Использование данных интернет-среды в аудите

Теория аудита,...

Автор:
Источник: Журнал “АУДИТОР” №5-2019
Опубликовано: 4 Июня 2019

Статья посвящена возможностям использования данных интернет-среды в аудиторской дея­тельности. Рассматриваются особенности применения информации, размещенной в открытых источни­ках на сайтах официальных организаций применительно к различным этапам аудита: согласованию условий аудиторского задания, его планированию, сбору аудиторских доказательств, оценке допущения непрерыв­ности деятельности и формированию мнения в аудиторском заключении, а также применительно к учету событий после отчетной даты. В статье анализируются особенности, преимущества, недостатки и до­стоверность данных источников.

Международный стандарт контроля ка­чества 1 (МСКК 1) «Контроль качества в аудиторских организациях, проводящих аудит и обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обе­спечивающие уверенность, и задания по ока­занию сопутствующих услуг», а также Между­народный стандарт аудита 220 «Контроль ка­чества при проведении аудита финансовой отчетности» (МСА 220) содержат разделы «Принятие и продолжение отношений с кли­ентами, принятие и выполнение конкретных заданий» и «Принятие и продолжение отноше­ний с клиентами, принятие и выполнение опре­деленных заданий», соответственно, регламен­тирующие сбор информации о потенциальных клиентах в целях качественного выполнения аудиторского задания с тем или иным клиентом.

В разделе «Принятие и продолжение от­ношений с клиентами, принятие и выполнение конкретных заданий» МСКК 1 говорится, что аудиторская организация принимает решение о продолжении отношений и выполнения за­дания для аудируемых лиц только в тех слу­чаях, когда провела анализ честности конкрет­ного клиента и не обладает информацией, позволяющей сделать вывод о том, что он не­достаточно честен.

Вопросы, которые необходимо проанализи­ровать, в отношении честности клиента вклю­чают информацию о личности и деловой репу­тации основных собственников клиента, клю­чевых членов руководства и лиц, отвечающих за корпоративное управление; сведения о харак­тере деятельности данного клиента, включая его практику деловых отношений; информацию о признаках возможного участия клиента в от­мывании денежных средств или иных уголовно наказуемых деяниях; сведения о личности и де­ловой репутации связанных сторон.

В МСКК 1 отмечается, что информация по этим вопросам, может быть получена аудиторской организацией путем запросов со­трудникам других организаций или третьим лицам, а также путем поиска по соответству­ющим базам данных.

Аудиторская организация до принятия за­дания от нового клиента, при решении вопро­са о целесообразности продолжения суще­ствующего задания, а также при рассмотрении вопроса о принятии нового задания от суще­ствующего клиента должна собрать инфор­мацию, которую она считает необходимой в конкретных обстоятельствах.

МСА 220 «Контроль качества при проведе­нии аудита финансовой отчетности» содержит раздел «Принятие и продолжение отношений с клиентами, принятие и выполнение опреде­ленных заданий», в котором говорится, что аудитор должен собрать информацию о чест­ности основных владельцев, ключевых руко­водителей и лиц, отвечающих за корпоратив­ное управление аудируемой организации.

Рассмотрим, из каких источников аудитор может получить общедоступную информацию об аудируемом лице.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, ин­формационных технологиях и о защите ин­формации» к общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. В соответствии с данным законом общедо­ступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению (при со­блюдении установленных федеральными за­конами ограничений в отношении распро­странения такой информации). Следователь­но, ее могут использовать и аудиторы, причем не только на этапе согласования (в рамках принятия на обслуживание нового клиента или продолжения сотрудничества с имеющим­ся), но и на других этапах аудита.

Кроме того, следует обратить внимание на общедоступную информацию, размещае­мую в форме открытых данных, к которой относится информация, размещаемая ее об­ладателями в сети Интернет в формате, до­пускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования.

Размещают открытые данные на своих сайтах в настоящее время практически все государственные органы и органы местного самоуправления. При этом размещение ин­формации о их деятельности в сети Интернет в форме открытых данных осуществляется в рамках реализации подп. «г» п. 2 Указа Пре­зидента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершен­ствования системы государственного управ­ления». При этом необходимо учитывать, что при размещении отрытых данных на опреде­ленных ресурсах поступившие сведения, со­ставляющие налоговую тайну, имеют специ­альный режим хранения и доступа. Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, след­ственными органами, органами государствен­ных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и при­влекаемыми специалистами, экспертами, за ис­ключением случаев, предусмотренных феде­ральным законом.

