Интеллектуальный анализ данных и его значение для профессиональных бухгалтеров

Software
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 14 ноября 2021


Автор оригинальной статьи: Клейтон Оатс (Clayton Oates), QA Business

По материалам: Accounting Web

Появление облачных вычислений наделило провайдеров облачных услуг невиданным ранее доступом к клиентским данным, к досаде представителей бухгалтерской профессии. Почему так? Давайте разберемся, что собой представляет data mining (интеллектуальный анализ данных в целях обнаружения скрытых в них закономерностей), почему это важно для профессиональных бухгалтеров, и зачем разбираться в этом детально перед заключением каких-либо соглашений с провайдерами облачных услуг.

Информацию часто называют “новой нефтью”, но что тогда “нефтепровод” - облачные приложения, с помощью которых получаем доступ к сокрытым ранее ресурсам? Если это действительно так, стоит ли бухгалтерским профессионалам беспокоиться по поводу “добычи” данных, которые ранее располагались на индивидуальных серверах и рабочих компьютерах сотрудников компаний? Стоит ли им предупреждать руководство своих организаций (либо клиентских компаний, если находятся в роли внешних консультантов) о такой опасности?

Интеллектуальный анализ данных (“data mining”) направлен на извлечение закономерностей на основе огромных массивов разрозненных данных, осуществляемое, как правило, с применением технологий искусственного интеллекта. Сторона, успешно обнаруживающая скрытые ранее закономерности, полезные для принятия деловых решений, обретает таким способом конкурентные преимущества. С момента начала массового распространения облачных вычислений профессиональные бухгалтеры ревностно следили за способностью провайдеров “заглядывать” в финансовые данные их клиентов, считая это вторжением на свою личную территорию профессиональных консультантов, умеющих до сих пор делать это лучше других.

И вот “информационные нефтепроводы” давно проложены, и “новая нефть” активно качается - что по этому поводу делать профессиональным бухгалтерам и консультантам? Ведь клиентские данные, по идее, проходят агрегирование и анонимизацию, прежде чем стать объектом анализа в составе обширных массивов? На самом деле, и да, и нет - а точнее, не всегда.

Что если провайдеру облачных сервисов клиентские данные были бы доступны в любое время, и он/она использовал бы их, например, в целях маркетинга, чтобы “подсовывать” услуги тем, кто в данный момент испытывает финансовые трудности? Или давать наводку на таких клиентов знакомым кредиторам, за определенное вознаграждение? Есть множество решений, которые можно придумать, имея доступ к персональным данным. Сценарий лишь на первый взгляд представляется маловероятным, но в действительности такое время от времени случается на практике.

Первое осознание того, что такое действительно возможно, может быть для кого-то шокирующим - особенно для тех, кто уже имел дело с компаниями, работающим в сфере облачных услуг. Многие могут начать клясть себя за невнимательное изучение условий соглашения. Если речь идет о профессиональных бухгалтерах-консультантах, те рискуют к тому же данными своих клиентов, как будто подставляя тех под удар. Для истинного профессионального бухгалтера, придерживающегося высоких стандартов этики, приватность финансовых данных клиента священна и может стать предметом разглашения лишь с согласия самого клиента. А ведь действовать он мог из лучших побуждений, стремясь использовать в своей работе самое передовое и эффективное бухгалтерское программное обеспечение. Как говорится, “благими намерениями выложена дорога в ад”.

Конечно, далеко не все поставщики облачных сервисов занимаются майнингом данных. А вопрос легальности/нелегальности этого так тем более сегодня даже не стоит, и вряд ли что изменится в ближайшие годы. Если поставщик желает заняться исследованием данных, вероятно, у него/нее для того есть все основания и возможности. Другое дело, что профессиональных бухгалтеров не может это не нервировать, поскольку сам процесс, понятно, идет скрытно, и об этом в большинстве случаев никто ничего не знает.

Как же поставщиков облачных сервисов допустили к таким возможностям? А очень просто: все скрыто в условиях пользовательского соглашения! “Персональные данные, которые мы используем, включают <...> информацию о Вашей деятельности, Ваших интересах и Ваших предпочтениях, данные о Ваших финансах или бизнесе; контент, который Вы размещаете на нашей платформе…”, - как пример, такая формулировка. Соглашение о приватности при этом может содержать оговорку, что персональные данные могут использоваться провайдерами в таких целях как оценка адекватности предлагаемых продуктов и услуг, в рекламных и маркетинговых акциях, для персонализации индивидуального пользовательского опыта (а это уже явно намекает на конкретные выводы о конкретном клиенте на основе уникальных данных).

Говоря по правде, далеко не все вчитываются в условия и разбираются в них - большинство предпочитает побыстрее поставить галочку напротив поля “Согласен(-на)”. Но для профессиональных бухгалтеров и консультантов особенно важно изучать все досконально, прежде чем давать рекомендации клиентам относительно использования конкретного приложения. Техническим же компаниям, которые находятся на противоположной стороне отношений, явно стоит формулировать условия более простым языком. Вероятнее даже стоит, вместо спецификации различных вариантов использования персональных данных клиентов, оговаривать вместо этого, чего они с этими персональными данными делать не собираются.

“Облака” - никакое не зло. Облачные сервисы стали современным, качественно новым способом коммуникаций с клиентами, открыв новые возможности и тем, и этим. Вместе с тем, профессиональные бухгалтеры (стоящие, понятно, “на страже”) относятся с большим подозрением, ведь вместе с новыми возможностями идут риски, а провайдеры облачных вычислений, конечно, имеют и собственный интерес во всем этом.

Конкретные рекомендации для профессиональных бухгалтеров и консультантов, которые непосредственно взаимодействуют с провайдерами облачных сервисов от имени своих клиентов:

  • Внимательно читать условия пользовательского соглашения и думать о последствиях.
  • Обеспечить понимание клиентами этих условий и возможных последствий.
  • Максимальная открытость с клиентами касательно перспектив использования облачных платформ и связанных с этим рисков.
  • По возможности оговорить с поставщиком эффективные механизмы “разрешения/запрета” на участие данных клиента в майнинге в рамках программного обеспечения.
  • По возможности изучить отношение поставщиков к клиентским данным (с позиции “кто ими владеет”). 
  • Занимается ли поставщик майнингом данных, или только предлагает облачные приложения как услугу?
  • Изучить способы дальнейшего устранения клиентских данных с облачной платформы после завершения сотрудничества (говоря техническими терминами - использования своего “права на забвение”).

Никто не мешает задавать часть перечисленных выше вопросов напрямую поставщикам и следить за их реакцией, как они на них отвечают. Пока мы работаем в условиях конкурентного и эффективного рынка, более сильная долгосрочная позиция всегда будет за поставщиками, придерживающимися высоких принципов профессиональной этики. А раз такие есть, партнерские отношения по возможности следует заключать именно с ними, а не с недобросовестными игроками, руководствующимися соображениями краткосрочной выгоды.

Теги: интеллектуальный анализ данных  data mining  облачные сервисы  облачные приложения  облачные вычисления  облачные платформы  персональные данные  право на забвение  провайдеры облачных услуг  облачные услуги  клиентские данные  профессиональные бухгалтеры