долговое финансирование в виде того же банковского кредита? IPO сложно в плане реализации, тут много тонкостей, но именно оно дает компании столь необходимые преимущества в виде справедливой (рыночной) оценки стоимости её капитала, возможности привлечения заемных средств по более низкой ставке, возможности финансирования проектов с длительным сроком окупаемости и не только.
Как именно размещаться – сразу в котировальном списке или вне котировального списка? Если первое, то требуется присутствие формального финансового консультанта, и здесь есть целый ряд тонкостей, о которых нужно помнить. Допустим, вы выбрали себе консультанта-аудитора (необязательно сразу «Большую четверку», но об этом чуть ниже). Для аудиторов сразу же необходимо зафиксировать верхнюю границу вознаграждения, в противном случае они будут тянуть время и набивать цену. У компании «Русское Море» этого сделать не получилось – признается Наталья, не вдаваясь здесь в подробности. Не позволяйте консультантам манипулировать вами!
Для иностранцев желательна, конечно,«Большая четверка», поскольку российских фирм они могут и не знать, но вот для российских инвесторов это, в принципе, необязательно. У российских аудиторов требования тоже достаточно жесткие, они стараются ориентироваться на международные стандарты, потому качество их услуг остается на хорошем уровне.
Основные этапы проведения IPO: 1) Подготовка (…проспекта эмиссии, модели, Due Diligence, презентация менеджмента). 2) Пре-маркетинг (оценка аналитиков, публикация их отчетов, предварительная оценка рынка и отзывы потенциальных инвесторов) 3) Roadshow – «Дорожное шоу» 4) Установка ценового диапазона и закрытие сделки
Презентация менеджмента. Все данные здесь должны быть подтверждены официальным источником. Участие ключевых функциональных менеджеров обязательно. Также обязательна репетиция, поскольку очень большую важность имеет уверенность и убежденность выступающих.
Подготовка проспекта. Обратите особое внимание на организационную часть! Для обсуждения каждого вопроса по проспекту привлечение всех имеющихся в наличии банкиров и не только – вовсе не обязательно, и даже нежелательно. Гораздо эффективнее здесь работают небольшие рабочие группы, поскольку, когда обсуждение проводят 20-30 человек, то оказывается, что реально обсудить что-либо невозможно в принципе. Но даже с небольшими дискуссионными группами старайтесь не позволять никому навязывать свое решение, сколь бы опытными практиками выступающие ни казались вам, ибо в противном случае вы получите несколько взаимоисключающих решений. Юристы ведь хотят одного, банкиры хотят другого…
Дискуссии с аналитиками после презентации менеджмента: здесь главное – не делать излишне оптимистичных прогнозов, поскольку это снизит доверие инвесторов. Невыполнение прогнозных показателей после фактического проведения IPO сильно уронит цену акций, придется оправдываться перед инвесторами. У «Русского моря» как раз была такая проблема – снова поделилась негативным опытом Наталья, вновь не вдаваясь в подробности. При прочих равных, лучше уж слегка недооценить свои возможности и сделать приятный сюрприз инвесторам уже после размещения.
Пре-маркетинг и установка ценового диапазона – как это происходит? Организуется большая встреча между банкирами и компанией для установки ценового диапазона. Не ожидайте, что встреча будет простой: в конце концов, вы у них не единственные клиенты, и только вас они «защищать» не будут. Однако и к банкирам нужно прислушиваться, ибо может быть и так, что у вас были высокие установки, и рынок их просто не принял. И именно банкам это известно.
