Инвестиции в Анголу: в поисках высоких прибылей

Зарубежный опыт

Автор:
Источник: ИК "Первый доверительный управляющий"
Опубликовано: 7 Марта 2014

Фото: metro-tur.ru

С инвестиционной точки зрения Ангола – это парадоксальная страна.

Согласно рейтингу Doing business 2014 Ангола занимает одно из последних мест в мире по условиям ведения бизнеса в стране. Более того, за последний год Ангола сползла со 178 места (Doing business 2013) на 179 место.

Таким образом, отталкиваясь от результатов исследования Всемирного банка и Международной финансовой корпорации, в Анголе все плохо: там ужасные условия регистрации предприятия (178 место в мире), условия подключения к системе энергоснабжения (170 место в мире), практически отсутствует механизмы разрешения неплатежеспособности (189 место в мире), обеспечение исполнения контрактов (187 место в мире). На примитивном уровне находятся вопросы налогообложения (155 место в мире), кредитования (135 место в мире) и международной торговли (165 место в мире).

Очевидно, что при таких условиях говорить о создании в Анголе какого-либо бизнеса либо сотрудничества с какой-либо страной бессмысленно.

Однако, вопреки всему, вот уже который год подряд, инвестиционный поток в Анголу стремительно растет. Так, начиная с 2005 года, в Анголе отмечается мощный рост валовых инвестиций на душу населения (рис. 1).

Рис. 1. Валовые инвестиции Анголы в период с 1970 по 2012 гг. Источник: Отчет «Валовые инвестиции Анголы, 1970-2011 гг.», Институт экономики и права И. Кушнира.

С чем это связано? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо четко понимать основные элементы, формирующие инвестиционную среду этой африканской страны.

Современная Ангола формально является республикой, однако, по факту, в стране существует диктатура: начиная с 1979 года Анголой бессменно управляет незыблемый президент Жозе Эдуарду душ Сантуш. Этот выпускник Азербайджанского института нефти и химии, уже свыше тридцати лет достаточно уверенно руководит Анголой и вряд ли будет смещен с поста до самой своей смерти. Которая, впрочем, может произойти в ближайшем будущем, поскольку на текущий момент бессменному президенту Анголы не много не мало 71 год.

Под его управлением Ангола не достигла высоких показателей уровня жизни и продолжает оставаться страной со слаборазвитой социальной сферой, плохой медициной и высоким уровнем смертности, особенно у детей.

Однако, с экономической точки зрения, низкий уровень жизни и низкие зарплаты ангольцев означают наличие в Анголе очень дешевой, хотя и неквалифицированной рабочей силы.

В чем состоит основной интерес к экономике Анголы для иностранного инвестора? Естественно в ее полезных ископаемых. Несмотря на то, что большая часть населения Анголы занята в сельском хозяйстве (85% населения), и лишь около 15% населения работают в промышленности и в сфере услуг, именно добывающая промышленность Анголы является основным источником ангольских богатств.

На текущий момент экспорт Анголы составляет около семидесяти миллиардов долларов ежегодно и продолжает расти (69, 26 миллиардов долларов в 2012 году, 67, 31 миллиарда в 2011) Из этих семидесяти миллиардов большая часть экспорта приходится на сырую нефть. Далее следуют алмазы (Ангола занимает третье место в Африке по производству этих блестящих камушков) и нефтепродукты. Наименьшая доля экспорта приходится на кофе, сизаль (особый вид растительных волокон, добывающихся из агавы), рыбу и морепродукты, древесину и хлопок.

При сравнении динамики роста ангольского ВВП с показателями нефтедобычи, достаточно очевидно существование между этими процессами четкой взаимосвязи, что в общем-то достаточно характерно для всех стран, делающих ставку на продажу собственных недр, а не на развитие полноценной и самодостаточной экономики (рис. 2).

Рис. 2. Динамика прироста ВВП Анголы и производства нефти в Анголе в период с 2000 по 2011 гг. Источник: U. S. Energy Administration, Всемирный банк.

Таким образом, именно нефть и, в меньшей степени, алмазы являются тем, что привлекает в Анголу иностранных инвесторов и партнеров.

Еще несколько лет назад основными внешнеэкономическими партнерами Анголы являлись Соединенные штаты Америки, на которые Ангола переключилась после распада СССР. Старшее поколение вероятно помнит, что в советские годы наша страна считала Анголу одним из ключевых партнеров и значительно помогла ангольцам в борьбе за свободу и независимость.

Но в 1992 году, очень быстро осознав реалии нового, постсоветкого мира, президент Сантуш начал выстраивать отношения с американскими партнерами и небезрезультатно: согласно оценкам экспертов американского энергетического агентства Ангола является одним из лидеров африканского континента в области производства нефти и нефтепродуктов, что делает ее высокопривлекательной страной для американских инвестиций (рис. 3).

Рис. 3. Основные нефтепроизводящие страны Африки. Источник: U. S. Energy Administration.

В результате в 90-х годах прошлого века в Анголу пришли американские предприниматели и американские деньги, а США стали одним из основных деловых партеров Анголы, наряду с Францией, которая традиционно рассматривает Африку в качестве одного из перспективных направлений для расширения.

