Международный стандарт контроля качества 1 (МСКК 1) «Контроль качества в аудиторских организациях, проводящих аудит и обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, и задания по оказанию сопутствующих услуг», а также Международный стандарт аудита 220 «Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности» (МСА 220) содержат разделы «Принятие и продолжение отношений с клиентами, принятие и выполнение конкретных заданий» и «Принятие и продолжение отношений с клиентами, принятие и выполнение определенных заданий», соответственно, регламентирующие сбор информации о потенциальных клиентах в целях качественного выполнения аудиторского задания с тем или иным клиентом.
В разделе «Принятие и продолжение отношений с клиентами, принятие и выполнение конкретных заданий» МСКК 1 говорится, что аудиторская организация принимает решение о продолжении отношений и выполнения задания для аудируемых лиц только в тех случаях, когда провела анализ честности конкретного клиента и не обладает информацией, позволяющей сделать вывод о том, что он недостаточно честен.
Вопросы, которые необходимо проанализировать, в отношении честности клиента включают информацию о личности и деловой репутации основных собственников клиента, ключевых членов руководства и лиц, отвечающих за корпоративное управление; сведения о характере деятельности данного клиента, включая его практику деловых отношений; информацию о признаках возможного участия клиента в отмывании денежных средств или иных уголовно наказуемых деяниях; сведения о личности и деловой репутации связанных сторон.
В МСКК 1 отмечается, что информация по этим вопросам, может быть получена аудиторской организацией путем запросов сотрудникам других организаций или третьим лицам, а также путем поиска по соответствующим базам данных.
Аудиторская организация до принятия задания от нового клиента, при решении вопроса о целесообразности продолжения существующего задания, а также при рассмотрении вопроса о принятии нового задания от существующего клиента должна собрать информацию, которую она считает необходимой в конкретных обстоятельствах.
МСА 220 «Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности» содержит раздел «Принятие и продолжение отношений с клиентами, принятие и выполнение определенных заданий», в котором говорится, что аудитор должен собрать информацию о честности основных владельцев, ключевых руководителей и лиц, отвечающих за корпоративное управление аудируемой организации.
Рассмотрим, из каких источников аудитор может получить общедоступную информацию об аудируемом лице.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» к общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. В соответствии с данным законом общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению (при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации). Следовательно, ее могут использовать и аудиторы, причем не только на этапе согласования (в рамках принятия на обслуживание нового клиента или продолжения сотрудничества с имеющимся), но и на других этапах аудита.
Кроме того, следует обратить внимание на общедоступную информацию, размещаемую в форме открытых данных, к которой относится информация, размещаемая ее обладателями в сети Интернет в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования.
Размещают открытые данные на своих сайтах в настоящее время практически все государственные органы и органы местного самоуправления. При этом размещение информации о их деятельности в сети Интернет в форме открытых данных осуществляется в рамках реализации подп. «г» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». При этом необходимо учитывать, что при размещении отрытых данных на определенных ресурсах поступившие сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа. Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Кроме оценки честности руководства на этапе согласования аудитор может использовать данные открытых источников на этапах сбора аудиторских доказательств и формирования своего мнения.
Эта информация важна также на этапе планирования для того, чтобы оценить риски бизнеса потенциального клиента, а следовательно, и общую величину аудиторского риска. Ее использование поможет спланировать области проверки, наиболее подверженные риску, по которым необходимо увеличить объем выборки, подлежащей проверке (а в некоторых случаях проверить их сплошным способом). Неоценима помощь открытой информации при составлении бланка потенциального клиента (аудируемого лица).
Открытая информация может помочь аудитору при оценке непрерывности деятельности аудируемого лица в соответствии с МСА 570 «Непрерывность деятельности», который описывает определенный алгоритм действий по ее оценке и приводит примеры событий или условий, которые в отдельности или в совокупности могут вызвать значительные сомнения в способности организации продолжать непрерывно свою деятельность, разделенные на 3 группы:
- события или условия финансового характера;
- события или условия, связанные с операционной деятельностью;
- прочие события и условия.
