МСФО в Украине: практический опыт внедрения

Идеология МСФО и US GAAP

Автор:
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 28 Мая 2012

24 мая в Киеве прошла очередная конференция, посвященная актуальной сегодня теме – практическим аспектам перехода на международные стандарты финансовой отчетности. Мероприятие было организовано компанией FAService («Финансовый Аналитик Сервис»), при информационной поддержке делового издания GAAP.RU. Хотим, кстати, отдельно отметить место проведения: для этого был выбран конференц-зал в парке имени А.С. Пушкина, находящемся далеко не в центре, а, скорее, ближе к окраине. Несколько необычно – присутствовать на деловой конференции и наблюдать зеленый массив за окном, но воздух, безусловно, от этого только чище. Нам идея поначалу не понравилась ввиду некоторой удаленности места проведения, но понимание всей прелести пришло чуть позже.

Сессия 1: Реалии и перспективы внедрения стандартов МСФО в Украине

Александр Папаика, президент ФПБАУ (Федерация профессиональных бухгалтеров и аудиторов Украины), модератор первой сессии:

Страна к сегодняшнему дню прочно вступила в череду экономических преобразований. Активно проводятся реформы – политические, экономические, социальные. Украина стремится в Европу, мир смотрит на нас «новыми глазами». Через неделю начнется Евро-2012 – и это не только спорт, это также еще и многочисленные деловые встречи. Приедут инвесторы, потенциальные деловые партнеры. Нам хочется и выглядеть лучше, и жить лучше, а потому мы усиленно работаем над улучшением инвестиционного климата. Для этого, в свою очередь, необходимо доверие, которое можно достичь путем повышения прозрачности финансовой отчетности. Мы руководствуемся требованиями национальных стандартов, которые активно приводятся в соответствии с международными. Многие из нас руководствуются и требованиями МСФО. Это одна из многих причин, почему мы совместно с компанией FA Service проводим сегодня этот семинар по МСФО.

Несколько слов от спонсоров. Назар Фармага, директор ЭБИКОН:

Достоверная отчетность – основной момент, на котором «спотыкаются» инвесторы в Украине. Многие смогли выйти на биржи, провести IPO. Казалось бы, в Украине уже есть отчетность – но, как правило, она не всегда дает возможность свободно общаться с иностранцами. На то есть ряд причин. Хотя стандарты стараются «наследовать» МСФО, все же до сих пор большинство компаний заинтересовано именно в налоговом учете, который лучше регулируется. Поэтому компании приближают свой учет скорее к налоговым требованиям, чем к международным стандартам. Вторая важная причина всех проблем – недостаточная детализация, в результате чего инвесторы просто не могут принимать решения, основываясь на доступной информации. Отчетность не дает возможности правильно отражать операции, так как компании, опять-таки, стараются делать это, чтобы лучше отвечать целям Налогового кодекса. И вообще, украинские бухгалтеры стараются быть на «безопасной стороне» и занимают консервативную позицию. Однако многие компании все же смотрят «в будущее» и выбирают путь МСФО. Эта тема в Украине будет актуальна еще долгие годы.


Последние утвержденные и планируемые изменения стандартов МСФО: мнение. Евгения Ноговицына, старший менеджер отдела аудита, руководитель академии Deloitte & Touche

Основное выступление Евгении по своей сути получилось достаточно общим и, мы бы сказали, ознакомительным (хотя, забегая вперед, не можем не отметить того, с какой четкостью она впоследствии прояснила очень много технических нюансов, отвечая на вопросы по другим докладам конференции). Вероятно, Евгения, будучи по роду своей деятельности преподавателем Академии Deloitte, постаралась, чтобы конкретно ее выступление было понятным для «второй половины аудитории». Что это за половина такая? «Один вопрос», – сказала она вначале, – «Кто из присутствующих только переходит или собирается перейти на МСФО?» Руки подняло около 50% аудитории – может, чуть меньше. Таким образом, для половины аудитории получится довольно сложно изучать изменения к тому, что пока неизвестно  – сделала предположение Евгения. Но мы, тем не менее, попробуем – предложила докладчица. А мы – GAAP.RU – постараемся не загружать наш отчет подробностями, которые, мы полагаем, нашим постоянным читателям уже хорошо известны, отметив только самое важное.

