Возможно, вы наслышаны о схемах экономии на налоговых льготах по исследованиям и разработкам (R&D), но даже не думали тем же самым образом об интеллектуальной собственности? В таком случае вы в этом не едины. В Великобритании, например, заявок на право воспользоваться пониженной ставкой налогообложения по доходам, получаемым от патентов, каждый год подается менее тысячи. Для сравнения, по R&D таковых около 43 тысяч.
Фото: https://govgrant.co.uk
Исполнительный директор GovGrant Люк Хамм (Luke Hamm) в этой связи отмечает: “Если вы взглянете на все патенты, зарегистрированные в Европейском патентном бюро, то мы (Великобритания – GAAP.RU) находимся на 17-м месте в списке. Так что мы намного, намного ниже того места, где должны бы быть, и все указывает на то, что мы как деловое сообщество относимся к [патентам] недостаточно серьезно. По факту мы еще не поняли, почему интеллектуальная собственность – это важный актив”.
Одной из причин такого положения вещей эксперт считает тот факт, что у представителей малого и среднего бизнеса сегодня просто недостаточное понимание механизма монетизации интеллектуальной собственности. Хотя почти любая британская компания, которая владеет патентом и получает с него доход, имеет право подать заявку на налоговые льготы через предусмотренную в Британии для этого систему Patent Box, многие просто не осознают, какие у них есть права, и как осуществляется данный процесс.
Очень часто базовая причина - это особое восприятие интеллектуальной собственности очень многими, считает Люк Хамм. А именно, они полагают, что получение патента – дело очень дорогое, рискованное, и что для них это станет в больше степени защитой интеллектуальной собственности в суде общего права, а не активом, в будущем приносящим доход в бизнесе. “Мы видим две распространенные вещи: люди воспринимают это как академический значок с небольшой коммерческой ценностью. И второе: “Это слишком дорого, и я никогда не смогу с этим что-либо сделать”.
Понятно, малые и средние предприятия, ограниченные в плане свободных средств, еще меньше стремятся инвестировать десятки тысяч фунтов в отношения с патентными бюро, если не ожидают получить от этого какую-то отдачу. Большинство людей по-прежнему воспринимают интеллектуальную собственность (в частности, патенты) как механизмы защиты - следовательно, их сначала нужно отстоять. Но вместо этого думать нужно несколько иначе: “Как мне максимизировать отдачу от этих активов?” Можно пойти к юристу и спросить: “Можете раздобыть мне патент?” Скорее всего, ответом на это будет: “Можем попытаться”. Однако ключевой вопрос здесь в первую очередь – насколько он вам нужен?
Коммерческая возможность
Люк Хамм рекомендует компаниям и работающим в них профессиональным бухгалтерам воспринимать интеллектуальную собственность как любой материальный актив. Стандарты финансового учета, впрочем, здесь не очень помогут, поскольку нематериальные активы учитываются иначе. В то же время в Великобритании ставку корпоративного налога с доходов по интеллектуальной собственности вполне реально снизить с 19% до 10%, и более того – эта налоговая льгота действует на протяжении всего срока действия патента! “Это колоссальное влияние на акционерную стоимость”, - говорит эксперт. – “Вместо того чтобы платить налоговикам, вы получаете финансирование для своего следующего уровня инноваций”.
Как могут помочь профессиональные бухгалтеры?
Компания GovGrant, на которую работает Люк Хамм, специализируется на налоговых льготах по R&D, патентам и капитальным инвестициям. Он говорит, что помочь клиентам профессиональные бухгалтеры в первую очередь могут через обсуждения, повышающие осведомленность клиентов об имеющихся возможностях. Требования в отношении патентов практически идентичны проверкам на соответствие критериям для получения налоговой льготы по исследованиям и разработкам – говорит Хамм. “Единственное отличие между R&D и патентами в том, что R&D могут завершиться неудачей (а неудача с R&D – иногда даже хорошо), тогда как, чтобы патент был успешным, он должен в конченом счете приносить какую-то пользу”.
Бухгалтеры в бизнесе с исследованиями и разработками сегодня более-менее “на короткой ноге”, поэтому самое время начать задавать рутинные вопросы о потенциальных возможностях интеллектуальной собственности, когда речь заходит о новациях в бизнесе – советует эксперт. Иначе говоря, это должно стать частью стандартного плана на случай анализа имеющихся в наличии активов у компании-клиента. Отчасти это предполагает осознание того факта, что на сегодня большая часть британских компаний ведет свой бизнес на основе интеллектуальных активов, поэтому самые ценные активы у них – отнюдь не материальные. Размышлять об интеллектуальной собственности в компании сегодня не менее важно, чем, например, строить прогнозы на следующее полугодие.
