Фото: http://www.pressfoto.ru
Сегодня мы часто слышим критику в адрес государственных компаний и учреждений по поводу непрозрачных и неэффективных затрат на информатизацию. Следует признать, что такая критика не всегда является безосновательной.
Неэффективность затрат по ИТ-бюджетам возникает как результат сочетания комплекса факторов на стадии планирования и выбора поставщика, во время контроля исполнения и приемки работ. Основная причина неэффективности закупок ИТ-услуг государственными организациями – отсутствие понятных и прозрачных механизмов ценообразования и строго объективного контроля и аудита закупочных цен.
Исправить ситуацию можно за счет использования современных стандартных подходов по расчету размера ИТ-задач. Расчет размера для каждого реализуемого в государственном секторе ИТ-проекта позволит существенно повысить эффективность реализации стратегических инициатив.
Расчет размера ИТ-задач или ИТ-проекта производится в однозначном соответствии с принятыми международными стандартами. К наиболее распространенным следует отнести ряд стандартов: COSMIC, FiSMA, IFPUG, NeSMA, Mk II.
Так например, в России с 2011 в России представлен один из наиболее передовых стандартов расчета размера COSMIC.
Отличительной особенностью стандарта COSMIC является возможность применения его для полного спектра программ, начиная от систем электронного документооборота до систем, работающих в реальном времени. За счет специальных расширений метода COSMIC рассчитать размер можно и для приложений, использующих большой объем математических операций, таких как системы пенсионного обеспечения и финансового анализа, т.е. таких программ, которые характеризуется сложными математическими алгоритмами или другими специальными сложными правилами.
Рассчитанный размер позволяет обратиться к международной статистике, которая насчитывает десятки тысяч записей по завершенным проектам. По каждому проекту содержится информация о его предметной области, размере, сроках исполнения, трудозатратах и других характеристиках. На базе статистики производится расчет объективных нормативных величин на единицу размера, из которых следует расчет сроков и затрат минимально необходимых для успешного исполнения проекта. Расчет, произведенный квалифицированным специалистом, показывает какую цену стоит заплатить за предлагаемое решение, чтобы обойтись без переплат и срывов сроков.
Мировая практика убедительно свидетельствует в пользу эффективности применения стандартов оценки сроков и бюджетов проектов в области информационных услуг. По всему миру созданы инициативные экспертные группы, ведется работа по выработке локальных правил и норм построения взаимоотношений заказчик-поставщик на основе стандартных метрик размера проектов.
Во всем мире государственные организации являются наиболее активными сторонниками применения оценки ИТ-проектов по стандартным методам. В число лидеров входят не только передовые страны Европы: Финляндия, Нидерланды, Великобритания, Германия, – но и страны с близким к России потенциалом: Китай, Бразилия, Индия. Оценка ИТ-проектов зарекомендовала себя как объективный, надежный способ оптимизации затрат и рисков, повышения эффективности исполнения проектов в области информатизации.
Но главный вопрос остается: когда российский государственный сектор обратит внимание на перспективные зарекомендовавшие себя методы и подходы оценки ИТ-проектов, подтвердив тем самым важность задач по информатизации страны.