«Любые изменения всегда связаны с определенными неудобствами, даже если они к лучшему» – это одна из основных мыслей презентации, мысль, которую не лишним будет запомнить. Потому как правда. Проведем аналогию с машинами: если вы ездили на «Ланусе» много лет, и вас насильно пересаживают, скажем, на «Туарег» – что вы почувствуете? Это тоже хорошая машина, она дорогая, но у нее и содержание дорогое, и руль может быть справа (по словам Евгении, по крайней мере, сами мы точно не знаем – GAAP.RU).

МСФО на данный момент разрешаются или даже являются обязательными к применению более чем в 100 странах мира. В России и Украине такого положение дел на 2012 год, т.е. от «крупных соседей» стараемся не отставать – говорит Евгения, намекая, скорее всего, именно на Россию (а не Европу), за которой следует законодательство Украины.

Где создаются стандарты? Это Совет по МСФО, который состоит из 16 человек. Все они профессионалы своего дела, представители разных географических регионов. Это, разумеется, и бывшие сотрудники «Большой Четверки», и руководители просто крупных корпораций – например, Volvo. Они занимаются разработкой концепций новых стандартов – то, что получается на выходе, именуется «дискуссионными документами», на основе которых производится сбор мнений всех, кого это касается. Уже после идет обсуждение комментариев, могут вноситься изменения, иногда даже производится перевыпуск проекта, как это произошло, например, в случае со стандартом по признанию выручки. Всегда закладывается определенный временной интервал, чтобы бизнес смог среагировать. «Я, однако, не могу точно сказать, как будет производиться внедрение в Украине», – признается Евгения. Из зала, однако, кто-то с места выкрикнул, что будет проводиться автоматом – «приняли – тут же внедряем». Возможно.

3 основных направления изменений:

  1. Ежегодные улучшения стандартов. Они всегда в открытом доступе, и всегда можно посмотреть, над чем идет работа
  2. Проекты, связанные с финансовым кризисом. Кризис 2008 г. привел к тому, что многие компании признали убытки от невозврата кредитов. Поднялась волна критики, в том числе в адрес IAS 39. Были приняты изменения, и теперь убытки признаются заранее, а не только как уже понесенные
  3. Конвергенция МСФО и US GAAP – вспомним Меморандум о Взаимопонимании. Судьба у этого документа тяжелая. Изначально планировали завершить к 2011 году. Как вышло на самом деле – думаем, нашим постоянным читателям объяснять не надо, они давно в курсе. На дворе 2012 год, и процесс почти в тупике – говорит Евгения. По ряду важных концепций консенсуса достигнуто так и не было. Не столь давно был выпущен отчет по результатам работы (см. http://gaap.ru/news/83677), который мало проливает света на положение вещей – мы, однако, вновь слышим все те же старые обещания успешной совместной работы в дальнейшем.

Последние изменения МСФО – «Пакет 5 стандартов». Как еще его называют, «Революция 2013 года». «2013» – по дате вступления пяти стандартов в силу, хотя вот «революция», наверно, звучит несколько громко. Конечно, изменения будут весомы в любом случае, но вряд ли это «революция».

Например, изменилась концепция контроля. Теперь, даже не обладая пакетом в 50% плюс одна акция, а владея лишь 40% или 45%, мы, тем не менее, сможем осуществлять контроль. Для этого у нас должна быть договоренность с каким-либо из миноритариев, что мы будем принимать решения совместно. Это называется «неконтролируемой долей». Де-факто, у нас контроль есть даже в отсутствии контрольного пакета. Или такая ситуация: акции распределены дисперсно, у всех доля невелика, но явка на собраниях при этом небольшая. Мы со своим относительно большим пакетом (одной акции, конечно, не хватит в любом случае – трудно вообразить, как мы в этом случае будем договариваться), хотя и не контрольным, все равно сможем влиять на принятие решений. Не забываем и об опционах на акции, которые также считаются как имеющие право голоса.

МСФО 13: правила расчета справедливой стоимости. Теперь она определяется по принципу основного рынка, либо же наиболее благоприятного. Также теперь применяется принцип «наилучшего использования»: мы можем купить торговую марку, но не использовать ее сами, а приобрести ее просто для того, чтобы убрать конкурента с рынка (подробнее это рассматривается в материале от 25 января с.г.: http://gaap.ru/news/125535).