Подход, который можно себе позволить
Одна из услуг, которые компания GovGrant предлагает своим клиентам из малых и средних предприятий – это принятие решений по поводу обращения за патентом. Эта услуга – недорогой инструмент оценки, обеспечивающий на выходе четкий ответ “да” или “нет” на вопрос о том, их ли это случай. Программа имеет название “IP Harvest”. Например, если у кого-то уже имеется правительственный грант, и этот грант клиент собирается выложить на стол, барьеры для получения патента значительно снижаются – объясняет Люк Хамм принцип анализа.
Также он приводит в пример клиента, который затратил на патентные бюро £50,000, желая получить патент на уникальное программное обеспечение, однако потерпел неудачу – бывает и такое. “Пока мы занимались их обращениями по R&D, зашел разговор о патентах. В пределах 12-18 месяцев они потратили на нас всего лишь £7,000, а мы изменили патент, обсудили технические вопросы с инспекторами и, в конце концов, получили патент. Теперь у них есть актив, который снижает для них корпоративный налог <… > более чем на £100,000 в год”.
Также GovGrant проводит онлайн-консультирование по вопросам интеллектуальной собственности. Клиенты, которые занимаются разработкой новых продуктов, могут получить быстрый ответ, максимально отвечающий их бизнес-запросам.
Известные аналоги и другие тонкости
И компании, и работающие у них новаторы часто допускают одну ошибку: показывают свое изобретение другим на торговых выставках, а там много охочих взглянуть, что удалось реализовать конкурентам. Тем самым они делают невозможным последующее обращение за патентом, потому что тогда изобретение будет классифицировано как “prior art” – то есть известный уровень техники на дату подачи заявки на получение патента. То есть изобретение рассматривается так, как будто оно уже стало известным, поэтому защитить его уже нельзя.
Этот момент наступает тогда, когда изобретатель идет на выставку. Возможно, для всего мира это первый в истории момент ознакомления с объектом изобретения, но поскольку в этот момент защита отсутствует, а мир уже знает, кто-то еще может просто “подобрать” вашу идею и создать новое изобретение. И здесь ничего больше не остается, кроме как немедленно начинать производить и продавать то, что уже разработано, уже без дальнейших исследований и разработок.
“Без нашего вмешательства он и представления не имел бы, что в тот момент, когда покажет свой качественно новый продукт на сцене, он будет обречен”, - драматически рассказывает Люк Хамм об одном из своих клиентов. Речь в той истории шла о сельскохозяйственном изобретении, которое снижает риски инфекции в процессе доения молока. Перед тем как тот клиент сел на самолет, направляющийся на выставку, он составил и подал обращение за патентом, чем все-таки обезопасил себя, поэтому уже мог спокойно ехать на шоу и показывать свое изобретения коллегам по отрасли.
Другим проблемным случаем был клиент, давно работающий на своем сегменте рынка, который просто забыл, что его патенты истекают спустя 20 лет. Ему порекомендовали зарегистрировать новые патенты, чтобы тем самым отразить то, каким образом на протяжении всех этих лет происходило обновление и изменение продуктов. Без этого компания рисковала оказаться под наплывом конкурентов, которые вторгнутся в ее пространство со своими собственными патентами и продуктами, основанными на первоначальном дизайне ее продукта.
Впрочем, в некоторых случаях все же можно защитить патентом продукт, который уже есть на рынке. Именно для таких случаев разработана программа IP Harvest – недорогой инструмент, который иногда способен, по образному выражению Люка Хамма, “загнать лошадь обратно в стойло, даже после того как ворота уже были распахнуты”.
Господдержка
Забыть о Brexit (или том, что идет вместо него), в рамках данной темы никак не выйдет. В таких условиях для Великобритании критически важно сохранить свою конкурентоспособность в инновациях. По мнению исполнительного директора GovGrant, правительство сегодня делает все же недостаточно, и могло бы делать больше. Один из вариантов – позволить компаниям получать назад деньги, которые они потратили на разработку интеллектуальной собственности. Большая помощь бизнесу, особенно МСП, поскольку правительство в этом случае разделяет с ним риски.
Еще одна идея – оказывать помощь малым компаниям с защитой патентов в британском Ведомстве по интеллектуальной собственности, если большие компании уже обладают рядом успешно зарегистрированных патентов на близкие продукты – и командами ушлых юристов, стремящихся прогнуть юридическую систему под себя. “Для правительства это будет непросто сделать, поскольку тем самым оно оттолкнет от себя некоторые крупные корпорации”, - говорит Люк Хамм. - “Однако мы ведь скоро снова станем “островом”. Конкурентная ситуация поменяется, чем бы Brexit ни кончился. Если не отнестись к этому серьезно, <…> мы отстанем”.
В пример он здесь приводит Южную Корею, которая недавно ввела налоговые льготы на технологии блокчейн. “Вот о чем мы говорим после Brexit. Это ведь не о движении физических вещей через границы, а о креативности и инновациях, которые в первую очередь кормят Великобританию <...> Это действительно обширная история инноваций, и сейчас у нас есть возможность по-настоящему защитить будущие доходы на благо “UK plc”.
По материалам: Accountancy Age