После установки ценового диапазона компания едет на IPO, и тут особую важность приобретает PR поддержка. И вновь «Русское море» здесь столкнулось с некоторыми неприятностями. Представьте, что вы приходите в агентство, и вам подсовывают якобы наилучших консультантов. Этот человек явно умеет говорить, он (или она) говорит хорошо и убедительно. Вы готовы принять предложение. Не торопитесь! Поинтересуйтесь, будет ли он (она) работать на индивидуальной основе или в команде. Ведь если будет команда, то все это красноречие может и не иметь сильного значения: а вдруг ваш «представитель» будет всю дорогу молчать, а все остальные члены этой команды окажутся дилетантами? Иными словами, вам просто могут подсунуть «не тех». Ну и еще один момент по PR-службам: оговорите порядок написания пресс-релизов.Это ведь также их работа, пусть сами пишут, а вы потом проверите, что они написали. А то некоторые любят перекладывать эту работу на саму компанию.
Roadshow – «дорожное шоу». Очень важно здесь, чтобы все члены команды вступали и говорили. Если выступает кто-то один, то даже если он говорит хорошо – это воспринимается как-то неубедительно и даже в негативном ключе. Опять-таки, не давайте оптимистичных прогнозов – вас все равно поймают! Важно выбрать правильную аудиторию своих инвесторов. Вот наглядный пример с компанией «Русское море». Эта компания – производитель рыбной продукции, как это прекрасно всем известно. Бренд рыбы как таковой – весьма специфический. В смысле, имеет свою особую специфику. Компания ездила на дорожное шоу в Лондон, где их приняли холодно. Почему? Просто бренд рыбы как таковой им непонятен – не видят разницы. А вот в странах Скандинавии (Швеция, особенно Норвегия, это очень известный экспортер) их восприняли хорошо, поскольку в этой отрасли они «профи»… Также подумайте, имеет ли смысл вообще встречаться, в зависимости от объема размещения, ведь в отдельных случаях это может быть просто неоправданно. Удачи вам c IPO!
Тимур Беликов, исполнительный директор департамента проектного и структурного финансирования, руководитель дирекции финансирования Газпромбанка Какие компании банки готовы кредитовать сегодня: критерии принятия решений
Банковское кредитование – сегодня поговорим о нем. Потребность в кредите хоть раз ощущал любой из нас. Как стоит договариваться с банком? Кредитование бывает разным, и, в зависимости от его вида, требования банков могут быть разными.
Кредитование на пополнение оборотных средств (также имеет название «оборотное кредитование»). Вокруг чего здесь обычно идут разговоры? 1) Кредитоемкость 2) Залоги 3) Ставка процента.
Что такое кредитоемкость? Если совсем просто, то это то, сколько можно выдать денег клиенту и притом сделать это безопасно. При прочих равных, чем ниже долговая нагрузка, тем она выше – следовательно, ниже будет ставка процента. Залог также снижает ставку процента. При высокой долговой нагрузке банки требуют дополнительный залог.
Что смотрят банки у клиента, прежде чем принять решение? Чистую прибыль, чистые активы. В основном это все. Неверная точка зрения существует, что они обязательно перетряхивают всю вашу отчетность: у них на это ресурсы тратить тоже особого желания нет. А вот если чистые активы и чистая прибыль велика, то есть компанию, по меньшей мере, можно отнести к безубыточной, без признаков банкротства – это уже хорошо, и это для кредиторов главное.
Мы рассмотрели оборотное кредитование, теперь же поговорим по проектному. Здесь уже 6 составляющих: 1) Наличие платежеспособных поручителей 2) Дополнительные залоги по проекту 3) Дополнительная доходность 4) Доля собственного участия 5) Команда и качество проекта 6) Рынок.
Логика проста: если чего-то одного меньше, то чего-то другого должно быть больше. Тимур Беликов проводит здесь очень точную аналогию, называя эту схему «кредитный конструктор». В роли конструктора выступает сам банк. Например, если платежеспособного поручителя у клиента нет, банк захочет поднять долю собственного участия, и кредит все-таки будет вам выдан, но на несколько других условиях.