Для тех, кто будет применять МСФО впервые: есть МСФО 1, который регулирует переход на МСФО. В нем говорится, что у нас должно быть 3 баланса, отчет о прибылях и убытках и отчет о движении денежных средств. Зачем нужно три баланса? Один баланс – это баланс того периода, на который мы составляем отчетность – конец 2012 г., например. Баланс на конец 2011 года нам нужен как «баланс открытия». Однако с ним одним мы не обладаем всей финансовой информацией за предыдущий годовой период (2011 год) – для этого нам необходим баланс закрытия на конец 2010 года.


Проблемы переходного периода от П©БУ к МСФО: первый отчетный период с соблюдением требований МСФО 1, налоговые последствия перехода. Виктория Бирюченко, управляющий партнер МТД АУДИТ

Фото: o-k.com.ua

Выступление Виктории было посвящено переходу на МСФО в украинских реалиях – этот момент был подчеркнут отдельно. «Я просто вызываю огонь на себя своим докладом, но, честно говоря, очень хотелось бы поговорить на эту тему <…>. Я очень внимательно слежу за тем, что происходит с МСФО, и каждое событие вызывает удивление. А потом привыкаешь».

«Огонь», т.е. недовольство связано с несовершенством украинского законодательства по состоянию на данный момент. Честно сказать, мы даже затрудняемся провести четкое – по пунктам – сравнение с положением дел в России, поскольку и там, и там обнаруживается большая путаница. Путаница с приказами украинского Минфина, отсутствие стандартов под уже, казалось бы, утвержденные формы отчетности. Наконец, некое письмо, которое прояснило немаловажный, в принципе, момент – что датой перехода можно выбрать или 1 января 2011 года, или 1 января 2012. Тем, кто выбрал дату перехода 1 января 2011 года, придется за 2012 год подавать полноценную промежуточную отчетность по МСФО… При этом также замешанная в процессе Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку представила свое собственное послание публичным компаниям, где подчеркнула, что подавать отчетность по МСФО за 2011 год, оказывается, не надо вовсе (половина аудитории, что просиживала в то время на обучающих курсах, просто встала и ушла, ибо зачем сидеть, если подавать международную отчетность нет нужды).

В общем и целом, сегодняшнее состояние украинского законодательства оставляет желать лучшего, и Виктория лишь высказала сожаление, что на сегодняшнем мероприятии нет представителей Минфина (имея в виду прежде всего Олега Канцурова, начальника Управления методологии бухгалтерского учета Министерства финансов Украины) – к ним накопилось много вопросов, на которые хотелось бы услышать ответы. Мы не будем останавливаться подробно на конкретных нестыковках законодательства, поскольку, во-первых, «с наскока» нам не удалось разобраться и самим, а во-вторых – эта тема не настолько уж близка нашим читателям из России, разве что идеологически. Поэтому по данной конкретной презентации обозначим лишь пару дополнительных выводов, которые в конце сделала докладчица.

Прежде всего, не очень удачной является сама идея – заставлять компании с публичной отчетностью переходить на международные стандарты в столь короткие сроки. Это справедливо и для России, разумеется. Период перехода должен быть дольше, и должна быть хоть какая-то степень добровольности – даже если мы говорим о публичной компании.

Далее, нужно помнить о том, что так уж сложилось исторически: в стране традиционно главным является именно налоговый учет. Для всех компаний, привыкших ориентироваться в основном на налоговые органы, переход будет болезненным. Интересно, что и тут много общего с Россией.

И последнее. Самый плохой результат, какой только можно себе представить (и он весьма вероятен) – это если компания получит отчетность, которая только выглядит как составленная по МСФО, но при этом не отражает реального положения вещей!


Подготовка МСФО-отчетности в соответствии с требованиями биржи: опыт компании МИЛКИЛЕНД на Варшавской фондовой бирже – практический аспект. Алексей Архипов, финансовый директор MILKILAND N.V.

О компании: это крупный холдинг на рынке Украины и России, занимающийся производством молочной продукции и не только (бизнес очень диверсифицирован). По причине того, что в холдинг входят 54 предприятия, вопрос консолидации данных стоял очень остро.

