Источник: IFRS
Новый онлайн-подкаст от членов рабочей группы по IFRS 9 в составе Совета по МСФО рассказывает о ключевых требованиях к раскрытиям по новому стандарту, который вступает в силу совсем скоро, и напоминает слушателям о необходимости отнестись к этому со всем вниманием. В самом деле, по сравнению с IAS 39 изменилось очень многое, и для кого-то объемы раскрываемой в отчетности информации увеличатся в разы.
Привет всем, и добро пожаловать на вебкаст по теме раскрытий в IFRS 9. Меня зовут Кумар Дасгупта (Kumar Dasgupta), и я один из технических директоров Фонда МСФО. Также со мной сегодня на этом вебкасте Юни Чой (Uni Choi) из рабочей команды по финансовым инструментам.
Для большинства организаций IFRS 9 вступает в силу с отчетных периодов, начинающихся 1 января 2018 года. С началом применения стандарта организации “перезагрузят” свою отчетность, где она касается управления финансовыми инструментами и связанными с ними рисками. Например, классификация и измерения финансовых активов зависят от того, как управляется бизнес, а учет ожидаемых кредитных потерь принимает в расчет способ управления кредитным риском. В отдельных случаях, подобных учету обесценения, информация, раскрываемая в финансовой отчетности, будет фундаментально отличаться от той, что требовалась с IAS 39.
С учетом значимости этих изменений качество раскрытий с применением IFRS 9 будет особенно важным для того, чтобы инвесторы и прочие пользователи финансовой отчетности могли понять, что именно изменилось, а равным образом усвоить и тот базис, на основе которого в финансовой отчетности отражаются новые величины. И поскольку это так важно, мы хотим воспользоваться возможностью и выделить ключевые требования к представлению и раскрытиям в IFRS 9.
Раскрытия в IFRS 9 созданы таким образом, чтобы новые модели классификации и измерения четко объяснялись пользователям финансовой отчетности. В дополнение к этому Совет улучшил требования к раскрытиям по управлению рисками в ходе применения отчетности хеджирования. Данный вебкаст посвящен ключевым целям раскрытий по стандарту IFRS 9, хотя в рамках данного проекта часть раскрытий включена в IFRS 7 вместе со всеми прочими раскрытиями, которые могут иметь отношение к финансовым инструментам.
Сейчас мне хотелось бы передать слово Юни – она проведет оставшуюся часть вебкаста.
Начнем с раскрытий в рамках требований IFRS 9 по классификации и измерению. Раскрытия об эффектах перехода на новый стандарт важны для пользователей финансовой отчетности - важны особенно с учетом того, что переподготовка сравнительной информации при переходе на IFRS 9 не требуется.
Переход на IFRS 9 приведет к изменениям в классификации некоторых активов и обязательств, в том числе в результате начала или прекращения использования компаниями справедливой стоимости по выбору. Раскрытия эффектов от перехода обязаны показать качественную и количественную информацию, объясняющую влияние перехода на IFRS 9 – это позволит пользователям проводить реконсиляцию категорий измерений в IFRS 9 и IAS 39. Для примера, раскрытия должны позволить пользователям отличать изменения балансового значения в результате перехода на IFRS 9 от изменений, которые имели бы место даже в случае продолжения использования IAS 39.
Помимо раскрытия эффектов от перехода организации должны помнить о некоторых новых или сохранившихся требованиях к раскрытию типа тех, согласно которым изменения в справедливой стоимости инструментов капитала будут отражаться в составе прочего совокупного дохода.
Кроме улучшения учета обесценения новая модель снабжена улучшенными раскрытиями по ожидаемым кредитным потерям и кредитным рискам. Чтобы данные по обесценению были понятными, потребуются хорошие пояснения. Ожидаемые кредитные потери учитывают ожидания менеджеров относительно перебоев с собираемостью контрактных денежных потоков. Очевидно, это дает простор для существенных суждений, в том числе в плане выбора информации для измерения ожидаемых кредитных потерь и всей информации, что используется при определении того, как кредитные риски меняются на протяжении срока действия финансового инструмента. Соответственно, стандарт несет с собой раскрытия, с которыми пользователи финансовой отчетности будут понимать величину кредитных потерь, основы их измерения и причины для изменений в ожидаемых кредитных потерях с течением времени.
Раскрытия по ожидаемым кредитным потерям связаны с целями. Это значит, что от организаций требуется раскрывать информацию, которая позволит пользователям финансовой отчетности понимать три ключевые области, выделенные на слайде чуть выше. Так, организации должны раскрывать информацию о практике управления кредитными рисками, в том числе ключевых допущениях, использованных при измерении ожидаемых кредитных потерь, и о том, как именно организация определяет, что имело место существенное увеличение кредитного риска. Пользователи финансовой отчетности должны понимать информацию и методы, используемые организациями при оценке ожидаемых кредитных потерь.
В дополнение, организациям также придется раскрывать информацию по величинам ожидаемых кредитных потерь, изменениям в ожидаемых кредитных потерях и причинам для этих изменений. Информацию об изменениях нужно отражать таким образом, чтобы это позволяло пользователям понимать основные причины изменений в ожидаемых кредитных потерях – например, произошло ли это из-за изменения самого кредитного риска или же вследствие увеличения кредитования. Делать эти раскрытия придется отдельно по категориям – например, по категориям “в пределах 12 месяцев”, “на протяжении всего срока действия” – или же по категориям финансовых инструментов.
Также организациям придется показывать информацию по своему профилю риска – то есть риску, ассоциированному с финансовыми инструментами у нее во владении - включая существенную концентрацию кредитного риска на дату отчетности. Это требование призвано обеспечить пользователей отчетности мгновенным представлением об уязвимости организации по кредитному риску на дату отчетности.
Еще один момент, о котором мы бы хотели вам напомнить – это требования к раскрытиям в отчетности хеджирования. У организаций есть возможность выбора: переходить на новые требования для отчетности хеджирования в IFRS 9 или же остаться на прежних требованиях для отчетности хеджирования в IAS 39. При этом расширенные требования к раскрытиям по отчетности хеджирования в IFRS 7 распространяются на все организации без исключения, переходящие на IFRS 9. Это означает, что новые требования к раскрытиям применяются даже в том случае, если организация решает продолжать использовать отчетность хеджирования по IAS 39.
Еще когда мы работали над IFRS 9, пользователи отчетности часто говорили нам, что им непросто понимать практику управления рисками в компаниях и влияние отчетности хеджирования на их финансовую отчетность. В попытках решить эти проблемы Совет улучшил раскрытия по отчетности хеджирования. Теперь раскрытия требуют объяснять тот эффект, какой хеджирование произвело на финансовую отчетность организации и ее стратегию управления рисками, а также приводить дополнительные детали по деривативам, влияющим на будущие денежные потоки организации.
IFRS 7 также требует представления расширенной информации по стратегиям динамического управления рисками в организации.
Стоит отдельного упоминания тот факт, что некоторые требования в IAS 1 также изменились вследствие изменений в учете финансовых инструментов по IFRS 9. Для примера, новые требования к представлению информации добавились в параграфе 82 (a) стандарта IAS 1 – они оговаривают отдельное представление потерь по обесценению в отчете о прибылях и убытках. В довесок к новым требованиям по классификации и измерениям параграф 82 также изменили таким образом, что он теперь требует отдельного представления процентных доходов, рассчитанных по методу эффективной процентной ставки, сумм, полученных по реклассификации финансовых инструментов, доходов или потерь в результате списания финансовых активов, измеренных по амортизированной стоимости.