На наш взгляд, с помощью открытой информации можно оценить следующие события или условия из соответствующих групп, приведенные ниже:
- группа «События или условия финансового характера»:
— наличие кредитов или займов с истекающим фиксированным сроком погашения в отсутствие каких-либо реалистичных перспектив продления их срока или их погашения или чрезмерное использование краткосрочных кредитов или займов для финансирования долгосрочных активов;
— наличие признаков прекращения финансовой поддержки со стороны кредиторов;
— несоблюдение условий кредитных договоров;
- группа «События или условия, связанные с операционной деятельностью»:
— намерение руководства ликвидировать организацию или прекратить ее деятельность;
— потеря какого-либо основного рынка сбыта, одного или нескольких ключевых клиентов, франшизы, лицензии, одного или нескольких главных поставщиков;
- группа «Прочие события и условия»:
— наличие незавершенных судебных разбирательств или разбирательств по вопросам нормативно-правового регулирования, в которых ответчиком выступает экономический субъект и в результате которых в случае неблагоприятного для организации исхода ей могут быть предъявлены требования, которые она с большой вероятностью будет не в состоянии удовлетворить;
— отсутствие страхования или недостаточное страховое покрытие при наступлении страхового случая.
Минфин России из года в год приводит информацию о типичных нарушениях, связанных с отсутствием при проведении аудита процедур выявления факторов противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Информация открытых источников поможет их разработать. Данные открытых источников можно использовать и как информационную базу для про-вдения аналитических процедур.
При формировании мнения аудитора наличие подобных сведений в открытых источниках может послужить основанием для оговорки (отрицательного) мнения, а в определенных случаях к отказу от выражения мнения в силу ограничения объема аудита, а также формированию разделов «Ключевые аспекты аудита», «Важные обстоятельства» и «Прочие сведения» и рассмотрения событий после отчетной даты.
Автором проанализированы источники информации в сети Интернет, из которых аудитор может получить открытые данные и использовать их в качестве аудиторских доказательств, к которым можно отнести сайты:
1) федеральных служб, палат и агентств:
- Федеральной налоговой службы РФ — http://service.nalog.ru;
- Федеральной антимонопольной службы — https://fas.gov.ru;
- Федеральной службы по финансовому мониторингу — http://www.fedsfm.ru;
- Федерального казначейства — http://www. roskazna.ru;
- Федеральной таможенной службы — http://www.customs.ru;
- Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка — http://fsrar.ru/opendata;
- Федеральной службы судебных приставов — http://fssprus.ru;
- Федеральной нотариальной палаты — https://www.reestr-zalogov.ru;
- Федерального агентства по управлению государственным имуществом — http://www.rosim.ru;
- Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций — http://rkn.gov.ru;
- Федерального агентства по туризму — https://www.russiatourism.ru;
2) прочих информационно-правовых систем:
- интернет-ресурс «Судебные и нормативные акты РФ» — http://sudact.ru;
- Единого федерального реестра сведений о банкротстве — http://bankrot.fedresurs.ru;
- Единого портала бюджетной системы РФ — http://www.budget.gov.ru;
- Общероссийской системы электронной торговли — etp.zakazrf.ru;
- Сбербанка — АСТ — автоматизированной системы торгов — sberbank-ast.ru;
- Единой информационной системы в сфере закупок — http://zakupki.gov.ru;
- Электронного правительства — http:// government.ru;
- «Желтых страниц» — http://www.allinform. ru, yp.ru, orgpage.ru;
- поисковой службы — google.ru;
- поисковых служб — lens.org, freepatent. ru, findpatent.ru;
3) сайты аудируемых лиц (фактических или потенциальных).
В этой связи рассмотрим данные представленных источников и проанализируем, для каких целей аудитор может использовать полученную информацию.
Большое количество открытых данных об экономических субъектах (для аудитора — аудируемых лицах) предоставляет Федеральная налоговая служба, не нарушая при этом налоговую тайну, так как согласно п. 1.1 ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов, за исключением сведений, являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя-налогоплательщика (плательщика страховых взносов).
Такое согласие представляется по выбору налогоплательщика (плательщика страховых взносов) в отношении всех сведений или их части, полученных налоговым органом, по форме, формату и в порядке, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Так, на сайте ФНС размещен сервис «Прозрачный бизнес», который позволяет получить комплексную информацию о налогоплательщике-организации и использовать ее для составления потенциального бланка клиента, указывая проверочную графу. Размещение сведений, ранее относящихся к налоговой тайне, стало возможным благодаря поправкам, внесенным Федеральным законом от 01.05.2016 № 134-ФЗ в ст. 102 НК РФ.
Автором разработаны формы рабочих документов «Оценка честности руководства (лиц, отвечающих за корпоративное управление) потенциального клиента» и «Бланк потенциального клиента», составленные на основании открытых данных ФНС России, размещенных в сети Интернет, представленные в таблицах 1 и 2.
Аудитор может осуществить процедуру запроса через сайт ФНС о направлении информации о факте представления в налоговый орган документов при государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя. Запрашиваемая информация направляется налоговым органом на адрес электронной почты (e-mail), указанный при регистрации аудитора в сервисе, в виде сообщения с темой: «Информация о факте представления в налоговый орган документов при государственной регистрации юридического лица / индивидуального предпринимателя».