На биржу компания вышла в декабре 2010 году. Какие же требования выдвигает в таких случаях Варшавская биржа? В принципе, ничего особенного в них нет – лишь бы отчетность соответствовала МСФО. Есть, однако, один важный момент: кроме финансовой отчетности, нужно подавать еще и годовой отчет в повествовательном стиле, где подробно описывается, на каких рынках работает компания, каким рискам она подвержена и т.д.

Требования к срокам. Годовой отчет: 4 месяца после окончания отчетного периода, полугодовой – 2 месяца. Полугодовой отчет немного сжат и позволяет подготавливать его в слегка сокращенном формате: тут содержится только общая информация по МСФО. Квартальные же отчеты еще более сжаты, а сроки – еще более короткие (45 дней). Для крупного холдинга этого, конечно, маловато.

Дополнительные требования Варшавской биржи: раскрытие информации о вознаграждениях директоров, топ-менеджеров, величины комиссий аудиторам, сегментной информации и т.д.

Отчетность по МСФО в компании MILKILAND готовилась изначально даже не для биржи, а для банковского финансирования – это объясняет тот факт, что подготовка началась заранее. А каковы тогда основные этапы этой подготовки?

  1. Сначала был определен периметр консолидации. Компании, не вошедшие в периметр, впоследствии были ликвидированы
  2. Следующий этап – распределение обязанностей и сфер ответственности. Изначально людей много и не требуется. Рабочей группе необходим куратор – этим куратором можете стать и вы сами
  3. Далее идет учетная политика. Помним об основных отличиях учетной политики по национальным стандартам и МСФО! Очень важно не зацикливаться на всей учетной политике – ведь прописывать ее в этом случае можно очень долго. Нужно сосредоточиться именно на основных моментах – таких, например, как учет запасов, создание резервов и т.д.
  4. Далее – определение форм отчетности. Хорошие готовые формы есть в распоряжении «Большой четверки» – если вы числитесь их клиентами, это может оказаться на руку
  5. Внутренний контроль по формированию отчетности
  6. Обучение людей
  7. Подготовка отчетности
  8. Выбор аудитора. Общие рекомендации: не стоит рассматривать только «Большую четверку», есть хорошие варианты и среди более мелких игроков (Baker Tilly, BDO, Grant Thornton и т.д.). Однако – признается Алексей – доверия именно к «Большой четверке» все же больше
  9. Прохождение аудита
  10. Ну а в данный момент компания находится на последнем этапе, который в данной классификации носит название «Дальнейшие улучшения».

Вызовы для компании, которая выходит на биржу. Во-первых, это сокращения сроков. Как решать проблему? Можно прямо выпустить на фирме приказ, чтобы закрывали отчетность, например, не позднее 15 числа каждого месяца. Можно, но это чревато, так как повышается количество ошибок – следовательно, понадобится более жесткий контроль.

Далее, улучшение качества отчетности. Тут очень важно мнение инвесторов. Полугодовая отчетность, например, вообще не проверяется аудиторами – и мы должны будем работать над улучшением ее качества сами. При прочих равных, чем меньше аудиторских исправлений в отчетности, тем она качественнее. Хотя, конечно, расхождения во мнениях с аудиторами могут быть следствием различного видения или взаимного недопонимания – и в этом случае это вовсе не значит, что у вас какие-то проблемы с учетом.

Снижение стоимости аудиторских услуг. Когда вы проводите тендер, несколько аудиторских контор будут бороться за вас, снижая цены на свои услуги. Важно найти оптимальное соотношение «цены-качества».

Начинать подготовку отчетности лучше с Excel – как самой простой системы. Простота и легкость – главные и едва ли не единственные плюсы, хотя и весомые. Минусы: возможные ошибки и много времени на подготовку. Ошибки объяснимы человеческим фактором (Ваш покорный на личном опыте знает, в какую пытку превращается перекладка отчетности в Excel, когда перед глазами документ из нескольких тысяч строк – Александр Курников, редактор GAAP.RU).

Далее, по мере развития можно идти по пути надстройки, или же обратиться к помощи ERP-систем. Сначала компания пошла по пути «надстройки», как сообщил аудитории Алексей – они приобрели Cognos. Теперь они работают в ERP-системе (украинская программа «Облiк ERP»). По утверждению докладчика, она ничем не уступает 1С, а по некоторым моментам даже превосходит ее. Главная цель была и остается все та же: получать МСФО-отчетность буквально по нажатию одной кнопки. Конечно, мы все понимаем, что совсем «по нажатию кнопки» этого сделать не получится в любом случае.

