Эмоциональный интеллект – неотъемлемое качество современного лидера

Кадровый менеджмент
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 10 июня 2019


Ассоциация сертифицированных дипломированных бухгалтеров (ACCA) определяет эмоциональный интеллект как “способность определять собственные эмоции и эмоции других, использовать их в решении задач, обуздывать их и управлять ими” - и одной из “профессиональных составляющих успеха”.

Для профессиональных бухгалтеров эта логика, конечно же, тоже верна, но если для них EQ (от “emotional quotation”), скажем так, желателен, то для людей на лидерских позициях – абсолютно обязателен. “На самом деле доказано, что EQ отвечает за 85% того, что выделяет выдающегося лидера на фоне среднего”, - замечает Аманда Дейви (Amanda Davie), ведущая тренинги по эмоциональному интеллекту для лидеров в образовательно-консалтинговой компании Equal Talent.

Что отличает эмоционально развитых лидеров

Исполнительный руководитель-тренер в PM-Management доктор Рут Смит (Ruth Smith), автор выходящей в августе-сентябре новой книги “Where Authentic Leaders DARE”, опросила более 500 людей с просьбой описать поведенческие характеристики персон, которые послужили или служат для них источником вдохновения. “Все без исключения перечислили атрибуты эмоционального интеллекта: эмпатию, спокойствие, целостность и тот факт, что “они вас понимают”. Технические навыки и IQ даже не были в списке”.

Последствия низкого EQ

Неумение “читать” других приводит к снижению доверия в коллективе, недостаточной вовлеченности, неэффективности и низкой производительности, - говорит Рут Смит. Тренер по вопросам лидерства Линн Скотт (Lynn Scott) добавляет, что ваша роль как лидера заключается в создании атмосферы, в которой люди будут чувствовать себя полезными, понятыми и способными максимально реализоваться. А это невозможно, если вы не идентифицируете и тем более не контролируете свои эмоции, или если вы не осознаете, какое влияние ваши эмоции и поведение оказывают на других.

“Вы можете быть самым умным человеком в мире с точки зрения IQ, но если вам недостает эмоционального интеллекта*, люди не будут к вам открыты; часто они будут избегать рассказывать вам правду (слишком рискованно), возможно, они даже не захотят с вами работать”, - говорит Скотт, добавляя, что если в компании наблюдается постоянная текучка персонала, возможно, это сигнал, что управление осуществляется людьми с низким эмоциональным интеллектом.

*Замечание. Данная ситуация вряд ли возможна в реальности, потому что между IQ и EQ существует положительная связь, и некоторые даже пытались описать ее формулой. Суть в том, что с ростом интеллекта растет степень осознания себя как личности и эмоций как их составной части. Следовательно, низкий EQ при столь высоком IQ может оказаться лишь в том случае, если “самый умный человек в мире” сознательно решит игнорировать свои эмоции, уподобившись машине - а такой выбор, как минимум, странный – GAAP.RU

Важность EQ в цифровом мире

Казалось бы, с приходом передовых технологий правила игры несколько изменились, но оказывается, что с ростом зависимости от средств удаленной коммуникации эмоциональный интеллект становится еще более важным. “Меньше вербальных и невербальных средств воздействия (таких как язык тела, тон голоса, визуальный контакт), позволяющих вам “подключиться” и понимать людей – следовательно, мотивировать и вдохновлять их”, - объясняет Рут Смит. Если большая часть общения осуществляется посредством электронной почты, очень легко по ошибке выразить в письменной форме что-то, что ваши подчиненные воспримут неправильно. Очень легко подтолкнуть их к ложным заключениям.

Как “прокачать” свой EQ?

Хорошие новости в том, что эмоциональный интеллект как данность воспринимать не стоит: его можно развивать и улучшать, если вы примете осознанное решение заняться этим. Аманда Дейви говорит: “Многие мужчины в руководстве особенно стесняются развивать свои навыки в этой области. Это пережиток прежних времен, когда мужчины никогда не говорили о своих мыслях и чувствах. Но “эмоции” – отнюдь не грязное слово, а эмпатия сейчас – обязательное лидерское качество. Так что выбор – либо и далее оставаться жить в Средневековье, либо стать Просвещенным”.