Проектное финансирование без регресса на бизнес инициаторов – что это такое? Здесь нет дополнительного залога, нет поручительства. Подумаем, возможно ли это вообще: приходит фирма и просит кредит, но не хочет давать поручительства? Да, и такая ситуация возможна, но на все должно быть объективное объяснение. Например, это может быть случай, когда бизнес связан ковенантами (условиями договоров) с другими банками (т.е. не может предоставить залог). При этом другие банки кредит давать не желают. Или, например, такой вариант: часть акционеров, участвующих в бизнесе, не поддерживает проект. Или бизнес вообще продан, но есть деньги для собственного участия в проекте… В любом случае, бизнес должен быть для вас профильным, чтобы даже при таких условиях вам был предоставлен кредит. Кроме того, необходимо наличие запаса финансовой прочности. И самое главное – необходимо высокое качество и проработка проекта.
Вопросы из зала (здесь и далее сами вопросы и ответы приводятся не дословно, передается общая их суть – GAAP.ru)
Есть ли рынок проектного финансирования в РФ на практике? – Да, однозначно есть, и активно его можно наблюдатьна примере работы Сбербанка, ВТБ, того же Газпрома. В Газпроме встречается 20-25 случаев проектного финансирования в год, есть среди этих проектов и проектное финансирование без регресса.
Если уж делать банку презентацию, то какую сумму лучше назвать, чтобы вами заинтересовались? – При прочих равных, чем проще проект, тем ниже сумма требуется.
Чем выше риск, тем выше ставка – это известно. А если проект не выгорит, то банк ведь ничего не получит вообще – что на это скажет кредитный отдел? – Да очень просто, под очень высокую ставку просто не производится финансирование, а работать будем всегда с опытными кандидатами.
А если сумма кредита превышает в несколько раз залоговые возможности? – Проектное финансирование залога не предусматривает вообще. Значит, на полтора-два года банк берет на себя дополнительный риск за счет собственного участия.
Вы говорите о крупных игроках типа Сбербанка, которые в кризис отобрали себе всех клиентов. Вы не боитесь, что сейчас будут идти обратные процессы, когда более мелкие игроки всех клиентов отберут обратно? Например, лично я крупных игроков даже не рассматриваю, да они и сами не дадут: либо просто неинтересно, либо назовут бешеные проценты. Залогов нет, 5 лет срока требуется… Что делать? Нашелся мелкий банк, сам предложил, и все замечательно кредит дали – При прочих равных, Газпромбанк все-таки пытается всегда договариваться с клиентами. Зависит от условий. Если проект крупный, то можно идти сразу в головной офис, если не очень – тогда, наверное, лучше попробовать региональные отделения, которые работают с такими клиентами.
Кстати по регионам. Существуют две взаимопротиворечащие тенденции сегодня. Известно, что есть определенные объемы, с которыми можно сразу обращаться в головной офис. Однако, начиная с определенного момента, « голова» может начать сильно недооценивать активы, где-то на 50% ниже, чем они есть. Вопрос в следующем: может, лучше идти сразу в офис в Перми за кредитом, а не в Москве? Ситуация была такая: был приобретен недостроенный объект, который недооценили – Оценить объект незавершенного строительства всегда непросто. Рекомендация – лучше обращаться в филиал, а головной офис может работать с этой заявкой уже через него, прочем заявка будет рассмотрена в течение 3-х дней, не дольше.
Как вы считаете, есть ли шансы на кредитование у крупной лизинговой компании? Если это высоколиквидные предметы лизинга? Скажем, 10% годовых – это же неприемлемо – Все сегодня определяет рынок. Ситуация меняется сегодня, и 10% – нормальная ставка
Роман Борисов, финансовый директор Premium Retailers Десять проверенных аргументов для получения кредита на выгодных условиях
Компания Premium Retailers привлекает финансирование именно через банки. Это крупная сеть магазинов, она работает в нескольких странах. Это такие известные марки как Sony, Apple, Nokia, Lego и т.д. Финансовый директор Роман Борисов поделился с участниками конференции десятью основными факторами, оказывающими прямое влияние на доступность кредита. Общая логика здесь такова: банки не ищут тех, кому нужны деньги. Наоборот, они ищут тех, кому деньги НЕ нужны. Итак, каковы же ваши аргументы в общении с ними?