Еще один момент, о котором стоит помнить: очень важным для инвесторов является показатель EBITDA. Вы можете посчитать его сами. В компании MILKILAND этот показатель раскрывается сегодня по информационным сегментам. В стандартную формулу они добавили «non-exceptional items» – нестандартные, экстраординарные, мы бы сказали, единоразовые по своей сути события. Точность EBITDA от этого только увеличивается, а инвесторы видят ситуацию по компании даже лучше (что касается принципа осмотрительности – здесь нарушения нет, поскольку компания не показывает ситуацию лучше, чем есть на самом деле, просто это более правильное, более точное раскрытие показателя).


Сессия 2: Практика внедрения МСФО


Отчетность по МСФО для холдинговых компаний – предпосылки к автоматизации, этапы и методология внедрения информационных систем для консолидации данных. Назар Фармага, директор ЭБИКОН

Фото: lucanet.com

Назар Фармага уже брал слово в самом начале конференции – теперь он вышел, для полноценного, скажем так, выступления. Вкратце о его компании: занимается оказанием разных видов услуг, в том числе и связанных с МСФО. Консалтинг, корпоративные финансы, однако международная отчетность занимает 60-70% деятельности. Тут работают разные люди с разными специальностями, и очень много тех, кто занимается вопросами автоматизации отчетности. Это одна из причин выбора темы для выступления.

Начнем с теории. Какие бывают подходы к подготовке МСФО-отчетности? В компании ЭБИКОН таковых различают два основных: трансформация и параллельный учет в системе первичной отчетности. Эти два подхода очень редко встречаются в чистом виде на практике – как правило, это комбинация обоих. Каждая компания оценивает затраты самостоятельно и сама принимает решение, что делать на уровне трансформации, а что – параллельным учетом.

Первый подход можно разбить на 2 вида. 1 вид – чистая трансформация в Excel. Сам процесс может носить и не очень организованный характер – например, могут быть простые пожелания руководства провести инвестиции, и нужно все сделать по-быстрому. Обращаются к внешним аудиторам, которые предоставляют свои услуги, помогают провести корректировки, и компания получает свою отчетность. Очень часто трансформация используется тогда, когда компания и не должна предоставлять международную отчетность (у нее нет ни листинга, нет материнской компании с соответствующими требованиями и т.д.), а просто хочет повысить свою инвестиционную привлекательность.

Второй вид трансформации – автоматизация процесса сбора первичной информации. Данный процесс также, в конце концов, заканчивается трансформацией, но главное отличие здесь – это что сбор производится на уровне ИТ-систем. Это обеспечивает большую точность, информация потом выгружается в тот же самый Excel, ее можно консолидировать. Сегодня очень много компаний (если не большинство) использует комбинацию этих двух видов. В самом деле, было бы очень здорово автоматизировать абсолютно все, но ведь стандарты меняются, и совсем без корректировок никак нельзя. Стоит вспомнить и о национальных особенностях Украины – условия меняются, меняются сами компании, и без корректировок вручную не обойтись.

Трансформация – как вообще это бывает? Мы получаем некий систематизированный или даже несистематизированный массив данных. Если у нас консолидированная отчетность по более чем одной компании, мы ее, соответственно, объединяем, консолидируем. Как правило, все производится в Excel, хотя некоторые компании используют для консолидации специальные системы. Этот метод дешевый, а затраты небольшие. Большими, однако, могут оказаться сроки. Могут быть проблемы и с качеством отчетности: иногда бывают ошибки при выгрузке данных, а уж какими они будут – критичными или некритичными – это вопрос другой. Но ошибки будут в любом случае, и может даже потребоваться переподготовка отчетности. Поэтому, когда данных становится слишком много (как сказал Назар, одновременная обработка человеческим глазом более чем 50 строк в Excel уже чревато ошибками, поскольку все мы люди, в конце концов), пора задумываться о других вариантах.

