Инвестирование капитала по сбалансированной системе показателей

Инвестиционные проекты и...
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 24 Марта 2021

“Новая реальность” требует балансировки как количественных, так и качественных показателей – думаем про ESG!


Авторы оригинальной статьи: Лорен Гарруто (Loren Garruto), руководитель направления корпоративных финансов глобального и американского офисов E&Y; Бен Хобан (Ben Hoban), старший управляющий по направлению стратегий и транзакций, Ernst & Young LLP

По материалам: CFO

В экономической реальности, сопряженной с продолжающейся пандемией, инвесторы и другие ключевые группы стейкхолдеров ориентируются на новые индикаторы результативности интересующих их организаций. В таких непростых условиях, принимая во внимание изменившиеся запросы, финансовым директорам по-прежнему приходится принимать непростые решения относительно капитальных инвестиций, без которых невозможен долгосрочный рост. Как же теперь выбрать правильные показатели, чтобы не ошибиться с решением?

Представители аудиторской сети Ernst & Young рекомендуют разработку “balanced scorecard” – сбалансированной системы показателей. Инструмент хорошо знаком многим, просто в этот раз очень много места там будет отведено качественным факторам, в особенности связанным с влиянием на экологию, социальными аспектами (многообразием, безопасностью труда) и внутрикорпоративным управлением. Такова сегодняшняя “новая реальность”, и нужно жить по ее законам.

По крайней мере, поначалу финансовым директорам придется непросто с добавлением нефинансовых показателей к финансовым, при одинаковом восприятии их в качестве факторов, определяющие темп роста, свободные денежные потоки (FCF) в будущем и любые другие финансовые меры. Консультанты из E&Y уже имеют за плечами опыт оказания помощи своим клиентам с внедрением подхода на основе сбалансированных показателей, которые в равной(!) мере учитывают все метрики вне зависимости от того, относятся ли те к категории количественных или же качественных. Клиенты, которым удалось внедрить сбалансированную систему количественных и качественных показателей, заметили впоследствии явные преимущества в виде более последовательной оценки инвестиций и более строгой основы для выставления приоритетов и одобрения проектов.

Таким образом, ключом к эффективному распределению капитала, по сути, является использование таких объективных “основ”, на основе которых проводится анализ, выставление приоритетов и, наконец, исполнение любых стратегических инициатив. Но важно помнить, что “основы” хороши ровно настолько, насколько хороши показатели, которые их формируют. Опрос по теме капитальных инвестиций уже этого года (EY 2021 Capital Allocation survey) показал, что большинство (64%) финансовых директоров уверены в возросшей важности качественных показателей. Осознание и принятие этого простого факта делает для них выбор подходящих для анализа ключевых показателей намного более сложным занятием.

С учетом того что эффективная инвестиционная стратегия должна теперь опираться на количественные и качественные KPI, организациям придется более обдуманно подходить к их выбору, чтобы они адекватно измеряли эти важные стратегические элементы. Например, предположим, что польза для социума теперь заявлена в качестве официальной миссии организации. Тогда равенство, многообразие, инклюзивность, углеродное воздействие на экологию, потребление воды и других ресурсов – примеры KPI, которые придется включать в сбалансированную систему показателей для оценки инвестиционных проектов. Для измерения отношений с клиентами можно подобрать метрики, отражающие степень удовлетворенности клиентских запросов, а по своим сотрудникам можно ориентироваться на показатели текучести кадров, здоровья и личного благополучия кадрового состава.

При оценке проекта капитальных инвестиций количественные KPI помогают, по сути, выявить те проекты, которые потенциально могут помочь или, наоборот, воспрепятствовать достижению долгосрочных стратегических целей. “Традиционные” финансовые показатели, конечно же, тоже это показывают, просто иначе. Как пример, такой вопрос: “Поможет ли инвестиционный проект улучшить показатели привлечения клиентов благодаря запуску нового продукта/услуги?” Или: “Снизят ли инвестиции в освоение новой технологии производства углеродное воздействие на окружающую среду?”

Базовые рекомендации относительно того, как это делать:

  • Формально включить нефинансовые/качественные показатели в любой процесс инвестиционного анализа
  • Система показателей не должна быть статичной, но постоянно обновляться на основе меняющихся данных, чтобы обеспечить более точные инвестиционные решения
  • Системы показателей должны анализироваться в процессе реализации инвестиционных проектов и уже после завершения, чтобы, с одной стороны, сделать возможной “коррекцию курса”, а с другой – обеспечить ответственность руководителя инвестиционного проекта за выбор качественных KPI
  • Цифровые технологии могут сыграть большую роль в улучшении коммуникаций и прозрачности решений вокруг распределения капитала

После того как определены подходящие ключевые показатели эффективности, их необходимо взвесить с учетом их относительной важности для стратегических приоритетов. Например, ESG-метрики в сегодняшней реальности уже должны идти с большим весом, чем еще каких-то пару лет назад. Следует также обращать внимание на время достижения организацией поставленных целей, ее способность успешно реализовать проект такого типа в принципе.

Это не значит, впрочем, что в “новой реальности” можно уже и не думать о количественных KPI. Организациям все так же важно обеспечить прибыльность всего портфеля одобренных инвестиций, чтобы доходность на него делала возможной достижение долгосрочных стратегических целей и выполнение всех обязательств перед стейкхолдерами.

Поле того как все ключевые показатели эффективности были определены и получили вес, очередь доходит до оценки фактических показателей. Насколько по итогу улучшится доля рынка? Окажет ли проект действительно большое влияние на многообразие и инклюзивность? Самой удобной возможностью сделать это и выбрать проект является такой инструмент как Матрица Пью (Pugh Matrix), позволяющая выбирать оптимальные варианты из множества альтернативных возможностей.

Просто как иллюстративный пример – у некой производственной компании значилось огромное множество качественных показателей, на основе которых ее финансовые руководители подумывали о выборе проекта, но затруднялись с выбором, делая это на основе субъективной оценки. Консультанты из E&Y разработали для них Матрицу Пью, с помощью которой компания смогла интегрировать все эти качественные показатели в основы для принятия инвестиционных решений, благодаря чему выбор был сделан в пользу многомиллиардной программы стратегических инвестиций, улучшивших рыночную позицию этой организации и встреченных тепло как сотрудниками, так и другими стейкхолдерами.

Четко определенные, взвешенные и измеренные ключевые показатели эффективности формируют, собственно, сбалансированную систему показателей (balanced scorecard) – те самые основы для целостной оценки индивидуальных инвестиционных проектов и сравнения альтернатив. Это очень удобный и эффективный инструмент в руках инвестиционных менеджеров.

Технические решения для обеспечения прозрачности и гибкости ограничены разве что фантазией, установками и возможностями руководства организаций. Если, скажем, прозрачность является одной из стратегических целей, системы показателей можно вести онлайн, обеспечивая к ним свободный доступ, что особенно актуально в сегодняшних условиях удаленной работы в условиях локдауна.

Теги: инвестирование капитала  сбалансированная система показателей  balanced scorecard  ESG  количественные показатели  финансовые показатели  нефинансовые показатели  ключевые показатели эффективности  KPI  капитальные инвестиции  долгосрочный рост  влияние н