Чтобы выполнить большой и важный труд, необходимы две вещи: ясный план и ограниченное время
Элберт Хаббард
Инвестиционный меморандум включает структурированную информацию о бизнесе; цель разработки инвестиционного меморандума — предоставление полной, достоверной информации о бизнесе потенциальному покупателю (инвестору). Инвестиционный меморандум о продаже бизнеса разрабатывается в письменной форме и предоставляется потенциальному покупателю на строго конфиденциальной основе. Обычно используются две формы — полный меморандум и краткий (резюме). Краткий вариант инвестиционного меморандума не содержит строго конфиденциальной информации (такой как, информация о владельцах бизнеса, схема и условия сделки купли-продажи, детальные финансовые показатели, персонифицированная информация о покупателях; поставщиках и т.д.) и предназначен для размещения в рекламных объявлениях, рассылки коммерческих предложений, проведения первичных переговоров.
Стандартные разделы инвестиционного меморандума:
1. РЕЗЮМЕ
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ (БИЗНЕСА)
- Расположение и регион
- История развития
- Юридический статус
- Схема оперативной деятельности
- Активы бизнеса
- Персонал
- Оплата труда
- Характеристика технологического процесса
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛИ
- Отрасль экономики
- Характеристика продукции
- Анализ рынка и каналов сбыта
- Анализ конкурентов
- Основные покупатели
- Основные поставщики
4. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ
5. ОЦЕНКА СТОИМОСТИ
6. СХЕМА И УСЛОВИЯ ПРОДАЖИ БИЗНЕСА
7. ПРИЛОЖЕНИЯ
Главная цель раздела, посвященного характеристике предприятия - определение основных особенностей предприятия и их влияние на рыночную стоимость.
Основные вопросы, рассматриваемые в разделе: история предприятия, основной вид деятельности, перечень выпускаемой продукции, информация об учредителях бизнеса, основные конкурентные преимущества бизнеса, схема операционной деятельности предприятия (движение материальных, финансовых потоков, точка аккумулирования прибыли), подробная информация об имущественном комплексе предприятия, организационная структура предприятия, штатное расписание, система оплаты труда, характеристика технологического процесса.
Характеристика отрасли. В этом разделе инвестиционного меморандума описываются макроэкономические параметры, выявляются основные макроэкономические факторы (на национальном и региональном уровнях), влияющие на результаты деятельности предприятия, их тенденции и воздействие на перспективы бизнеса, также особое внимание уделяется особенностям отрасли, её положением в настоящее время и в будущем. В разделе также приводится информация о конкуренции в отрасли, проводится анализ рынка и описание каналов сбыта.
В разделе анализ финансового состояния приводятся результаты анализа финансового состояния предприятия, уровень финансовой устойчивости, ликвидности, платежеспособности, оборачиваемости и рентабельности. Также проводится прогнозирование будущих чистых доходов.
Оценка стоимости бизнеса. В этом разделе инвестиционного меморандума приводятся результаты оценки стоимости бизнеса.
Схема и условия продажи бизнеса включает юридическую и финансовую схему продажи бизнеса, и основные условия продажи: этапы проведения сделки, срок оплаты, рассрочка платежа и т.д.
Приложения. В приложения как правило, включают заверенные копии документов: устав предприятия, протокол (а) общего собрания участников, приказ о назначении директора, главного бухгалтера, свидетельство о постановке на учет в налоговой службе, свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ, выписку из ЕГРЮЛ, документы, подтверждающие права собственности на недвижимое имущество, земельные участки, бухгалтерскую отчетность, сведения о расчетных/ссудных счетах в банках, акты сверки расчетов с налоговой инспекцией, основными дебиторами и кредиторами, копии сертификатов, лицензий, разрешений, фотографии имущественного комплекса предприятия, продукции и т.д.