Второй подход: параллельный учет. В нем нет никаких пакетов сбора данных, в нем есть только система для первичной отчетности. Таким образом, можно систематизировать и на уровне «первички». Плюсы: тут нет необходимости рассматривать каждую транзакцию, а данные доступны онлайн. Качество, соответственно, улучшается. Минусы: высокие инвестиции. В Украине, по статистике, не очень много успешно реализованных проектов подобного рода. Также еще один важный минус: увеличивается нагрузка на бухгалтерские службы и систему внутреннего аудита, которые теперь должны будут внимательно все перепроверять и отслеживать, куда «ставить галочку», а где этой «галочки» не требуется. С параллельным учетом, таким образом, не все так просто, и все нужно реализовывать постепенно.

Поговорим об автоматизации как таковой. Отчетность по Excel – это все-таки никакая не автоматизированная отчетность, это очень даже ручная отчетность. Поэтому компания ЭБИКОН всегда пытается убедить своих клиентов в преимуществах автоматизации, подталкивая их к нахождению правильного баланса между автоматической системой и ручными корректировками, которые могут потребоваться. Если есть автоматизация, то количество процедур снижается, а процесс подготовки ускоряется. Подготовка отчетности за полтора месяца – это реально хороший результат, а многие справляются и того быстрее.

Корпоративное управление сегодня становится также очень важным фактором, рассчитываются специальные индексы. Могут быть и вполне конкретные внутренние цели – например, максимально приблизить международную отчетность к управленческому учету, и тогда уже не нужно будет заниматься подготовкой отчетов повторно.

Автоматизация дает возможность содержать информацию в одном месте, ведь на практике, особенно в случае крупных холдингов, бывает и так, что информация раскидана по разным отделам, и приходится ждать очень долго, пока нужный менеджер подготовит нужный отчет.

Также среди преимуществ автоматизации значится разделение работы, обязанностей: люди работают вместе, повышается степень контроля, внедряется система исправления ошибок.

Входящая информация подчас бывает неточной. Автоматизация исправляет людской фактор, который отвечает, по статистике, за 80% всех ошибок.

Если мы говорим про консолидированную отчетность, то этот вопрос актуален для очень многих украинских компаний. Следовательно, консолидация необходима, и в большинстве случаев она автоматизирована (где-то на 90%, не меньше).

Также автоматизация позволяет иметь разные периметры консолидации. Могут быть основные компании, а могут быть второстепенные, дополнительные и т.д. Мы можем, например, консолидировать отдельные юридические лиц. И мы получаем полный пакет отчетности в системе автоматизации, ибо даже параллельный учет, как бы качественно его не проводили, не всегда заканчивается готовой отчетностью, которую можно, грубо говоря, распечатать и отдать.

Что по этапам автоматизации? Очень важно, чтобы они были пройдены качественно. Всего их три основных: 1) Анализ, 2) Дизайн и 3) Дизайн всей отчетности. На этапе анализа в компании нужно, чтобы все четко понимали, для чего процесс служит, так как в противном случае возможны осложнения, недопонимания, и выпуск отчетности иногда затягивается на месяцы, если не годы. Второй этап: дизайн. Тут необходимо определить, кто вводит, что вводит, и в какой момент времени. Третий этап, дизайн всей отчетности – это уже финальное решение относительно того, как будут выглядеть наши отчеты в конце. Все остальные этапы – это уже технические факторы (в том числе тренинги персонала, разработка шаблонов – все это, так или иначе, относится к вышеназванным трем этапам).


Как безболезненно перейти на МСФО. Лидия Самойленко, главный бухгалтер WATSONS

WATSON – это розничная сеть. На международный учет они переходят с 2006 г., поэтому опыт, безусловно, имеется, притом большой.

Как правило, компания приходит к решению перейти на международный учет либо в случае выхода на биржу, либо желая привлечь инвестиции. А иногда это происходит в случае приобретения части компании сторонней организацией с соответствующими требованиями. Так было и с WATSON.

При прочих равных сегодня в Украине внимание уделяется именно налоговому учету – об этом уже говорили сегодня. Даже, отметим себе, не национальным стандартам, ведь с ними, в конце концов, если и ошибемся, то заплатим небольшой штраф, и гуляй дальше. А вот с налоговиками можно серьезно нарваться. Налоговый учет над бухгалтерским учетом превалирует.

