11 апреля Минюст России зарегистрировал приказ ФНС России от 5 марта 2012 года № ММВ-7-6/138№, утвердивший форматы электронных счетов-фактур. Тем самым появилось законодательное разрешение и практическая возможность использовать электронные счета-фактуры.
Фактора, сдерживающего компании от перехода на электронные документы, больше не будет. Появление легитимных электронных счетов-фактур имеет огромное значение не только для развития электронного документооборота (ЭДО) в России, но и для качественного развития всего бизнеса, в частности (и в большей степени) – сферы розничной торговли.
Хорошо известно, что любые поставки сопровождаются значительным количеством документов: это товарные и транспортные накладные, счета-фактуры, акты. В случае с продуктовым ритейлом, особенно если продукты – скоропорт, торговля сопровождается многочисленными исправлениями, составлением дополнительных документов и т.п. Если же ритейлер – крупная торговая сеть с множеством поставщиков, то десятки документов ежемесячно превращаются в тысячи.
Широкая сеть поставщиков и размеры нашей страны приводят к тому, что доставка документов отнимает много сил и средств, документы зачастую теряются, приходят с опозданием. Отсутствие или неправильное оформление документов нередко ведет к доначислениям НДС, что отрицательно сказывается на прибыли компании. Поэтому электронный документооборот – это естественный шаг ритейлера для оптимизации своей работы и повышения рентабельности.
Электронные документы сводят на нет такие неудобства ведения торгового документооборота, как далекие расстояния, сложности обработки, ручной ввод данных, хранение документов на архивных площадях. Электронные документы повышают оперативность и прозрачность взаимодействия. А при соответствующем соглашении между сторонами подписанные электронной цифровой подписью (ЭЦП) документы становятся юридически значимыми.
Облегчить жизнь на языке EDI
Частично проблемы бумажного документооборота в некоторых торговых компаниях решаются посредством внедрения EDI (Electronic Data Interchange). EDI — это серия стандартов по обмену структурированными данными, способ передачи деловой информации по Интернету (протоколы AS2, SOAP или каналы VAN) посредством закодированных и стандартизованных фраз (сообщений). Стандарты EDI, такие как EANCON 97, EANCOM 2002 и GS1 XML, разработаны специально под нужды торговли: на них формируются и передаются практически все документы, используемые компаниями: заказы на поставку, акты о разногласии, товарные накладные, счета-фактуры и т.д.
В Европе EDI активно используется уже с начала 80-х гг., а в начале 90-х гг. стандарты UN/EDIFACT («электронный обмен данными в управлении, торговле и на транспорте») были переведены на русский язык. После этого началась работа по адаптации этих стандартов под российскую действительность, и сейчас внедрением EDI в России занимаются две организации: ECR-Rus и «ААИ »ЮНИСКАН / ГС1 РУС".
Чтобы обмениваться EDI-сообщениями, компаниям достаточно подключиться к общей платформе (посредством EDI-провайдера): такой способ подключения избавляет от проблем интеграции учетной системы с учетными системами контрагентов и погружением в их внутренние документообороты. Сейчас в России порядка 10-ти сертифицированных (т.е. предлагающих высокий и контролируемый уровень обслуживания и качества связи) EDI-провайдеров. Многие из них предлагают как интеграцию с учетной системой пользователя, так и более простые веб-решения.
«Полистайте наш каталог»
Еще один метод оптимизации работы в торговой сфере – это так называемые каталоги GDSN (Global Data Synchronisation Network). Сейчас по большей части обмен коммерческой информацией между контрагентами происходит в форматах Excel-файлов или в виде бумажных каталогов. Для характеристики товара каждый поставщик использует собственные (иногда избыточные) наборы атрибутов, единицы измерения, способы представления и т.д. Естественно, обрабатывать такую информацию чрезвычайно сложно, неудобно и энергозатратно. Сертифицированные каталоги GDSN – это электронные каталоги стандартизованных данных о предметах торговли. Одни из них выступают в роли источников, другие – в роли получателей мастер-данных о товарах. Каждый товар в таком каталоге описывается по единой схеме и набору атрибутов. Более того, описание происходит на нескольких уровнях: минимальной потребительской упаковки, а также на групповом, складском и логистическом. Каталоги синхронизируются между собой посредством глобального регистра. В итоге, поставщики получают возможность публиковать и обновлять коммерческую информацию о своих товарах в глобальной сети, а покупатели — оперативно получать актуальные сведения об ассортименте поставщиков. В качестве каталога могут выступать как специализированные провайдеры, так и национальная организация GS1. В настоящий момент по всему миру порядка 30 сертифицированных каталогов GDSN, из них 7 представлены российскими операторами.
Юридически значимый ЭДО
EDI — это язык для электронного взаимодействия, позволяющий обмениваться практически всеми необходимыми в торговых отношениях документами. Он гибок, прост и универсален. Однако такой язык не заточен под то, чтобы передавать через него юридически значимые документы, которые, напомним, таковыми становятся только после подписания их ЭЦП при определенном соглашении сторон. Поэтому электронный юридически значимый документооборот – это отдельная ниша на рынке программного обеспечения бизнеса. Сейчас такие решения разрабатываются компаниями, получившими название «операторов электронного документооборота».
Обмениваться юридически значимыми электронными документами (за исключением счета-фактуры, оригиналом которого признавалась исключительно бумажная форма) стало можно с 2002 года, с Федерального закона РФ от 10.01.2002 №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи». Однако в условиях невозможности перевести счет-фактуру в электронный вид, а также представить электронные документы в налоговую службу, электронный документооборот за эти десять лет практически не развивался. Сейчас же, после утверждения порядка представления, а также форматов электронного счета-фактуры, т.е. подготовки всей нормативной базы для обмена этими документами, интерес к юридически значимому электронному документообороту резко возрос.
Заместитель руководителя ФНС России Даниил Егоров считает, что выгоды от перехода на электронный документооборот для бизнеса будут более чем значительные: «Переход на «цифру» в среднесрочной перспективе – это примерно 6-летний период – позволит сэкономить порядка 240 млрд. евро».
Электронный документооборот: три стороны одной медали
Выставление юридически значимых электронных счетов-фактур возможно только через операторов электронного документооборота. Поэтому компаниям, решившим перевести в электронный документооборот не только торговые, но и бухгалтерские и налоговые документы, придется пользоваться услугами как EDI-провайдеров, так и оператора электронного документооборота.
«Для максимальной оптимизации работы с документами я бы посоветовал ритейлеру и его поставщикам задуматься о полной интеграции всех трех сервисов: EDI-провайдера, оператора электронного документооборота и каталога мастер-данных – между собой и внутренней учетной системой. Согласитесь, это очень удобно: в своей системе формировать заказ, основываясь на автоматически подгружаемых в систему данных GDSN-каталога, проводить необходимые документы, формировать и отправлять торговые документы, потом на их основе – сразу же создать юридически значимые товарные накладные и счета-фактуры и в ту же минуту отправить их поставщику и получить от него подтверждение о доставке или запрос на уточнение. Для поддержки такой глубокой интеграции лучше всего пользоваться услугами оператора, который предоставляет сразу же три сервиса, т.е. является и EDI-провайдером, и оператором ЭДО, и GDSN-каталогом. В таком случае с интеграцией не возникнет никаких проблем, а любые внештатные ситуации будут решаться быстро и без бюрократических проволочек», – комментирует Антон Сизов, руководитель проекта Диадок (обмен электронными первичными документами) компании СКБ Контур.