Деятельность Федеральной антимонопольной службы России (ФАС России) направлена на предотвращение и пресечение ограничивающих конкуренцию действий со стороны хозяйствующих субъектов, субъектов естественных монополий и органов власти.
Основными направлениями деятельности ФАС России являются:
- антимонопольное регулирование;
- тарифное регулирование;
- контроль госзакупок;
- нтроль рекламы;
- контроль гособоронзаказа;
- контроль иностранных инвестиций;
- контроль в сфере торговли.
В перечень открытых данных Федеральной антимонопольной службы входят следующие наборы открытых данных, которые могут использовать аудиторы:
- Решения (решения ФАС России в сфере контроля экономической концентрации, решения по делам, постановления о привлечении к ответственности, судебные решения, уведомления, предупреждения и предостережения, решения по жалобам, определения);
- Реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за отказ или уклонение от заключения контракта по ГОЗ;
- Сведения о группах лиц (Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст. 31 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»);
- Реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности;
- Реестр недобросовестных подрядных организаций в сфере капитального ремонта;
- Реестр недобросовестных поставщиков
Таблица 1
Предлагаемая форма рабочего документа «Оценка честности руководства (лиц, отвечающих за корпоративное управление) потенциального клиента», составленного на основании открытых данных ФНС России, размещенных в сети Интернет1
п.п. |
Наименование группы предоставляемых сведений |
Что предоставляется |
Возможное использование для других целей |
1 |
Адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами |
Набор данных включает в себя список, содержащий информацию об адресах юридических лиц, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения, и о количестве юридических лиц, зарегистрированных по конкретному адресу |
|
2 |
Реестр дисквалифицированных лиц |
Набор данных включает в себя информацию из реестра дисквалифицированных лиц о руководителях юридических лиц, подлежащих дисквалификации с указанием: фамилии, имени, отчества, даты и места рождения дисквалифицированного лица, наименования организации и должности, в которой данное лицо является руководителем, срока дисквалификации (даты начала и окончания), статьи КоАП Российской Федерации, наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении, фамилии и инициалов судьи, вынесшего решения о дисквалификации |
При оценке допущения непрерывности деятельности аудируемого лица, формировании разделов «Важные обстоятельства» и «Прочие сведения» |
3 |
Сведения о физических лицах, являющихся руководителями нескольких юридических лиц |
Набор данных включает в себя список, содержащий информацию о фамилии, имени, отчестве и ИНН физических лиц, выступающих в качестве руководителей нескольких организаций, а также о количестве юридических лиц, в которых данное физическое лицо указано в качестве руководителя |
|
4 |
Сведения о физических лицах, являющихся учредителями (участниками) нескольких юридических лиц |
Набор данных включает в себя список, содержащий информацию о фамилии, имени, отчестве и ИНН физических лиц, являющихся учредителями (участниками) нескольких юридических лиц, а также о количестве юридических лиц, в которых данные физические лица являются учредителями (участниками) |
|
5 |
Юридические лица, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица |
Набор данных включает в себя список юридических лиц в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица (наименование, ОГРН, ИНН, КПП и адрес (место нахождения)) |
При оценке допущения непрерывности деятельности аудируемого лица, формировании разделов «Важные обстоятельства» и «Прочие сведения» |
10 |
Сведения о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам |
Набор содержит сведения о суммах недоимки, суммах задолженности по пеням, суммах задолженности по штрафам (по каждому налогу и сбору, страховым взносам, по которым у организации имеется недоимка и (или) задолженность по пеням и штрафам); общая сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам. Сведения указываются по состоянию на 31 декабря года, предшествующего году их размещения на сайте ФНС России, при наличии такой недоимки и задолженности по пеням и штрафам по состоянию на 1 октября года размещения указанных сведений на сайте ФНС России |
При оценке допущения непрерывности деятельности аудируемого лица, формировании разделов «Важные обстоятельства» и «Прочие сведения» |
11 |
Сведения о налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение |
Набор содержит сведения о наличии у организаций налоговых правонарушений и мерах ответственности за их совершение с указанием общего размера штрафа. Сведения указываются в отношении налоговых правонарушений, решения о привлечении к ответственности за совершение которых вступили в силу в период с 1 января по 31 декабря года, предшествующего году размещения указанных сведений на сайте ФНС России, при неуплате штрафа в срок до 1 октября года размещения таких сведений на сайте ФНС России. При первом размещении в 2018 г. набора открытых данных включались сведения о налоговых правонарушениях, решения о привлечении к ответственности за совершение которых вступили в силу в период с 02.06.2016 по 31.12.2017, и мерах ответственности за их совершение при неуплате штрафа в срок до 01.10.2018. Сведения сформированы в соответствии с Приказом ФНС России от 29.12.2016 №ММВ-7-14/729@ «Об утверждении сроков и периода размещения, порядка формирования и размещения на официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сведений, указанных в п. 1.1 ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации» |
При оценке допущения непрерывности деятельности аудируемого лица, формировании разделов «Важные обстоятельства» и «Прочие сведения» |
Данную информацию аудитору целесообразно использовать при составлении рабочих документов: «Оценка честности руководства (лиц, отвечающих за корпоративное управление) потенциального клиента», «Бланк потенциального клиента», «Оценка допущения непрерывности деятельности аудируемого лица», составленных на основании открытых данных ФАС России, размещенных в сети Интернет, а также оценке угроз для проведения аудита и оценке рисков бизнеса, формировании разделов «Важные обстоятельства» и «Прочие сведения» аудиторского заключения.
