Внедрение Плана мероприятий по противодействию размытию налоговой базы и перемещению прибыли - Base Erosion and Profit Shifting, или просто “BEPS” – от Организации экономического сотрудничества и развития будет существенным образом варьироваться в зависимости от юрисдикции – полагает Майк Адамс (Mike Adams), глава налогового направления в Nexia International
По материалам: International Accountant №89 (сентябрь-октябрь 2016)
Скорость глобальной интеграции национальных экономик и рынков существенно ускорилась. Все более свободное движение капитала и трудовых ресурсов вкупе с развитием технологий и телекоммуникаций, растущее значение интеллектуальной собственности изменили способ управления международными корпорациями. Некоторые экономические теории утверждают, что глобализация идет на пользу любой вовлеченной в этот процесс стране, поскольку поддерживает развитие, создает рабочие места и открывает новые возможности.
Для национальных казначейств и налоговых регуляторов это и возможности, и риски. С одной стороны, налоговая конкуренция между странами сейчас сильна как никогда, поскольку больше всего возможностей открывается вместе с мобильными в международном масштабе направлениями деятельности. С другой стороны, налоговые поступления все еще необходимы для управления национальными экономиками, и большое беспокойство в этой связи вызывает способность международных компаний пользоваться возможностями по минимизации своих налоговых обязательств. Недавняя рецессия сделала проблему как никогда актуальной для многих даже лидирующих в экономическом плане государств.
Искажение налоговой базы означает увеличение расходов, для которых отсутствует облагаемый налогами доход, либо он облагается налогами, но по меньшей ставке
Перемещение прибыли – это получение прибыли группы компаний либо большей ее части в низконалоговой юрисдикции.
Совместный Проект ОЭСР и G20
“Большая Двадцатка” призвала Организацию экономического сотрудничества и развития представить План действий по противодействию проблемам искажения налоговой базы и перемещения прибыли - base erosion and profit shifting (BEPS) – предоставив государствам инструментарий, который привел бы налогообложение в большее соответствие с экономической действительностью. Проект BEPS направлен на создание единого набора унифицированных международных налоговых правил по защите целостности налоговых баз с одновременным повышением прозрачности и определенности для самих налогоплательщиков. Ключевой акцент внимания – на устранении двойного отсутствия налогообложения (когда налоги не начисляются ни в одной юрисдикции), но при этом и недопущение двойного налогообложения и прочей налоговой нагрузки и ограничений для законопослушных международных организаций.
В конце 2015 года ОЭСР опубликовала рекомендации по ключевым элементам Плана действий BEPS. Правительства мировых стран приступили к внедрению этих рекомендаций в национальное налоговое законодательство. Ключевые их задачи при этом:
- нейтрализовать расхождения в налогообложении “гибридных” инструментов
- устранить злоупотребление межгосударственными налоговыми соглашениями
- минимизировать злоупотребление правилами по теме трансфертного ценообразования
- обеспечить правительства большей прозрачностью в отношении глобального распределение прибылей, экономической деятельности и налогов международных корпораций за счет отчетности отдельно по каждой стране.
Национальное внедрение
Хотя внедрение рекомендаций не обещало быть легким и унифицированным процессом, нельзя не отметить стремление стран-участников к изменению налоговых правил по налогообложению международного бизнеса. С момента публикации ОЭСР состоящего из 15 пунктов Плана действий по противодействию “BEPS” до начала фактического внедрения этих рекомендаций “Большой двадцаткой” в 2015 году развитие всего проекта от простой идеи до конкретных действий шло с ошеломляющей скоростью.
Чтобы стать по-настоящему эффективными, эти рекомендации обязаны внедряться в национальное законодательство. Теоретически, это нужно делать координированно, в противном случае международные корпорации найдут способ переместиться в юрисдикции, которые пока не предприняли никаких действий. Однако отдельные страны предприняли действия в одностороннем порядке еще до того, как рекомендации были окончательно согласованы и опубликованы – например, Великобритания - тогда как многие другие стали притормаживать внедрение, чтобы посмотреть, как это будут делать другие.