Кроме оценки честности руководства на этапе согласования аудитор может исполь­зовать данные открытых источников на этапах сбора аудиторских доказательств и формиро­вания своего мнения.

Эта информация важна также на этапе пла­нирования для того, чтобы оценить риски бизнеса потенциального клиента, а следова­тельно, и общую величину аудиторского риска. Ее использование поможет спланировать об­ласти проверки, наиболее подверженные риску, по которым необходимо увеличить объем выборки, подлежащей проверке (а в не­которых случаях проверить их сплошным способом). Неоценима помощь открытой ин­формации при составлении бланка потенци­ального клиента (аудируемого лица).

Открытая информация может помочь ауди­тору при оценке непрерывности деятельности аудируемого лица в соответствии с МСА 570 «Непрерывность деятельности», который опи­сывает определенный алгоритм действий по ее оценке и приводит примеры событий или ус­ловий, которые в отдельности или в совокуп­ности могут вызвать значительные сомнения в способности организации продолжать непре­рывно свою деятельность, разделенные на 3 группы:

  • события или условия финансового ха­рактера;
  • события или условия, связанные с опе­рационной деятельностью;
  • прочие события и условия.

На наш взгляд, с помощью открытой ин­формации можно оценить следующие события или условия из соответствующих групп, при­веденные ниже:

  • группа «События или условия финансо­вого характера»:

— наличие кредитов или займов с истекаю­щим фиксированным сроком погашения в от­сутствие каких-либо реалистичных перспектив продления их срока или их погашения или чрез­мерное использование краткосрочных кредитов или займов для финансирования долгосрочных активов;

— наличие признаков прекращения фи­нансовой поддержки со стороны кредиторов;

— несоблюдение условий кредитных дого­воров;

  • группа «События или условия, связанные с операционной деятельностью»:

— намерение руководства ликвидировать организацию или прекратить ее деятельность;

— потеря какого-либо основного рынка сбыта, одного или нескольких ключевых клиен­тов, франшизы, лицензии, одного или нескольких главных поставщиков;

  • группа «Прочие события и условия»:

— наличие незавершенных судебных раз­бирательств или разбирательств по вопросам нормативно-правового регулирования, в кото­рых ответчиком выступает экономический субъ­ект и в результате которых в случае неблагопри­ятного для организации исхода ей могут быть предъявлены требования, которые она с боль­шой вероятностью будет не в состоянии удов­летворить;

— отсутствие страхования или недоста­точное страховое покрытие при наступлении страхового случая.

Минфин России из года в год приводит ин­формацию о типичных нарушениях, связанных с отсутствием при проведении аудита про­цедур выявления факторов противодействия легализации (отмыванию) доходов, получен­ных преступным путем. Информация откры­тых источников поможет их разработать. Данные открытых источников можно исполь­зовать и как информационную базу для про-вдения аналитических процедур.

При формировании мнения аудитора на­личие подобных сведений в открытых источ­никах может послужить основанием для ого­ворки (отрицательного) мнения, а в опреде­ленных случаях к отказу от выражения мнения в силу ограничения объема аудита, а также формированию разделов «Ключевые аспекты аудита», «Важные обстоятельства» и «Прочие сведения» и рассмотрения событий после от­четной даты.

Автором проанализированы источники информации в сети Интернет, из которых ау­дитор может получить открытые данные и ис­пользовать их в качестве аудиторских доказа­тельств, к которым можно отнести сайты:

1) федеральных служб, палат и агентств:

  • Федеральной налоговой службы РФ — http://service.nalog.ru;
  • Федеральной антимонопольной службы — https://fas.gov.ru;
  • Федеральной службы по финансовому мониторингу — http://www.fedsfm.ru;
  • Федерального казначейства — http://www. roskazna.ru;
  • Федеральной таможенной службы — http://www.customs.ru;
  • Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка — http://fsrar.ru/opendata;
  • Федеральной службы судебных приста­вов — http://fssprus.ru;
  • Федеральной нотариальной палаты — https://www.reestr-zalogov.ru;
  • Федерального агентства по управлению госу­дарственным имуществом — http://www.rosim.ru;
  • Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массо­вых коммуникаций — http://rkn.gov.ru;
  • Федерального агентства по туризму — https://www.russiatourism.ru;