- Финансовое состояния заемщика. Это могут быть разные комбинации и соотношения – например, соотношение чистого долга к EBITDA. Или долга к собственному капиталу. Рекомендация: не позволяйте банку навязывать ковенанту (условие, в данном случае – соотношение) жестче, чем по отрасли в среднем. Далее, оговорите алгоритм расчета. Ту же EBITDA можно посчитать четырьмя разными способами, и в зависимости от этого будут различные искажения. Помните о том, что банки относятся к расчету по-разному: кто-то, например, включает курсовую разницу, а кто-то нет. Это все нюансы, о которых нужно помнить. И наконец, не принимайте на себя обязательств по ковенантам в абсолютных цифрах!
- Прозрачность бизнеса. Каковы её условия? Наличие учетной политики, правил составления отчетности. Возможность верификации через сопоставление отчетности по РСБУ. Аудиторские заключения, наконец.
- Наличие альтернативных источников финансирования – какие условия выдвигают сейчас? Банки смотрят на то, есть ли предложения от других банков, и если таковые имеются, это сильно поднимает ваши шансы. Сама ситуация чем-то схожа с общением кандидата и работодателя на собеседовании – главное, продать себя подороже. Если есть те, кто готов предоставить вам кредит – это уже хороший знак.
- Наличие устойчивой бизнес-модели и понятных планов развития бизнеса на период кредитования
- Комплексное сотрудничество с банком
- Выбор банка должен быть аргументированным. Докладчик поведал присутствующим, что однажды он работал в компании, у которой уже было 2 крупных банка. Приехали банкиры (из еще одной банковской организации) и спросили, а, собственно, зачем им они, если у компании уже есть двое крупных потенциальных кредиторов? Здесь главное правильно ответить. Ответ в духе «хочу много и под хорошие проценты» вряд ли склонил бы банкиров к положительному решению. Докладчик заверил, что такой ошибки, конечно, не совершил. А правильным ответом было (и будет в похожей ситуации), что те двое банков, о которых идет речь – не такие гибкие, а мы как бы ищем более лояльный вариант, потому и обратились. Кредит был по итогу успешно получен.
- Текущий кредитный портфель и понимание рынка банковских продуктов. Если вы всегда гарантировали возврат, и у вас хорошая кредитная история… в общем, понятно, что ваши шансы выше.
- Понимание того, как принимаются решения в банке: важно довести свои аргументы до ключевых сотрудников. Бывает ведь и так, что общаешься с «клиентщиками» (т.е. нижняя ступень, это те менеджеры, которые, грубо говоря, встречают вас и первыми выслушивают). И вроде бы все идет хорошо – тебе улыбаются, кивают. А когда доходит дело уже до кредитного комитета, тут же вдруг оказывается, что и условия почему-то другие, и вообще все переврали. Получение кредита – это целый продолжительный процесс, и нужно уметь довести позицию до всех ключевых фигур.
- Понимание текущего состояние с ликвидностью на рынке. Факторы: уровень в экономике, сезонность, стратегия банка – все это влияет на результат.
- Чтобы получить меньше – проси больше.
Вопрос из зала: сколько вообще должно быть банков-кредиторов в компании? Ответ: Нужно исходить из ситуации. При прочих равных один – это, конечно, мало. В компании, о которой здесь идет речь и которую представляет докладчик, есть два крупных и два мелких банка-кредитора, но при этом и сама компания, конечно, не маленькая.
Алексей Прусов, Финансовый директор Ralf Ringer Кредитные альтернативы
Алексей Прусов с самого начала своего выступления заявил, что постарается воздержаться от упоминания конкретных имен, дабы не делать им рекламу. А все то, о чем он собирается рассказать здесь (то есть, как это понятно из названия – об альтернативах банковскому кредиту) – все это можно реально сделать хоть завтра. Это, по сути, презентация продуктов, которые дешевле банковских, причем они доступны на рынке хоть сейчас. Другое дело, что все они имеют свою специфику и тонкости, которые необходимо изучить, если у вас появилось желание этими вариантами воспользоваться.