Нет двух совершенно идентичных налоговых режимов или двух идентичных экономик, чтобы внедряемые подходы одинаково подходили обеим. В результате оказалось, что многие страны согласны и активно поддерживают рекомендации ОЭСР (в том числе довольно много государств, к ОЭСР вообще не относящихся), но сам способ внедрения этих рекомендаций в национальное законодательство очень непоследователен. Хотя такая ситуация и скрывает в себе определенные возможности для международных компаний, с высокой вероятностью она также таит в себе и риски для любого налогового консультанта, перед которым открывается соблазн сделать необоснованные предположения относительно налогообложения той или иной транзакции в отдельных юрисдикциях.
Международный опрос по BEPS от Nexia International
Nexia International проводит масштабный опрос, который в настоящее время изучает внедрение рекомендаций Плана действий от ОЭСР в 27 странах. Эксперты смотрят на выбор ключевых пунктов Плана отдельно по каждой стране. Для анализа был выбран подход преимущественно с позиции малого и среднего бизнеса, ведущего международные операции – далее смотрели на конкретные действия той или иной страны в каждой области налогового риска. Международных налоговых экспертов от Nexia снабдили одним и тем же комплектом вопросов для оценки текущего прогресса и сопоставления статуса внедрения по всему Земному шару. Исследование покрывает:
- Правила против злоупотребления межгосударственными соглашениями для предотвращения двойного отсутствия налогообложения
- Двойное вычитание расходов из налогооблагаемой прибыли
- Случаи, когда полное отсутствие налогообложения либо налогообложение по низкой ставке ассоциируется с практикой искусственного разделения прибыли и вывода части ее в низконалоговые юрисдикции
- Использование договоренностей об избежании двойного налогообложения
С точки зрения ОЭСР, все эти правила в основном направлены на устранение различий в налогообложении “гибридных” инструментов (пункт 2 Плана действий BEPS), усиление правил в отношении контролируемых иностранных организаций (пункт 3 Плана действий BEPS), ограничение размытия налоговой базы за счет процентных вычетов (пункт 4 Плана действий BEPS), противодействие вредоносным налоговым практикам (пункт 5 Плана действий BEPS) и предотвращение злоупотреблений налоговыми соглашениями (пункт 6 Плана действий BEPS).
Данный опрос от Nexia не анализирует влияние Плана действий по противодействию BEPS на ключевые определения действующих соглашений (это тема отдельного исследования Nexia на примере 42 стран) или его влияния на трансфертное ценообразование. Текущие результаты демонстрируют, что хотя правила, которые уже внедряются, имеют широкий охват, среди стран заметны определенные различия, критически важные для анализа международных структур и будущего планирования. Например, эти различия касаются типа доходов, покрываемых правилами против расхождений, охвата или отсутствия охвата процентных вычетов, восприятия отдельными странами налоговых практик в качестве “вредоносных”, мер противодействия злоупотреблениям.
Кроме того, как уже говорилось, не каждое государство собирается немедленно внедрить у себя все рекомендации, но многие выберут подход “подождать и посмотреть, что случится”. Вместе с названными небольшими, но существенными отличиями это ненамного упрощает жизнь международного налогового консультанта. Однако в любом случае делает ее интереснее.
- См. также “Британцы не думают, что план “BEPS” от ОЭСР способен решить проблемы глобальной налоговой системы” (от 5 августа 2016) – GAAP.RU
Отчеты по всем странам отражают состояние дел на 1 мая этого года. Они составлялись и перепроверялись членами Nexia International, работающими в соответствующих юрисдикциях. В начале следующего года международная аудиторско-консалтинговая сеть представит обновленную версию, а также данные вместе с сопутствующими комментариями относительно внедрения “пострановой” налоговой отчетности. Подробности – на официальном сайте www.nexia.com