Таблица 2
Предлагаемая форма рабочего документа «Бланк потенциального клиента», составленного на основании открытых данных ФНС России, размещенных
в сети Интернет2
№ п.п. |
Наименование группы предоставляемых сведений |
Что предоставляется |
Возможное использование для других целей |
1 |
Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства |
Набор данных содержит сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, включенных в Единый государственный реестр малого и среднего предпринимательства, состав которых определен п. 3 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» |
|
2 |
Реестр лицензий на осуществление деятельности по производству и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции |
Реестр лицензий на осуществление деятельности по производству и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции |
При оценке допущения непрерывности деятельности аудируемого лица |
3 |
Реестр лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах |
Реестр лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах |
При оценке допущения непрерывности деятельности аудируемого лица |
4 |
Сведения о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за год, предшествующий году размещения таких сведений на сайте ФНС России |
Набор данных содержит сведения о юридических лицах, которые представили бухгалтерскую (финансовую) отчетность за год, предшествующий году размещения таких сведений. Сведения сформированы в соответствии с Приказом ФНС России от 29.12.2016 № ММВ-7-14/729@ «Об утверждении сроков и периода размещения, порядка формирования и размещения на официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сведений, указанных в п. 1.1 ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации» |
|
5 |
Информация о крупных закупках |
Информация о крупных закупках свыше 1 млрд рублей |
При оценке допущения непрерывности деятельности аудируемого лица, при оценке рисков бизнеса на этапе планирования |
6 |
Сведения о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками |
Набор данных содержит сведения о юридических лицах, которые применяют специальные налоговые режимы. Сведения сформированы в соответствии с Приказом ФНС России от 29.12.2016 № ММВ-7-14/729@ «Об утверждении сроков и периода размещения, порядка формирования и размещения на официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сведений, указанных в п. 1.1 ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации» |
При оценке рисков бизнеса на этапе планирования |
7 |
Сведения об участии в консолидированной группе налогоплательщиков |
Набор данных содержит сведения о том, что организация является участником консолидированной группы налогоплательщиков или о том, что организация является ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков. Сведения сформированы в соответствии с Приказом ФНС России от 29 декабря 2016 г. №ММВ-7-14/729@ «Об утверждении сроков и периода размещения, порядка формирования и размещения на официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сведений, указанных в п. 1.1 ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации» |
При оценке необходимости применения МСА 600, при оценке рисков бизнеса на этапе планирования |
8 |
Государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц (РАФП) |
Набор содержит открытые и общедоступные сведения об аккредитованных филиалах, представительствах иностранных юридических лиц |
При оценке допущения непрерывности деятельности аудируемого лица |
9 |
Сведения об уплаченных организацией в календарном году, предшествующем году размещения указанных сведений в информаци-онно-телекоммуника-ционной сети Интернет в соответствии с п. 1.1 ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации, суммах налогов и сборов (по каждому налогу и сбору) без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом, о суммах страховых взносов |
Сведения об уплаченных организацией в календарном году, предшествующем году размещения сведений, суммах налогов и сборов (по каждому налогу и сбору) включают поступления денежных средств в уплату налогов, в которых показатель «Дата списания со счета плательщика» (поле 71) относится к календарному году, предшествующему году размещения сведений и зачисленные на соответствующие счета органов Федерального казначейства. В случае если сумма по налогу, сбору, страховому взносу принимает отрицательное значение, поступление отображается со знаком «0» и не участвует в формировании сводной информации по поступлениям в целом по организации |
|
Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере, по координации соответствующей деятельности других федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций, а также функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и по выработке мер противодействия этим угрозам.