2) прочих информационно-правовых систем:

  • интернет-ресурс «Судебные и норматив­ные акты РФ» — http://sudact.ru;
  • Единого федерального реестра сведений о банкротстве — http://bankrot.fedresurs.ru;
  • Единого портала бюджетной системы РФ — http://www.budget.gov.ru;
  • Общероссийской системы электронной торговли — etp.zakazrf.ru;
  • Сбербанка — АСТ — автоматизирован­ной системы торгов — sberbank-ast.ru;
  • Единой информационной системы в сфере закупок — http://zakupki.gov.ru;
  • Электронного правительства — http:// government.ru;
  • «Желтых страниц» — http://www.allinform. ru, yp.ru, orgpage.ru;
  • поисковой службы — google.ru;
  • поисковых служб — lens.org, freepatent. ru, findpatent.ru;

3) сайты аудируемых лиц (фактических или потенциальных).

В этой связи рассмотрим данные представ­ленных источников и проанализируем, для каких целей аудитор может использовать по­лученную информацию.

Большое количество открытых данных об эко­номических субъектах (для аудитора — аудиру­емых лицах) предоставляет Федеральная нало­говая служба, не нарушая при этом налоговую тайну, так как согласно п. 1.1 ст. 102 НК РФ на­логовую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государствен­ного внебюджетного фонда и таможенным орга­ном сведения о налогоплательщике, плательщи­ке страховых взносов, за исключением сведений, являющихся общедоступными, в том числе став­ших таковыми с согласия их обладателя-налого­плательщика (плательщика страховых взносов).

Такое согласие представляется по выбору налогоплательщика (плательщика страховых взносов) в отношении всех сведений или их части, полученных налоговым органом, по форме, формату и в порядке, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в об­ласти налогов и сборов.

Так, на сайте ФНС размещен сервис «Проз­рачный бизнес», который позволяет получить комплексную информацию о налогоплатель­щике-организации и использовать ее для со­ставления потенциального бланка клиента, указывая проверочную графу. Размещение сведений, ранее относящихся к налоговой тайне, стало возможным благодаря поправкам, внесенным Федеральным законом от 01.05.2016 № 134-ФЗ в ст. 102 НК РФ.

Автором разработаны формы рабочих до­кументов «Оценка честности руководства (лиц, отвечающих за корпоративное управление) по­тенциального клиента» и «Бланк потенциально­го клиента», составленные на основании откры­тых данных ФНС России, размещенных в сети Интернет, представленные в таблицах 1 и 2.

Аудитор может осуществить процедуру запроса через сайт ФНС о направлении ин­формации о факте представления в налоговый орган документов при государственной реги­страции юридического лица или индивиду­ального предпринимателя. Запрашиваемая информация направляется налоговым органом на адрес электронной почты (e-mail), указан­ный при регистрации аудитора в сервисе, в виде сообщения с темой: «Информация о факте представления в налоговый орган до­кументов при государственной регистрации юридического лица / индивидуального пред­принимателя».

Деятельность Федеральной антимонополь­ной службы России (ФАС России) направлена на предотвращение и пресечение ограничи­вающих конкуренцию действий со стороны хозяйствующих субъектов, субъектов есте­ственных монополий и органов власти.

Основными направлениями деятельности ФАС России являются:

  • антимонопольное регулирование;
  • тарифное регулирование;
  • контроль госзакупок;
  • нтроль рекламы;
  • контроль гособоронзаказа;
  • контроль иностранных инвестиций;
  • контроль в сфере торговли.