1) Первое, о чем мы поговорим – это форма кредита через контракт на поставку плюс аккредитив банка. «Полубанковский», скажем так, продукт. Заемщик выпускает аккредитив с отсрочкой платежа в пользу поставщика. Аккредитив выпущен банком, который НЕ финансирует сделку. Потом поставщик дисконтирует аккредитив в финансирующем банке и получает средства. Одновременно компания продает товар покупателю на условиях предоплаты и получает деньги – собственно, заемные средства. Таким образом, компания, имея отсроченные обязательства по аккредитиву, использует полученные средства в течение срока отсрочки. Тут все равно понадобятся залоги.
Стоимость такого продукта – это стоимость денег, которые берет фондирующий банк, плюс стоимость аккредитива, плюс стоимость брокеров (которые тут – полноправные участники сделки). Где-то от 2.5 % , а дальше уже идет комиссия компании, которая и структурирует такую контрактную сделку. В принципе, получить это можно достаточно быстро. Деньги нецелевые, никто не контролирует, куда они идут. Наибольшая проблема – позиция банка, которому все это может быть просто невыгодно.
2) Возможность получения условий отсрочки платежа: страхование поставщиков.Этот вариант был реализован на практике. Поставщики у компании (Ralf Ringer) – зарубежные, работают с международными страховыми компаниями. Что они сделали – они обратились к одной из таких международных страховых компаний, предложили поработать на получение лимита доверия. Получили рейтинг – получили и сумму лимита на них. После этого уже пошли к поставщикам, чтобы работать с ними. Стоимость составляет в среднем от 5% при небольшом объеме до 0.8% при большом (в каждой страховой компании есть свои лимиты). Страховая ставка – 0.8%. Макс. отсрочка платежа – 60 дней.
3) Возможность получения реальной выручки: страхование поставок покупателям с рассрочкой платежа. Пока эта вещь представлена в России всего 2 компаниями, которые занимаются страхованием поставок покупателю. Условия, собственно, те же. Что интересно, предложение продукта на рынке разное: кто-то предлагает страхование от неуплаты, кто-то страхует на случай банкротства или юридических проблем. Минимальная премия составляет 800 тысяч рублей. Страховая ставка – 0.8%. Стоимость в среднем та же, что и в предыдущем случае. Максимальная отсрочка платежа – 60 дней.
4) Возможность получения реальной выручки: кредитование покупателей. Это новый продукт на банковском рынке, компания Ralf Ringer его уже делала. Теперь даже есть подражатели. Суть проста: мы подписываем с банком соглашение, работаем с ним по всем аспектам этого дела. Если наш клиент хочет купить продукцию, а денег нет, мы получаем от него заявку на определенный объем товара. После этого клиент звонит сотруднику банка, его приглашают на встречу, и там производится оформление кредита. Получить такой кредит можно дней за десять. Наша гарантия в этом продукте: мы подписываем договор на РЕПО в случае наступления страхового случая. Клиент не может использовать кредит на какие-то иные цели. Помимо всего прочего, мы регулируем сроки и объемы.
5) Мезонинное финансирование: нецелевое заимствование на материнскую компанию. Здесь мы начинаем говорить уже о дорогих альтернативах, даже дороже банковских продуктов. Об мезонинном финансировании говорят мало, и пока даже нет определенного термина. Это некий гибрид субординированного финансирования, в соответствии с неофициальным определением. Это кредитование в оффшорной зоне, нецелевое, под залог долей в акциях, с возможностью их конвертирования… Статистики здесь мало: ведь кто берет, не афиширует этого. Характерная особенность сделки: её долго структурировать. Чтобы получить деньги, должно пройти минимум 6 месяцев. И выдаются они надолго – 5-6 лет. Ставка определяется также очень «интересно»: может оказаться дешевле обычных кредитных денег, а может и дороже.