В открытом доступе Росфинмониторинга находится следующая информация:
- «Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму»;
- «Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения».
Эти сведения могут помочь аудитору при разработке процедур в рамках контроля доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
В реестре открытых данных Федерального казначейства содержится 3278 наборов открытых данных list.csv, из которых:
- 48 наборов открытых данных опубликовано на сайте Федерального казначейства в разделе www.roskazna.ru/opendata в разделах «открытые данные»:
- 3100 наборов открытых данных — на сайте единой информационной системы в сфере закупок (http://www.zakupki.gov.ru/epz/opendata);
- 114 наборов открытых данных — на сайте единого портала бюджетной системы (www. budget.gov.ru/opendata);
- 16 наборов открытых данных — на сайте официального сайта для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (http://bus.gov.ru/pub/open-data).
Информация официального сайта Федерального казначейства по адресу http://www.roskazna.ru/opendata содержит перечень аудиторских организаций, включенных в планы уполномоченного органа по контролю и надзору за аудиторской деятельностью, не прошедших внешний контроль качества работы. Для текущего аудитора, выполняющего проверку отчетного периода, эти данные могут помочь в плане оценки доверия качеству результатов работы предыдущего аудитора клиента.
Федеральная таможенная служба (ФТС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, функции органа валютного контроля, функции по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и государственного ветеринарного надзора в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (специализированные пункты пропуска), функции по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов Российской Федерации, а также иных связанных с ними преступлений и правонарушений.
Рабочий документ аудитора, составленный автором на основе открытых данных, размещенных на сайте ФТС России, представлен в табл. 3.
Таблица 3
Предлагаемая форма рабочего документа «Использование открытых данных ФТС России, размещенных в сети Интернет»3
№ п.п. |
Вид открытых данных |
Возможное использование аудитором |
1 |
Реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли |
Бланк потенциального клиента, оценка допущения непрерывности деятельности |
2 |
Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности |
Бланк потенциального клиента, оценка допущения непрерывности деятельности |
3 |
Реестр уполномоченных экономических операторов |
Бланк потенциального клиента, оценка допущения непрерывности деятельности |
4 |
Перевозчики — нарушители конвенции МДП |
Оценка честности руководства и лиц, отвечающих за корпоративное управление, Бланк потенциального клиента, оценка допущения непрерывности деятельности |
5 |
Реестр владельцев складов временного хранения |
Бланк потенциального клиента, оценка допущения непрерывности деятельности |
6 |
Реестр владельцев таможенных складов |
Бланк потенциального клиента, оценка допущения непрерывности деятельности |
7 |
Реестр таможенных перевозчиков |
Бланк потенциального клиента, оценка допущения непрерывности деятельности |
8 |
Реестр таможенных представителей |
Бланк потенциального клиента, оценка допущения непрерывности деятельности |
9 |
Ввоз Российской Федерацией товаров в качестве благотворительной помощи |
Бланк потенциального клиента, оценка рисков бизнеса |
10 |
Вывоз Российской Федерацией товаров в качестве благотворительной помощи |
Бланк потенциального клиента, оценка рисков бизнеса |
11 |
Основные виды товаров, направленных в Российскую Федерацию в качестве благотворительной помощи |
Бланк потенциального клиента, оценка рисков бизнеса |
12 |
Основные виды товаров, направленных Российской Федерацией в другие страны в качестве благотворительной помощи |
Бланк потенциального клиента, оценка рисков бизнеса |
13 |
Основные виды товаров, поступивших в Российскую Федерацию в качестве гуманитарной помощи |
Бланк потенциального клиента, оценка рисков бизнеса |
14 |
Основные виды товаров, поступивших в Российскую Федерацию в качестве технической помощи |
Бланк потенциального клиента, оценка рисков бизнеса |
15 |
Перечень основных стран — получателей благотворительной помощи из Российской Федерации |
Бланк потенциального клиента, оценка рисков бизнеса |
16 |
Реестр банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов |
Бланк потенциального клиента, оценка допущения непрерывности деятельности |
Определенную информацию аудитор может получить на сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирования). Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.
Рабочий документ аудитора, составленный автором на основе открытых данных, размещенных на сайте Росалкогольрегулирования, представлен в табл. 4.