В перечень открытых данных Федеральной антимонопольной службы входят следующие наборы открытых данных, которые могут ис­пользовать аудиторы:

  • Решения (решения ФАС России в сфере контроля экономической концентрации, ре­шения по делам, постановления о привлечении к ответственности, судебные решения, уве­домления, предупреждения и предостереже­ния, решения по жалобам, определения);
  • Реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за отказ или уклонение от заключения контракта по ГОЗ;
  • Сведения о группах лиц (Сведения о груп­пах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст. 31 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»);
  • Реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности;
  • Реестр недобросовестных подрядных ор­ганизаций в сфере капитального ремонта;
  • Реестр недобросовестных поставщиков

Таблица 1

Предлагаемая форма рабочего документа «Оценка честности руководства (лиц, отвечающих за корпоративное управление) потенциального клиента», составленного на основании открытых данных ФНС России, размещенных в сети Интернет1

п.п.

Наименование группы предоставляемых сведений

Что предоставляется

Возможное использование для других целей

1

Адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридиче­скими лицами

Набор данных включает в себя список, содержа­щий информацию об адресах юридических лиц, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения, и о количестве юридических лиц, зарегистрированных по кон­кретному адресу


2

Реестр дисквалифициро­ванных лиц

Набор данных включает в себя информацию

из реестра дисквалифицированных лиц о руко­водителях юридических лиц, подлежащих дисквалификации с указанием: фамилии, имени, отчества, даты и места рождения дисква­лифицированного лица, наименования органи­зации и должности, в которой данное лицо является руководителем, срока дисквалифика­ции (даты начала и окончания), статьи КоАП Российской Федерации, наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении, фамилии и инициалов судьи, вынесшего решения о дисквалификации

При оценке допу­щения непрерыв­ности деятельности аудируемого лица, формировании разделов «Важные обстоятельства» и «Прочие сведе­ния»

3

Сведения о физических лицах, являющихся руководителями не­скольких юридических лиц

Набор данных включает в себя список, содержа­щий информацию о фамилии, имени, отчестве и ИНН физических лиц, выступающих в каче­стве руководителей нескольких организаций, а также о количестве юридических лиц, в кото­рых данное физическое лицо указано в качестве руководителя


4

Сведения о физических лицах, являющихся учредителями (участни­ками) нескольких юридических лиц

Набор данных включает в себя список, содержа­щий информацию о фамилии, имени, отчестве и ИНН физических лиц, являющихся учредите­лями (участниками) нескольких юридических лиц, а также о количестве юридических лиц, в которых данные физические лица являются учредителями (участниками)


5

Юридические лица, в состав исполнитель­ных органов которых входят дисквалифици­рованные лица

Набор данных включает в себя список юридиче­ских лиц в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица (наименование, ОГРН, ИНН, КПП и адрес (место нахождения))

При оценке допу­щения непрерыв­ности деятельности аудируемого лица, формировании разделов «Важные обстоятельства» и «Прочие сведе­ния»






10

Сведения о суммах недоимки и задолженно­сти по пеням и штрафам

Набор содержит сведения о суммах недоимки, суммах задолженности по пеням, суммах задолженности по штрафам (по каждому налогу и сбору, страховым взносам, по которым у организации имеется недоимка и (или) задол­женность по пеням и штрафам); общая сумма недоимки и задолженности по пеням и штра­фам. Сведения указываются по состоянию на 31 декабря года, предшествующего году их разме­щения на сайте ФНС России, при наличии такой недоимки и задолженности по пеням и штра­фам по состоянию на 1 октября года размеще­ния указанных сведений на сайте ФНС России

При оценке допу­щения непрерыв­ности деятельности аудируемого лица, формировании разделов «Важные обстоятельства» и «Прочие сведе­ния»

11

Сведения о налоговых

правонарушениях

и мерах ответственности

за их совершение

Набор содержит сведения о наличии у органи­заций налоговых правонарушений и мерах ответственности за их совершение с указанием общего размера штрафа.

Сведения указываются в отношении налоговых правонарушений, решения о привлечении к ответственности за совершение которых вступили в силу в период с 1 января по 31 декабря года, предшествующего году размеще­ния указанных сведений на сайте ФНС России, при неуплате штрафа в срок до 1 октября года размещения таких сведений на сайте ФНС России.

При первом размещении в 2018 г. набора открытых данных включались сведения о нало­говых правонарушениях, решения о привлече­нии к ответственности за совершение которых вступили в силу в период с 02.06.2016 по 31.12.2017, и мерах ответственности за их совершение при неуплате штрафа в срок до 01.10.2018.

