Эпоха перемен: изменения в Гражданском кодексе РФ и реформирование корпоративного законодательства

Коротко о главном

Автор:
Источник: Журнал “Финансовые и бухгалтерские консультации (электронный журнал)” №7-2014
Опубликовано: 24 Июля 2014

Нет дела, коего устройство было бы труднее,

ведение опаснее, а успех сомнительнее,

нежели замена старых порядков новыми.

Никколо Макиавелли

Не так давно, 5 мая 2014 г., был принят Федеральный закон № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон), большинство положений которого вступают в силу [1] 1 сентября 2014 г. Рассмотрим наиболее важные из них, которые касаются положения юридических лиц.

Вначале отметим, что из прежнего определения юридического лица исчезло положение о необходимости для него иметь самостоятельный баланс и смету, а также указание на форму собственности, в которой юридическому лицу может принадлежать имущество (ст. 48 ГК РФ в редакции Закона).

Юридические лица должны будут создаваться только в организационно-правовых формах, предусмотренных главой 4 ГК РФ в редакции этого Закона. Созданные ранее лица не утрачивают своего статуса, но теперь при первой подаче документов в ФНС России в связи с изменением данных, содержащихся в ЕГРЮЛ, они должны будут привести в соответствие с нормами нового Закона свои наименования и учредительные документы. Но это только техническая сторона вопроса. Что же касается содержания обновленного ГК РФ и сущности вносимых поправок, одним из коренных изменений стало появление понятия «корпорация», а точнее, деления всех видов юридических лиц (как коммерческих, так и некоммерческих) на две большие группы: унитарные и корпоративные. В соответствии с п. 1 ст. 653 ГК РФ в новой редакции организации, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган, являются корпорациями. К ним отнесены все коммерческие лица (за исключением унитарных предприятий), а также ряд некоммерческих.

Вводится закрытый перечень некоммерческих юридических лиц. После вступления в силу Закона число организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц существенно сократится, будет установлено их единое и централизованное регулированиe [2]. Это поможет избежать неразберихи, вызванной обилием видов некоммерческих организаций (НКО), которая на данном этапе имеет место: в российском законодательстве насчитывается достаточно большое количество федеральных законов [3], предусматривающих создание различных видов НКО. Это нововведение помогает выявить основную тенденцию реформирования: законодатель стремится закрепить наиболее общие правила регулирования гражданско-правовых отношений в самом Кодексе и уменьшить число норм, не входящих в ГК РФ, а лишь «разбросанных» по другим нормативно-правовым актам, тем самым усилив кодифицированный характер гражданского законодательства. Сделав перечень НКО закрытым, законодатель предусмотрел создание новой организационно-правовой формы некоммерческой организации — товарищества собственников недвижимости. Это добровольное объединение собственников недвижимых вещей (помещений в здании, в том числе многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.), созданное для совместного владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения имуществом (вещами), которое в силу закона находится в их общей собственности и (или) в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами [4]. Товарищество собственников недвижимости создано для объединения таких форм, как товарищества собственников жилья и садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества.

Перечень организационно-правовых форм коммерческих лиц не претерпел таких существенных изменений, однако сократился. Прекратят свое существование такие формы, как ОДО и ЗАО, хотя перерегистрация уже существующих юридических лиц не потребуется: к ОДО, созданным ранее, будут применяться положения ГК РФ об обществах с ограниченной ответственностью, а к ЗАО — нормы главы 4 ГК РФ об акционерных обществах.

Хозяйственные товарищества и общества — это корпоративные коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Хозяйственные общества и товарищества разделены на публичные и непубличные. К первым относятся акционерные общества, акции которых и конвертируемые в такие акции ценные бумаги публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Положения о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным. К непубличным обществам относятся общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества, которые не отвечают признакам публичного общества (п. 1 и 2 ст. 663 ГК РФ в редакции Закона).

Следует также отметить, что еще не внесены изменения в Закон об акционерных обществах [5] в части отказа от ЗАО и введения понятия «публичные/непубличные акционерные общества», в Закон об ООО [6] в части «непубличных обществ», равно как и в другие законы. До приведения законодательства в соответствие с положениями ГК РФ в новой редакции ранее закрепленные правовые нормы применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям Кодекса. Законодатель подразумевает дальнейшее постепенное реформирование законодательства.

Изменения коснулись не только организационно-правовых форм, но и учредительных документов. Единственным учредительным документом любого юридического лица является устав. Исключение сделано для хозяйственных товариществ, которые будут действовать на основе учредительного договора (ст. 52 ГК РФ в новой редакции). Унификация учредительных документов организации должна ускорить процедуру государственной регистрации. Законодательно закреплена возможность использования типовых уставов (п. 2 ст. 52 ГК РФ в редакции Закона).