В первую очередь: сфокусироваться на себе

Линн Скотт говорит: “Вам нужно стать более осознанным в отношении того, что вы чувствуете или думаете в любой момент времени, почему именно, и, что еще важнее - как вы реагируете вследствие своих мыслей или чувств. Поможет ли ваш ответ людям сделать лучшее, что в их силах, или же загонит в схему выбора “драться/сбежать/замереть”?”

Если вы осознанны, вы сможете избежать проявлений вредоносной автоматической реакции. Подышите глубоко в течение нескольких секунд – и только потом подбирайте более подходящий и эмоционально более разумный ответ. И очень важно получать отклик (делать это можно и на анонимных началах). Попробуйте узнать от членов своей команды ответы на два вопроса: “Что у меня получается как у руководителя?” и “Что я мог бы делать иначе, чтобы стать еще лучшим руководителем?”

Далее: сфокусироваться на других и попытаться их понять

Это должен быть неподдельный интерес к другим, вызывать который в себе некоторым может казаться делом невозможным, однако Линн Скотт на это отвечает, что с практической точки зрения все намного проще, чем представляется – просто “слушайте больше, задавайте больше вопросов, и меньше говорите”. Слушать нужно для того, чтобы знать, о чем вокруг вас говорят, и что, напротив, не произносят вслух. Кроме того, многие привыкли отвечать, что они в порядке, в то время как они далеко не в порядке – так что “слушайте между строк” и наблюдайте признаки нервозности, стресса и других подчас неосознанных эмоциональных проявлений.

Построение соответствующей корпоративной культуры

Ролевая модель лидера, руководящего компанией эмоционально разумно, побудит действовать тем же самым образом и ваших подчиненных. Линн Скотт приводит пример: “Если, допустим, есть разные точки зрения, то эмоционально разумным ответом будет: “Это интересно, но я вижу иначе. Мне бы хотелось понять Вашу логику чуть лучше”, а не “Это никогда не сработает” или же “Ужасная идея!” Так что подумайте, на каком языке вы бы хотели слышать общение в своей команде, и продемонстрируйте пример этого”.

Тренер также рекомендует обеспечить каждого шансом принять участие в обсуждениях, чтобы люди слушали не только вас, но и своих коллег не перебивая, и чтобы вы отмечали, что прошло удачно, вместо того чтобы акцентироваться на том, что пошло по ходу встречи не так. Искреннее уважение к другим дает простор открытым и честным обсуждениям.

Не забывайте нанимать людей с высоким EQ

Интервью при приеме на работу – прекрасная возможность оценить этот показатель у кандидата, вместе с их уровнем осознанности и эмпатии. Как это сделать? Рут Смит дает рекомендацию: “Например, попросите их порассуждать о сложных отношениях или ситуации. То, что вы хотите оценить здесь – это способен ли кандидат смотреть на вещи с точки зрения другого. Также спросите, что, по мнению кандидата, другой человек чувствовал или думал в той ситуации”.

Уделяйте внимание выбору слов, интонации, смотрите на микродвижения тела. И слушайте свои интуицию, потому что часто интуиция дает ответ еще до того, как вы его в полной мере осознаете.

Вместо вывода

Хорошие руководители обладают способностью понимать и принимать в расчет чувства, эмоции и точки зрения других. Они решают проблемы, сначала слушая других и ставя себя на место других. Также они обладают высоким уровнем осознанности, находятся в контакте со своими чувствами, желаниями и интуицией. Все это помогает им построить доверие и контакт с людьми в коллективе.

По материалам: AAT Comment

Теги: эмоциональный интеллект  emotional quotation  EQ  эмпатия  осознанность  IQ  передовые технологии  корпоративная культура