Поговорим в очередной раз о технологии, лежащей в основе биткоинов и других криптовалют. О блокчейне можно думать как о реестре - только не о вашем личном реестре, а о реестре, открытом для всех. Это запись всех транзакций, которая не хранится в привычном виде на одном сервере. Это публичная цифровая запись транзакций с биткоинами и другими валютами. “Копия ее живет во всех звеньях сети”, - объясняет программист Карлос Белтран (Carlos Beltran), - “И каждый раз, когда транзакции добавляются в эту запись, они передаются всем, поэтому все получают обновление. Как только что-то записывается, его уже нельзя изъять назад – это перманентно”.
Умное решение, поскольку в случае с цифровыми валютами это предотвращает мошеннические действия, и с анархично-либеральными идеалами криптовалют это также устраняет необходимость в централизованном контроле и мониторинге сети. Иначе говоря, она децентрализована и практически неуязвима для взлома.
Примечание
Впрочем, идут философские дебаты относительно того, считать ли “майнеров” де-факто централизованными контролерами, потому что если так, это опровергало бы концепцию. Но это тема отдельного разговора.
В то время как биткоин пытается стряхнуть с себя репутацию “подпольной” валюты, сама технология блокчейн довольно оперативно вошла в массы. Индустрия финансовых услуг и венчурные инвесторы вкладывают в нее средства в диких масштабах: уже приблизительно $1.3 млрд. общих инвестиций в технологию и стартапы на ее основе только в этом году. Но этот ажиотаж начался отнюдь не с началом 2018 года - момент нарастает уже довольно продолжительное время.
Вопрос только – почему? Конечно, для технологии можно найти разные способы применения, ведь с ее помощью можно децентрализовано учитывать какие угодно транзакции любой стоимости. Идут обсуждения способов использования в отношении платежей, юридических документов, эскроу (договоров в доверительном управлении), даже в системе выборов. Так почему же только обсуждения? Почему, несмотря на кажущуюся эластичность, до сих пор не реализовано ничего конкретного?
“Дело в том, что если вы взглянете на весь состоящий из множества инструментарий в целом – биткоины, блокчейны, доказательство выполнения работы - вы увидите, что это просто абсурдные траты энергии на замену того, что и так довольно хорошо работает”, - считает Питер Дейви (Peter Davey), оказывающий услуги юридического консультирования компаниям в финансовом секторе.
Под “энергией” он имеет в виду энергию в буквальном смысле: как и биткоины, блокчейн очень неэффективна. В декабре прошлого года на сайте Hackernoon предприниматель Кай Стинчкомб (Kai Stinchcombe) написал статью, посвященную примерно той же самой идее, с красноречивым заголовком, утверждающим, что за 10 лет никто так пока и не нашел применения блокчейну. По его оценкам, потребуется около 5 тысяч ядерных реакторов, чтобы управлять Visa на этой основе!
Если речь идет об использовании в качестве платежной системы, то блокчейн просто безнадежно отстает от всего, что у нас есть. “Visa может обрабатывать 60,000 транзакций в секунду, тогда как биткоин исторически топчется на семи”, - пишет Кай Стинчкомб. – “Проводятся технические модификации для улучшения эффективности биткоина, но в качестве отправной точки у вас есть что-то, что примерно на 0.01% соответствует клиринговой транзакции”.
Таким образом, в основе своей проблема с технологией блокчейн весьма масштабна. Зато, – утверждает Питер Дейви – она, по крайней мере, она создает стимулы для улучшения услуг. Живым примером является смертельная схватка между системами межбанковских переводов Ripple и Swift.
Системой Swift, для сведения, пользуются около 11 тысяч банков по всему миру, и она отвечает за половину всех международных платежей. В отсутствии конкуренции система начала стагнировать, на что недвусмысленно намекнул глава банковского направления Swift Гарри Ньюман (Harry Newman) в недавней статье Financial Times: “Никакой не секрет, что система корреспондентских отношений – это модель 1998 года, и мы сейчас заняты ею, приводя ее к модели 2018 года”.
Побуждающим фактором стала конкурентная борьба со стороны Ripple, которая с помощью стартапа на основе блокчейн мечтает устроить без малого революцию в международных платежах – только это заставило Swift начать шевелиться с улучшениями в своей собственной сети. Правда, несмотря на мощный пинок под зад со стороны конкурента, вряд ли сотрудничество Ripple даже более чем с сотней финансовых институтов позволит ей оказаться впереди Swift. И даже если бы такое случилось, Ripple не хватит чисто технологических возможностей для хранения огромных объемов информации в разных локациях. Блокчейн для этого – не самое удачное решение, отмечает Питер Дейви.
Футурист Рой Амара (Roy Amara) как-то сказал, что мы обычно переоцениваем технологии в краткосрочном периоде и недооцениваем ее последствия – в долгосрочном. “Закон Амары” может сработать и в этом случае. Время, конечно, покажет, но видно, в принципе, уже сейчас. Технология явно не закончена, и тем не менее, по словам Кая Стинчкомба, она как будто бы насильно пытается “добавить распределенные, зашифрованные и анонимные реестры туда, где они никому не нужны”. “Что если на самом деле никакой пользы распределенных реестров нет? Что если десять лет спустя после их изобретения никто массово так и не внедрил распределенные реестры как раз по той причине, что никто их и не хочет?” Если так, это было десятилетие потерянного времени и денег.
По материалам: Accounting Web