Появится отдельная статья, посвященная решению об учреждении юридического лица. Согласно ст. 501 обновленного ГК РФ в решении должна быть отражена следующая информация: об учреждении юридического лица, утверждении его устава, о порядке, размере, способах и сроках образования его имущества, об избрании (назначении) его органов. Если учредителей двое или более, решение о создании юридического лица должно быть принято ими единогласно. Следует обратить внимание, что с момента вступления в силу Закона принятие решений акционеров (участников) и состав акционеров (участников) общества, присутствовавших при его принятии, должны быть подтверждены регистратором или нотариусом.

Теперь и в ГК РФ введена норма (аналогичная раньше содержалась в законах об ООО и АО), согласно которой лица, выступающие от имени и в интересах юридического лица, должны действовать добросовестно и разумно. Упоминается и такое явление, как аффилированность [7]. Новая редакция ГК РФ предусматривает, что в случаях, когда наступление правовых последствий ставится в зависимость от наличия между лицами отношений связанности (аффилированности), наличие или отсутствие таких отношений определяется в соответствии с законом. Делается общая отсылка к Закону РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

В новой редакции ГК РФ подробно прописаны измененные правила реорганизации и ликвидации юридических лиц. Допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм — так называемая смешанная реорганизация. Более того, допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, правда, только если законодательством предусмотрена возможность такого преобразования (ст. 57 ГК РФ в редакции Закона). Также установлен порядок признания реорганизации корпорации несостоявшейся и указаны последствия такого решения, что усиливает защиту прав кредиторов.

С 1 сентября 2014 г. будут проводиться различия между признанием решения о реорганизации недействительным и признанием несостоявшейся самой реорганизации корпорации. Согласно изменениям решение о реорганизации юридического лица может быть признано недействительным по требованию участников реорганизуемого лица (или третьих лиц, которым такое право предоставлено законом). Признать такую реорганизацию недействительной может только суд, но это не повлечет за собой ликвидации вновь образованных лиц. Просто у участников реорганизованного юридического лица, голосовавших против этого решения или не участвовавших в голосовании, а также у его кредиторов появится право потребовать возмещения убытков от лица, недобросовестно способствовавшего принятию решения о реорганизации. А вот в случае признания реорганизации корпорации несостоявшейся восстанавливаются существовавшие до реорганизации юридические лица и одновременно прекращается существование созданных в результате реорганизации, о чем делается запись в ЕГРЮЛ.

Потребовать признать реорганизацию несостоявшейся можно, если решение о реорганизации корпорации ее участники не принимали или если для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, были представлены документы с заведомо недостоверными данными о реорганизации.

Также следует отметить, что новая редакция ГК РФ включает в себя общие положения о корпоративном договоре [8]. Сведения о заключении корпоративного договора и о предусмотренном им объеме правомочий участников общества должны быть внесены в ЕГРЮЛ.

Закон предусматривает и ряд других нововведений, среди которых требование, чтобы оценка неденежных вкладов в уставный капитал обществ производилась только оценщиками (п. 2 ст. 662 ГК РФ в редакции Закона); обязанность оплаты не менее 3/4 уставного капитала хозяйственного общества до его государственной регистрации (п. 4 ст. 662 ГК РФ в редакции Закона); введение солидарной ответственности основного общества по долгам дочернего при совершении последним сделок с согласия первого (ст. 673 ГК РФ в редакции Закона).

В целом ГК РФ становится все более «связанным» с отдельными федеральными законами, регулирующими гражданско-правовые отношения. Некоторые статьи из других законов «перекочевали» в Кодекс. Так, в новой редакции будет содержаться норма о признании юридического лица фактически прекратившим свою деятельность (недействующим) в случае непредставления в течение 12 месяцев налоговой отчетности [9] (аналогичная норма сейчас содержится в законе о государственной регистрации). Дополнение ГК РФ нормой о том, что право осуществлять деятельность, для ведения которой необходимо состоять в СРО, возникает с момента вступления в данную организацию [10], тоже говорит о том, что законодатель стремится максимально гармонизировать и унифицировать законодательство.

Как повлияют такие существенные изменения на деятельность предпринимателей, покажет время. Остается только надеяться, что действительно благие намерения законодателя будут воплощены в жизнь должным образом.





[1] Для некоторых положений предусмотрены иные сроки.

[2] Закрытый перечень — 11 форм — установлен в п. 3 ст. 50 ГК РФ в редакции Закона.

[3] Например, Законы «Об общественных объединениях», «О центрах исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий».

[4] Пункт 1 ст. 12312 ГК РФ в редакции Закона.

[5] Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

[6] Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

[7] Статья 532 ГК РФ в редакции Закона.

[8] Пункт 1 ст. 672 ГК РФ в редакции Закона.

[9] Пункт 2 ст. 642 ГК РФ в редакции Закона.

[10] Пункт 3 ст. 49 ГК РФ в редакции Закона.

Автор:

Теги: корпоративное законодательство  Гражданский кодекс  организационно-правовые формы  ЕГРЮЛ  ФНС  ГК РФ  корпорация  некоммерческие организации  НКО  учреждение юридического лица  корпоративный договор  СРО  аффилированность  хозяйственные товарищества