6) Прямые инвестиции. Очень дорого сегодня – 30% в год. Плюсы: профессионализм инвесторов, возможность привлечь долговое финансирование (кто-то под это дело обеспечивает еще и банковское кредитование в полном объеме), обеспечение финансовой стабилизации. Кроме того, не требуется залогового обеспечения. Минусы: помимо дороговизны, играет роль фактор времени (минимум полгода). Кроме того, инвестор может под это дело потребовать юридической структуры.
Денис Балакин, старший юрист коммерческой практики Goltsblat BP Топ-10 опасных оговорок в кредитных договорах
А вот тема, с которой потенциально может столкнуться любой из нас, ведь кредиты у банков берут очень многие – потребительские, ипотечные, на покупку авто и т.д. Посмотрим на это не с позиции банков, а с позиции нас самих – защиты интересов тех, кого кредитуют. Ведь не секрет, что у банков много власти, которую некоторые из них используют себе на пользу и потребителю во вред.
Здесь мы будем говорить о наиболее проблемных вещах, которые можно обнаружить в любом договоре – начал свое выступление Денис Балакин. Этот рейтинг отнюдь не универсальный, а порядок от 1 до 10 не абсолютный, а, скорее, хронологический – когда именно та или иная проблема может проявить себя.
Какие здесь общие моменты? Какие исходные данные имеем? Во-первых, роль банков у нас в стране очень значима. Они лоббисты. Законодательство имеет откровенно пробанковскую позицию в РФ. Вспомним кризис, как «жирные коты» получали финансовую помощь государства. Самые крупные получали помощь первыми.
Кредиты, которые рассматриваются судами – пусть даже это явно неподъемный кредит, который свалит любую компанию – да неважно! Любой суд будет рассматривать его именно как кредит, а не как, извините, кабалу.
Второе: условия предоставления кредитов могут содержаться в разных документах (сам договор, правила банка, норматив банковского регулятора).
Третье: все внимание на МЕЛКИЙ ШРИФТ!
И последнее. Так уж вышло, что если обманули вы, то это ответственность, это заведение дела. Если же обманул банк – в худшем случае ему просто выпишут штраф. Такая вот «справедливость». А теперь, собственно, к десяти наиболее распространенным опасностям с кредитными договорами.
- Плата за предоставление кредитов. Это известная вещь, которая активно освещалась какое-то время отечественными СМИ, и даже были в её отношении предприняты определенные законодательные инициативы. Помимо процентов, в договоре могут быть включены иные платы за кредит: комиссия за выдачу, плата за рассмотрение, за проверку потенциального заемщика (кстати об этой проверке: а с какой-такой радости мы вообще должны платить за то, что банк должен делать сам для себя?), комиссия за обслуживание ссудного счета (хотя это виртуальная такая вещь по своей сути). Вообще, эти условия можно оспорить как нарушающие права, если банк не сможет доказать их обоснованность.
- Отказ от выдачи/получения кредита. Банк имеет право отказаться от выдачи, если имеется свидетельство, что кредит не будет возвращен в срок. Есть некий перечень обстоятельств, которые не всегда с очевидностью свидетельствуют о невозможности возврата. Что же это за обстоятельства, которые НЕ ОЧЕВИДНО свидетельствуют? Например, есть некие данные, что негативная тенденция в компании будет продолжаться – и банк отказывает. Вообще, это не совсем правильно: одно дело, если бы мы действительно обанкротились – понятно, «тенденция» куда уж ниже. Но если это временное ухудшение показателей, отказа быть не должно, и такой отказ можно оспорить через суд. И еще момент: договор может ограничить право заемщика отказаться от получения кредита, и в таком случае отказ будет рассматриваться как нарушение договора, а на заемщика наложат штраф. Вот оно как.
- Поддержание определенного объема оборотов. Кредитный договор может предусматривать обязанность заемщика поддерживать определенный объем оборотов на счетах банка (то есть, если что-то случится, банк заморозит счет и деньги не уплывут). Логично, но ведь бывает, что доходит до абсурда: 80% на счете, и такой случай был на практике. Возникает вопрос – а где сам кредит, собственно, если мы используем только 20% и не более?! И ведь было дело, это дело рассматривалось в суде, и тогда решилось в пользу заемщика. Условие было признано ограничительным.