Таблица 4
Предлагаемая форма рабочего документа «Использование открытых данных Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, размещенных в сети Интернет»4
№ п.п. |
Вид открытых данных |
Возможное использование аудитором |
1 |
Сведения из государственного сводного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции |
Бланк потенциального клиента, оценка допущения непрерывности деятельности |
2 |
Список организаций, имеющих лицензии на производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в отношении которых Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка приняты решения о приостановлении действия лицензий |
Бланк потенциального клиента, оценка допущения непрерывности деятельности |
3 |
Список организаций, имеющих лицензии на оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в отношении которых Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка приняты решения о приостановлении действия лицензий |
Бланк потенциального клиента, оценка допущения непрерывности деятельности |
4 |
Сведения о представлении деклараций организациями, осуществляющими производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции |
Оценка неотъемлемого риска |
5 |
Сведения о лицензиях на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта (по субъектам Российской Федерации) |
Бланк потенциального клиента, оценка допущения непрерывности деятельности |
6 |
Сведения о лицензиях на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции (по субъектам Российской Федерации) |
Бланк потенциального клиента, оценка допущения непрерывности деятельности |
7 |
Сведения о лицензиях на хранение алкогольной и спиртосодержащей продукции (по субъектам Российской Федерации) |
Бланк потенциального клиента, оценка допущения непрерывности деятельности |
8 |
Сведения о лицензиях на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции (по субъектам Российской Федерации) |
Бланк потенциального клиента, оценка допущения непрерывности деятельности |
9 |
Сведения о лицензиях на хранение этилового спирта (по субъектам Российской Федерации) |
Бланк потенциального клиента, оценка допущения непрерывности деятельности |
10 |
Сведения о лицензиях на производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей продукции (по субъектам Российской Федерации) |
Бланк потенциального клиента, оценка допущения непрерывности деятельности |
Федеральная служба служебных приставов (ФССП России) является единственным уполномоченным органом государственной исполнительной власти, осуществляющим принудительное исполнение судебного решения. Служба обеспечивает правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В разделе отрытых данных сайта Федеральной службы судебных приставов опубликованы следующие данные, которые могут использоваться аудитором:
- реестр розыска по исполнительным производствам;
- лица, находящиеся в розыске по подозрению в совершении преступлений;
- исполнительные производства в отношении юридических лиц;
- государственный реестр юридических лиц. Первые два источника информации можно
использовать в рамках оценки честности руководства аудируемого лица и лиц, отвечающих за корпоративное управление, при этом можно проверить через данный сервис их долги как физических лиц; третий — для формирования бланка потенциального клиента, рисков бизнеса, оценки допущения непрерывности деятельности; государственный реестр юридических лиц — для формирования бланка потенциального клиента.
Узнать о заложенном имуществе аудируемого
лица и оценить тем самым возможность сотрудничества, риски бизнеса и угрозы непрерывности деятельности аудитору поможет
Реестр уведомлений о залоге движимого имущества, который можно найти на
сайте Федеральной нотариальной палаты — https://www.reestr-zalogov.ru
Действительность лицензий аудируемого лица в рамках оценки его как потенциального клиента и при оценке рисков непрерывности деятельности можно проверить на сайтах служб, агенств, ведомств, курирующих определенное направление деятельности, например Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций — http://rkn.gov.ru, Федерального агенства по туризму — https://www.russiatourism.ru и других.
Так, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций — rkn.gov.ru предоставляет на своем сайте следующие открытые данные, которые аудитор может использовать в виде аудиторских доказательств:
- Сведения из реестра лицензий на деятельность по телерадиовещанию;
- Реестр лицензий в области связи;
- Свидетельства о регистрации средства массовой информации;
- Реестр лицензий на деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительный машин (программ для ЭВМ), баз данных и фонограмм на любых видах носителей;
- Реестр разрешений на распространение зарубежных периодических изданий;
- Реестр выданных и аннулированных разрешений на строительство, реконструкцию, проведение изыскательских работ для проектирования и ликвидацию сухопутных линий связи при пересечении государственной границы Российской Федерации и на приграничной территории;
- Перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере связи, отнесенных к значительной категории риска.
Интернет-ресурс «Судебные и нормативные акты РФ (СудАкт)» — крупнейшая в сети база судебных актов, судебных решений и нормативных документов. Используя базу Судакт, аудитор может проверить в отношении аудируемого лица все опубликованные судебные документы: решения, приговоры, постановления, распоряжения, определения. Так как на сайте представлена судебная практика всех судов, входящих в судебную систему Российской Федерации — Верховного суда, Президиума и Пленума ВС РФ, арбитражных судов надзорной, кассационной, апелляционной и первой инстанций, республиканских, областных и районных судов общей юрисдикции, мировых судей — можно использовать данную информацию для оценки честности руководства и лиц, ответственных за корпоративное управление5.