На данный момент в компании WATSON имеется только 1 вид учета – финансовый. Так заявила несколько ошарашенной аудитории Лидия. Стандартного разделения учета на налоговый, управленческий, бухгалтерский и финансовый (под которым Лидия понимает международный, в противовес бухгалтерскому по национальным стандартам) в компании нет. Когда руководство понимает, что кроме бухгалтерии точные данные получить неоткуда, а тот учет, который ведется сейчас, не отражает положения дел точно – только тогда компания и приходит к мысли, что нужен, по сути, только один вид.

План перехода на МСФО (Первые шаги)

  • Оценка принципов веления бухгалтерского, налогового и управленческого учета
  • Оценка информационных систем
  • Анализ документооборота
  • Анализ финансовой структуры
  • Оценка ресурсов (материальных и человеческих), требуемых для МСФО
  • Оценка сроков внедрения
  • Внедрение бухучета на проектах

Пирамида изменений в компании. Положительный результат изменений возможен только с положительным изменением отношения к бухгалтерии. Ведь как обычно относятся к этому отделу? С легким пренебрежением, в лучшем случае – мол, там все время требуют какие-то бумажки, которые мы должны в срочном порядке искать. На самом деле, если спрашивают – значит, так надо. По крайней мере, так должно быть в идеале.

Самое первое решение (о переходе на МСФО) принимает, разумеется, руководство. Далее мы создаем учетную политику, где четко прописываем, какие затраты должны учитывать, какие доходы, какие проводки должны проводить – все важные мелочи. Далее мы создаем должностные инструкции. В компании WATSON, например, каждый бухгалтер имеет свою инструкцию, вплоть до скриншотов из программ автоматизации, куда он должен посмотреть. Далее идет описание бизнес-процессов и процедур (кто, в какие сроки и что нам должен предоставить). На данном этапе хорошо бы провести обучение персонала, как это сделала компания WATSON, поскольку для отечественного бухгалтера даже понятие резерва может быть непростым для понимания. После этого идет организация документооборота. Ответственный отдел полностью отвечает за качество. Далее – организация внутреннего контроля. Нормализация учета по НСБУ (в компании учет выполняется сегодня сразу по принципу «нажали на кнопку – получили отчетность» – такое заявление несколько опешившей аудитории сделала Лидия). Любопытно, что в компании более высокий приоритет имеет именно МСФО (потому финансовый учет – т.е. международный, в терминах данного выступления – и был назван в качестве единственного). Трансформация идет как бы в обратном направлении – от международной отчетности к налоговой, которую в любом случае нужно будет представить.

Обновление информационных систем. Сейчас используется Oracle – система, на которую перешли в 2009 году. До этого была 1С. Oracle – система сложная, и переход был болезненным. Самым трудным был вопрос настройки налогового учета. Счета Oracle сильно не совпадают со счетами 1C, поэтому вначале расхождения были едва ли не миллионные. Зарубежные системы вообще плохо приспособлены для налогового учета – ее там фактически нет! Международная отчетность – да, как раз под нее и затачиваются эти программы, а вот налоговую отчетность настраивать пришлось очень долго. Еще одной большой ошибкой было переводить на Oracle зарплату – постарайтесь этого не делать, система просто не понимает многих нюансов («Того работника уволили, потом взяли обратно, как теперь рассчитать ему бонус…» и так далее). Но переход на Oracle был необходим, так как это было требование компании-приобретателя. Тем не менее, новая система сегодня работает хорошо: у нее вообще много возможностей для бюджетирования, для аналитики и т.д., нужно лишь привыкнуть.

И последний важный вывод: никогда не стоит рассчитывать на то, что переход на МСФО завершится за полгода. Этот процесс всегда длительный, и нужно сразу сообщить всем, что это будет долго и болезненно, чтобы никто не строил иллюзий и был готов сразу. И при прочих равных, если вы обращаетесь к услугам внешних консультантов, и они называют вам какую-то стоимость перехода – прибавляйте сразу где-то 20%, и вы получите реальную стоимость.

Благодарим компанию «Финансовый Аналитик Сервис» за сотрудничество в рамках мероприятия – GAAP.RU

Автор:

Теги: МСФО  международные стандарты финансовой отчетности  МСФО в Украине  финансовая отчетность  Совет по МСФО  US GAAP  IAS 39  МСФО-отчетность  Большая четверка  аудитор  аудит  налоговый учет  Минфин  справедливая стоимость