- Целевые кредиты. Здесь стороны определяют цель, все понятно. В этом случае банк получает право контролировать расходование. Способы контроля можно прописать в контракте, и вот они-то могут стать для заемщика обременительными. Как контролируют на практике? Да по-разному, иногда чуть ли не доступ к своей бухгалтерии просят им дать, чтобы они проверяли. Нецелевое расходование – причина потребовать кредит назад. Цель нужно формулировать ЧЕТКО, поскольку в законе не оговаривается, какая она может быть. По большому счету, любой (кроме разве что терроризма и действий, запрещенных законодательно). Что мы получаем здесь? Теоретически, банк может захотеть вернуть деньги просто потому, что у него сейчас плохо с наличностью, потому он просто «подставляет» заемщика, чтобы вытребовать кредит назад. Суд? Да, но шанс здесь 50-50, как обычно. Здесь еще такой момент есть: кредит, выданный на пополнение оборотных средств, судом будет рассматриваться как обычная хозяйственная сделка вне зависимости от его размера, пусть он хоть на 2 миллиона или больше. То есть в качестве крупной сделки это не посчитают.
- Валютные оговорки. В кредитном договоре допускается использование эквивалентов валют и «у.е.» в целях расчета выдаваемого кредита, процентов по нему и т.д. Но что если банк пересчитает платежи и поменяет валюту? Это риск. Банк может конвертнуть задолженность из одной валюты в другую, и они на этом, бывает, что и зарабатывают.
- Изменение процентной ставки. Вообще, наиболее сложная для заемщика оговорка. Работает, только если включено в договор – в общем порядке банк НЕ имеет права в одностороннем порядке её менять. Но это с недавних пор, закон принят только в 2010 году («…без экономического обоснования» – так говорится в законе, т.е. чисто теоритически, оказывается, можно). Бывает, что ставка ЦБ меняется – скажем на 2.5%, а банк увеличивает на 5% – были и такие случаи, но здесь, по идее, уже должен вступиться суд, который укажет, что 5% – это далеко не 2.5%, и экономического обоснования для такого увеличения ставки у кредитора нет.
- Право на рефинансирование. Ряд условий может затруднять возможности рефинансирования: ограничение досрочного возврата кредита, невозможность перехода прав по обеспечительным сделкам (напр., запрет послед. залогов), прямой запрет на получение финансирование из других источников (а это, кстати, нарушение антимонопольного законодательства).
- Обеспечение кредита. Взыскание на предмет залога налагается в судебном порядке, если иное не оговорено договором: иными словами, может оказаться, что банк решит это вне суда и возьмет сам предмет залога. Кроме того, банки любят расширять перечень нарушений, дающих право на взыскание.
- Досрочный возврат кредита. Банк имеет право требовать возврата в случае нарушения условий договора. Заемщик же, как правило, ограничен, поскольку банки требуют за это дополнительную комиссию, поскольку не получат полную прибыль, какую хотели. В этой связи в договорах банки стараются расширить список нарушений, чтобы иметь право потребовать возврата. Может, опять-таки, дойти до абсурда: один раз баланс не показали – все, возвращайте деньги назад. Что до судебной практики – понятно, единства мнений нет, но некоторый шанс оспорить есть.
- Двойное начисление процентов. В случае нарушения сроков возврата банку предоставлено право начислить проценты за пользование кредитом, предусмотренное договором. А также начислить штрафные проценты. Это что-то типа неустойки, только это не неустойка, потому что «двойной» неустойки быть не может в принципе. Теоретически можно это дело оспорить в суде.
Удачи вам с кредитами! Пусть ничего из вышеперечисленного вас не коснется.
GAAP.ru выражает благодарность ИД «Генеральный Директор» за сотрудничество в рамках мероприятия