5 Ранее можно было использовать данные сайта Росправосудие. 17 июля 2018 г. Роскомнадзор заблокировал сайт за незаконное распространение персональных данных. РосПравосудие — ныне не действующая некоммерческая бесплатная справочно-правовая система по судебным решениям судов общей юрисдикции, мировых и арбитражных судов РФ. Содержала более 87 миллионов судебных актов (по состоянию на ноябрь 2015 г.).
В едином федеральном реестре сведений о банкротстве на сайте bankrot.tedresurs.ru аудитор может проверить последние сообщения о банкротстве (уведомления о получении требований кредиторов, объявления о проведении торгов, сообщения о судебных актах, отчеты оценщика об оценке имущества должника и т.д.). На сайте представлена также картотека арбитражных дел, банк решений арбитражных судов и график судебных заседаний (актуально для временного лага по непрерывности). При этом с практической точки зрения аудитор может проверить не только клиента, но и аффилированных с ним лиц, оценив при этом риски бизнеса и идентифицировав концепцию подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Проверить, участвует ли аудируемое лицо в госзакупках, можно в закупочном модуле бюджетных закупок на сайте Общероссийской системы электронной торговли etp.zakazrf.ru, где можно найти предмет и объемы поставок аудиремого лица для государственных учреждений. При этом контракты имеют следующую классификацию:
- Контракты электронный аукцион;
- Контракты электронный запрос котировок;
- Контракты электронный запрос предложений;
- Контракты электронный открытый конкурс;
- Контракты электронный открытый конкурс с ограниченным участием;
- Контракты электронный открытый двух-этапный конкурс.
На сайте также приводится информация в виде Сводного реестра извещений (о поданных заявках) в разрезе бюджетных и небюджетных закупок и реализации имущества, а также их классификации в разрезах закупок.
Аналогичную информацию можно найти на сервисе sberbank-ast.ru.
Информацию о внесении аудируемого лица в реестр недобросовестных поставщиков можно проверить на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Стоимость акций аудируемого лица и ее динамика за отчетный и предшествующий отчетному периоды предоставляет сервис «Google». При этом необходимо в поисковой строке набрать: «Название экономического субъекта и словосочетание "shared price"». Данную информацию аудитор может использовать как при применении аналитических процедур в ходе аудита, так и при проведении обзорных проверок.
Определенную информацию о патентах (к сожалению не о всех) на изобретения, которые были разработаны самим аудируемым лицом или приобретены им, можно проверить на сервисах: lens.org, freepatent.ru, findpatent. ш. Данная информация может быть использована аудитором как при оценке рисков бизнеса и составлении бланка потенциального клиента, так и при оценке допущения непрерывности деятельности.
Сведения о потенциальном клиенте на стадии согласования условий аудита и оценки возможности принятия на обслуживание нового клиента можно почерпнуть в информации, представленной им на «желтых страницах».
На сайте аудируемого лица (как потенциального, так и фактически функционирующего) содержится «типовая» информация (годовой отчет (в том числе аудиторское заключение предыдущего аудитора, бухгалтерская (финансовая) отчетность), которую аудитор может использовать практически для всех вышеперечисленных целей. Кроме того, при наличии на сайте определенной информации (Положения о системе внутреннего контроля, Информационной политики, Антикорупционной политики) аудитор может оценить дизайн системы внутреннего контроля клиента.
Также отметим, что существуют сервисы, позволяющие найти как удаленные сайты экономических субъектов, так и информацию об их владельцах, о сотрудниках аудируемого лица. Данные сервисы могут помочь аудитору собрать аудиторские доказательства в рамках осуществления процедур реальности отраженных в документах обстоятельств (информации).
При аудите экономических субъектов с долей государственного участия полезным будет использование открытых сведений Федерального агенства по управлению государственным имуществом — http://www.rosim.ru; http://www.rosim.ru/opendata/list.csv в виде следующего набора данных:
- Планируемые продажи акций;
- Архив продаж акций;
- Планируемые продажи иного имущества;
- Архив продаж иного имущества;
- Реестр федерального имущества: сведения о земельных участках;
- Реестр федерального имущества: сведения о зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства;
- Реестр федерального имущества: сведения о воздушных и морских судах, судах внутреннего плавания;
- Реестр федерального имущества: сведения о долях (вкладах) в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ и товариществ;
- Реестр федерального имущества: сведения о долях;
- Реестр федерального имущества: сведения о жилых, нежилых помещениях;
- Реестр федерального имущества: сведения о долях в праве общей долевой собственности на объекты недвижимого и (или) движимого имущества.