Однако, начиная, с 2005 года в Анголе значительно усилились позиции китайских предпринимателей.

Еще три года назад Китай забирал более трети всего ангольского экспорта, при этом доля США в экспорте Анголы составляла на 2010 год лишь 26%. Сегодня ситуация стала еще более яркой: на Китай приходится уже почти 46% экспорта, а на США менее 14%.

Таким образом, можно смело утверждать, что в Анголе китайский «коммунистический» бизнес полностью подавил активность американских предпринимателей.

Еще одно интересное изменение в структуре внешнеэкономических партнеров Анголы это практически полный уход из Анголы французов (в 2010 году на них приходилось почти 9 процентов экспорта – в 2013 Франция вышла из списка основных партнеров Анголы) и резкое усиление Индии (в 2010 Индия на рынке Анголы практически не присутствовала, к настоящему моменту на нее приходится около 11% ангольского экспорта).

Таким образом, очевидно, что Ангола высоко привлекательна для инвесторов из двух мощнейших экономик мира, которые в ближайшее время будут бороться за звание сильнейшей экономической державы планеты.

Благодаря мощному инвестиционному потоку в добывающую отрасль Анголы, экономика Анголы в последние годы демонстрирует показатели, которыми не может похвастаться не одна развитая страна. В частности, по итогам прошлого года, ВВП Анголы превысило показатель 130 миллиардов долларов, при этом реальный прирост ВВП составил 8, 4% (!). В 2011 рост ангольского ВВП составлял более скромные 3,9%, а в 2010 – 3,4%. Рост индустриального сектора по итогам прошлого года составил впечатляющие 8%.

Строго говоря, за последние десять лет (т.е. – с момента прихода в Анголу китайских инвесторов) Ангола продемонстрировала мощнейший экономически рост, несопоставимый с периодами советского и американского патронажа над этой страной (рис. 4).

Рис. 4. Динамика изменения ВВП Анголы в период с 2004 по 2013 гг. Источник: Всемирный банк, Trading economics.

В стране фактически отсутствует безработица, низкий уровень внешней задолженности, значительный профицит бюджета. Несмотря на то, что в Анголе существует стабильно высокий уровень инфляции (примерно 10-13% в год), что дополнительно способствует снижению уровня жизни населения.

Для инвестора подобное положение дел можно считать скорее позитивным, чем негативным фактором, поскольку на текущий момент ангольскую инфляцию достаточно легко прогнозировать, а времена гиперифляции в экономике Анголы остались в далеком прошлом (рис. 5).

Рис. 5. Динамика инфляционных показателей Анголы в 2003-2013 гг. Источник: Instituto Nacional de Statistica Angola, Trading economics.

Кроме того, в последние годы инфляция в Анголе стабильно замедлятся (рис. 6).

Рис. 6. Помесячная динамика инфляционных показателей Анголы в период с января 2012 по декабрь 2013 г. Источник: Instituto Nacional de Statistica Angola, Trading economics.

Разумеется, Ангола – это не та страна, где стоит покупать недвижимость, открывать кафе, рестораны или магазины. Уровень рисков в ангольском малом бизнесе чрезвычайно высок, при этом потенциальная прибыль невысока, что обусловлено низкой покупательной способностью населения Анголы и слаборазвитой сферой услуг.

Однако, для крупных инвесторов, способных вложить в Анголу десятки, а лучше сотни миллионов долларов, Ангола действительно способна стать одним из филиалов сказочного Эльдорадо, поскольку рентабельность от инвестиций в ангольскую добывающую промышленность многократно окупает потенциальные инфляционные и прочие риски.

Ключевым риском для инвесторов, заинтересованных в работе на территории Анголы, следует считать политический фактор, а именно возможность смерти нынешнего президента Анголы.

С одной стороны, президент Жозе Эдуарду Душ Сантуш является человеком с пророссийским настроем: он учился в СССР, был женат на русской, хорошо знает русский язык, поддерживает отношения с некоторыми российскими образовательными и общественными структурами. Поэтому для российских инвесторов выход на рынок Анголы вероятно в нынешних условиях может происходить с минимальным уровнем риска.

Однако, на текущий момент невозможно спрогнозировать, как изменятся политический климат Анголы после смерти президента Душ Сантуш. Одним из наиболее вероятных сценариев является начало в стране длительной (а возможно практически бесконечной) гражданской войны, в условиях которой защита инвестированных в Анголу средств будет сопряжена со значительными сложностями.

К высокоперспективным направлениям инвестиционной деятельности на территории Анголы следует отнести строительство нефтеперегонных и нефтеперерабатывающих заводов, а также строительство заводов по производству сжиженного природного газа для последующих поставок этих товаров на экспорт. Также интерес может представлять производство на территории Анголы сельскохозяйственных удобрений, марганца и железной руды, меди и золота.

Автор:

Теги: Ангола  инвестиции в Анголу  Doing business  Всемирный банк  Международная финансовая корпорация  валовые инвестиции  инвестиционный поток