Сведения сформированы в соответствии с Приказом ФНС России от 29.12.2016 №ММВ-7-14/729@ «Об утверждении сроков и периода размещения, порядка формирования и разме­щения на официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационно-телеком­муникационной сети Интернет сведений, указанных в п. 1.1 ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации»

При оценке допу­щения непрерыв­ности деятельности аудируемого лица, формировании разделов «Важные обстоятельства» и «Прочие сведе­ния»

1 opendata@nalog.ru

Данную информацию аудитору целесообраз­но использовать при составлении рабочих до­кументов: «Оценка честности руководства (лиц, отвечающих за корпоративное управление) потенциального клиента», «Бланк потенциаль­ного клиента», «Оценка допущения непрерыв­ности деятельности аудируемого лица», со­ставленных на основании открытых данных ФАС России, размещенных в сети Интернет, а также оценке угроз для проведения аудита и оценке рисков бизнеса, формировании разделов «Важные обстоятельства» и «Прочие сведения» аудиторского заключения.

Таблица 2

Предлагаемая форма рабочего документа «Бланк потенциального клиента», составленного на основании открытых данных ФНС России, размещенных

в сети Интернет2

№ п.п.

Наименование группы предоставляемых сведений

Что предоставляется

Возможное использование для других целей

1

Единый реестр субъек­тов малого и среднего предпринимательства

Набор данных содержит сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, включенных в Единый государственный реестр малого и среднего предпринимательства, состав которых определен п. 3 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Рос­сийской Федерации»


2

Реестр лицензий на осуществление деятельности по произ­водству и реализации защищенной от подде­лок полиграфической продукции

Реестр лицензий на осуществление деятельности по производству и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции

При оценке допущения непрерывности деятельности аудируемого лица

3

Реестр лицензий на осуществление деятельности по орга­низации и проведению азартных игр в букме­керских конторах и тотализаторах

Реестр лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах

При оценке допущения непрерывности деятельности аудируемого лица

4

Сведения о суммах доходов и расходов по данным бухгалтер­ской (финансовой) отчетности организа­ции за год, предшеству­ющий году размещения таких сведений на сайте ФНС России

Набор данных содержит сведения о юридических лицах, которые представили бухгалтерскую (финансовую) отчетность за год, предшествую­щий году размещения таких сведений. Сведения сформированы в соответствии с Приказом ФНС России от 29.12.2016 № ММВ-7-14/729@ «Об ут­верждении сроков и периода размещения, порядка формирования и размещения на офици­альном сайте Федеральной налоговой службы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сведений, указанных в п. 1.1 ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации»


5

Информация о круп­ных закупках

Информация о крупных закупках свыше 1 млрд рублей

При оценке допущения непрерывности деятельности аудируемого лица, при оценке рисков бизнеса на этапе планирования






6

Сведения о специаль­ных налоговых режи­мах, применяемых налогоплательщиками

Набор данных содержит сведения о юридических лицах, которые применяют специальные налого­вые режимы. Сведения сформированы в соот­ветствии с Приказом ФНС России от 29.12.2016 № ММВ-7-14/729@ «Об утверждении сроков и периода размещения, порядка формирования и размещения на официальном сайте Федераль­ной налоговой службы в информационно-теле­коммуникационной сети Интернет сведений, указанных в п. 1.1 ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации»

При оценке рисков бизнеса на этапе планиро­вания

7

Сведения об участии в консолидированной группе налогоплатель­щиков

Набор данных содержит сведения о том, что организация является участником консолидиро­ванной группы налогоплательщиков или о том, что организация является ответственным участником консолидированной группы налого­плательщиков. Сведения сформированы в соот­ветствии с Приказом ФНС России от 29 декабря 2016 г. №ММВ-7-14/729@ «Об утверждении сроков и периода размещения, порядка форми­рования и размещения на официальном сайте

Федеральной налоговой службы в информацион­но-телекоммуникационной сети Интернет сведений, указанных в п. 1.1 ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации»

При оценке необходимости применения МСА 600, при оценке рисков бизнеса на этапе планиро­вания