Единый портал бюджетной системы Российской федерации http://www.budget.gov.ru предоставляет информацию о состоянии активов и обязательств организаций сектора государственного управления и государственных корпораций на начало и конец отчетного финансового года в привязке к потокам, их изменяющим.
Кроме всего, на сайтах всех контролирующих организаций должна быть размещена информация о результатах проводимых ими в пределах своей компетенции проверок, которую аудитор может использовать для оценки наиболее рисковых участков проверки.
Проверка электронных подписей государственных органов, в том числе электронных подписей, сформированных Федеральной налоговой службой, может быть осуществлена в электронном сервисе «Подтверждение подлинности ЭП», реализованном на официальном сайте Электронного правительства и размещенном по ссылке: https://www.gosuslugi.ru/pgu/eds.
Заключение
По мнению автора, использование открытых данных перечисленных в статье сервисов поможет повысить защищенность аудитора от потенциальных угроз (личной заинтересованности, шантажа) при согласовании условий аудита в рамках оценки в первую очередь честности руководства и лиц, отвечающих за корпоративное управление в соответствии с МСКК 1 и МСА 220, а также Кодексом этики аудиторов и аудиторских организаций.
Удобство использования открытых данных, представленных в сети Интернет заключается помимо прочего в том, что с этим могут справиться как в рамках сбора информации, так и при составлении рабочих документов ассистенты аудитора и стажеры, что существенно облегчит работу аудитора, выполняющего основной этап аудита.
Литература
1. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «Об аудиторской деятельности».
2. Международный стандарт контроля качества 1 «Контроль качества в аудиторских организациях, проводящих аудит и обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, и задания по оказанию сопутствующих услуг» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 24.10.2016 № 192н)
3. Международный стандарт аудита 220 «Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 09.11.2016 № 207н)
4. Кодекс профессиональной этики аудиторов (одобрен Советом по аудиторской деятельности 22.03.2012, протокол № 4) (ред. от 22.12.2017)
5. Егорова И.С. Оценка основных факторов риска недобросовестных действий. Часть 1 // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2015. - № 46 (331). — С. 29-40.
6. Егорова И.С. Оценка основных факторов риска недобросовестных действий. Часть 2// Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2015. - № 47 (332). — С. 11-24.
7. Егорова И.С. Проблематика обеспечения финансовой безопасности в рамках аудиторской деятельности // Россия в XXI веке: глобальные вызовы и перспективы развития : Материалы V Международного форума / Под общей редакцией В.А. Цветкова. — М., 2016
8. Егорова И.С. Практическая реализация оценки допущения непрерывности деятельности согласно МСА 570 «Непрерывность деятельности» на основе данных финансовой отчетности // Аудиторские ведомости. — 2017. — № 8. — С. 17-28.
9. Егорова И.С. Особенности перехода на международные стандарты аудиторской деятельности // Аудитор. — 2018. — №5. — С. 15-27.
10. Егорова И.С. Аудит : учебное пособие. — М. : КноРус, 2017. — 538 с.
11. Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ — http://service.nalog.ru.
12. Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы — https://fas.gov.ru.
13. Официальный сайт Федеральной службы по финансовому мониторингу — http://www.fedsfm.ru.
14. Официальный сайт Федерального казначейства — http://www.roskazna.ru.
15. Официальный сайт Федеральной таможенной службы — http://www.customs.ru.
16. Официальный сайт Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка http://fsrar. ru/opendata.
17. Официальный сайт Федеральной службы судебных приставов — http://fssprus.ru.
18. Официальный сайт Федеральной нотариальной палаты — https://www.reestr-zalogov.ru.
19. Официальный сайт Федерального агенства по управлению государственным имуществом — http://www.rosim.ru.
20. Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций — http://rkn.gov.ru.
21. Официальный сайт Федерального агенства по туризму — https://www.russiatourism.ru.
22. Официальный сайт Электронного правительства — http://government.ru.
23. Судебные и нормативные акты РФ — http://sudact.ru.
24. Единый федеральный реестр сведений о банкротстве — http://bankrot.fedresurs.ru.
25. Единый портал бюджетной системы Российской Федерации http://www.budget.gov.ru.
26. Общероссийскаясистема электронной торговли — etp.zakazrf.ru.
27. Сбербанк — АСТ — http://zakupki.gov.ru.
28. Желтые страницы — http://www.allinform.ru, yp.ru, orgpage.ru.
29. Сайт поисковой службы — google.ru.
30. Сайты поисковых служб — lens.org, freepatent.ru, findpatent.ru.