Таблица
Содержание разделов инвестиционного меморандума (производственного предприятия малого и среднего бизнеса)
Раздел инвестиционного меморандума |
Содержание раздела |
Расположение и регион |
Указывается юридический и фактический адрес предприятия и дочерних обществ (филиалов, представительств) при их наличии. Приводится характеристика региона нахождения предприятия: макроэкономическая ситуация; физико-географическая характеристика, природные ресурсы, экология, транспортная инфраструктура, демографические параметры (численность населения, его поло-возрастная структура, уровень образования), основные сферы промышленности и сельского хозяйства, данные о средней заработной плате в регионе, уровень безработицы (за основу берутся данные государственной статистики). |
История развития |
В данном разделе указывается период создания предприятия, краткая история становления и развития. Приводятся основные конкурентные преимущества предприятия и его перспективы. |
Юридический статус |
Дата создания предприятия (ООО, ОАО), информация о учредителях и их долях в капитале предприятия, правоустанавливающие документы: свидетельство о государственной регистрации юридического лица; свидетельство о постановке на учет; свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, дата утверждения Устава общества, основные виды деятельности общества в соответствии с Уставом. |
Схема деятельности |
В данном разделе приводится схема операционной деятельности предприятия (движение материальных, финансовых потоков, точка аккумулирования прибыли), указывается применяемая система налогообложения, и учетная политика предприятия. |
Активы бизнеса |
Приводится подробная характеристика активов бизнеса: недвижимое имущество (год постройки, материал стен, перекрытий, фундамента, площадь, прочие технические характеристики, балансовая и рыночная стоимости, наличие обременения арест/залог); транспорт (марка автомобиля, модель, год выпуска, дата введения в эксплуатацию, техническое состояния, степень износа, наличие обременения, балансовая и рыночная стоимости); оборудование (наименование, производитель, поставщик, основные технические характеристики, степень износа, наличие обременения, балансовая и рыночная стоимости); размер и структура товарно-материальных запасов , дебиторская задолженность (перечень дебиторов, период образования дебиторской задолженности, структура дебиторской задолженности (текущая/просроченная/невозвратная); нематериальные активы предприятия. |
Персонал |
В данном разделе указывается организационная структура предприятия, штатное расписание, уровень производственной дисциплины, текучести кадров, квалификация персонала, отдельно приводится характеристика управленческого персонала предприятия. |
Оплата труда |
Указывается применяемая на предприятии система оплаты труда, расценки на сдельную работу, общий фонд оплаты труда. |
Технологический процесс |
Характеризуются основные этапы технологического процесса производства продукции, включая функции контроля качества. |
Отрасль экономики |
В данном разделе определяются макроэкономические факторы (на национальном и региональном уровнях) в отрасли, влияющие на результаты деятельности предприятия, их тенденции и воздействие на перспективы бизнеса, также особое внимание уделяется особенностям отрасли, её положением в настоящее время и в будущем. В разделе также приводится статистическая информация о динамике уровня производства и потребления; прогнозируемые её объемы и темпы роста в перспективе. Особое внимание уделяется ценообразующим факторам на продукции (товары, услуги), уровню цен и их динамике, реакция потребителей на изменение цен (эластичность спроса по цене), тенденциям в ценообразовании на данную продукцию (товары) и |
|
продукцию (аналоги) других групп, которые могут повлиять на емкость рынка. |
Продукция |
Характеризуется продукция предприятия, её ассортимент, преимущества (цена, качество, сервис), проводится анализ конкурентоспособности продукции, оценка качества продукции. Приводятся показатели выпуска и продаж продукции по наименованиям, в денежных и товарных единицах измерения, темпы роста/снижения выпуска продукции, проводится анализ вклада товарной группы в общую прибыль предприятия. |
Анализ рынка и каналов сбыта |
В данном разделе указывается рыночная стратегия предприятия, основные конкурентные преимущества, приводится характеристика изменения спроса и предложения на рынке; анализ рынка сбыта, его сегментирование, приводится описание методов продвижения продукции и основных каналов сбыта. |
ВАЖНО
Форма, размеры и содержание инвестиционного меморандума могут значительно различаться в зависимости от сферы деятельности и размера предприятия, стратегии продажи бизнеса и уровня конфиденциальности информации. И главное, что нужно учитывать при разработке инвестиционного меморандума недостаток информации, гораздо хуже, чем ее избыток.