8

Государственный реестр аккредитованных филиа­лов, представительств иностранных юридиче­ских лиц (РАФП)

Набор содержит открытые и общедоступные сведения об аккредитованных филиалах, пред­ставительствах иностранных юридических лиц

При оценке допущения непрерывности деятельности аудируемого лица

9

Сведения об уплачен­ных организацией в календарном году, предшествующем году размещения указанных сведений в информаци-онно-телекоммуника-ционной сети Интернет в соответствии с п. 1.1 ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации, суммах налогов и сборов (по каждому налогу и сбору) без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную терри­торию Евразийского экономического союза, сумм налогов, уплачен­ных налоговым аген­том, о суммах страхо­вых взносов

Сведения об уплаченных организацией в кален­дарном году, предшествующем году размещения сведений, суммах налогов и сборов (по каждому налогу и сбору) включают поступления денеж­ных средств в уплату налогов, в которых показа­тель «Дата списания со счета плательщика» (поле 71) относится к календарному году, предшеству­ющему году размещения сведений и зачисленные на соответствующие счета органов Федерального казначейства.

В случае если сумма по налогу, сбору, страховому взносу принимает отрицательное значение, поступление отображается со знаком «0» и не участвует в формировании сводной инфор­мации по поступлениям в целом по организации


2 opendata@nalog.ru

Федеральная служба по финансовому мо­ниторингу (Росфинмониторинг) является фе­деральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодей­ствию легализации (отмыванию) доходов, по­лученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распростране­ния оружия массового уничтожения, по вы­работке государственной политики и норма­тивно-правовому регулированию в этой сфере, по координации соответствующей деятель­ности других федеральных органов исполни­тельной власти, других государственных орга­нов и организаций, а также функции нацио­нального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате со­вершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и по вы­работке мер противодействия этим угрозам.

В открытом доступе Росфинмониторинга находится следующая информация:

  • «Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятель­ности или терроризму»;
  • «Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения».

Эти сведения могут помочь аудитору при разработке процедур в рамках контроля до­ходов, полученных преступным путем, и фи­нансирования терроризма.

Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом испол­нительной власти (федеральной службой), осу­ществляющим в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации правопримени­тельные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Рос­сийской Федерации, предварительному и теку­щему контролю за ведением операций со сред­ствами федерального бюджета главными рас­порядителями, распорядителями и получателя­ми средств федерального бюджета.

В реестре открытых данных Федерального казначейства содержится 3278 наборов от­крытых данных list.csv, из которых:

  • 48 наборов открытых данных опублико­вано на сайте Федерального казначейства в разделе www.roskazna.ru/opendata в разделах «открытые данные»:
  • 3100 наборов открытых данных — на сайте единой информационной системы в сфере за­купок (http://www.zakupki.gov.ru/epz/opendata);
  • 114 наборов открытых данных — на сайте единого портала бюджетной системы (www. budget.gov.ru/opendata);
  • 16 наборов открытых данных — на сайте официального сайта для размещения инфор­мации о государственных (муниципальных) учреждениях (http://bus.gov.ru/pub/open-data).

Информация официального сайта Федераль­ного казначейства по адресу http://www.roskazna.ru/opendata содержит перечень аудиторских организаций, включенных в планы уполномо­ченного органа по контролю и надзору за ауди­торской деятельностью, не прошедших внешний контроль качества работы. Для текущего ауди­тора, выполняющего проверку отчетного пери­ода, эти данные могут помочь в плане оценки доверия качеству результатов работы предыду­щего аудитора клиента.

Федеральная таможенная служба (ФТС России) является федеральным органом ис­полнительной власти, осуществляющим функ­ции по контролю и надзору в области таможен­ного дела, функции органа валютного контро­ля, функции по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, функции по проведению транспортного контроля в пунк­тах пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и государственного ветеринарно­го надзора в части проведения проверки до­кументов в специально оборудованных и пред­назначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (специализированные пункты про­пуска), функции по выявлению, предупрежде­нию и пресечению преступлений и админи­стративных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов Россий­ской Федерации, а также иных связанных с ними преступлений и правонарушений.

Рабочий документ аудитора, составленный автором на основе открытых данных, размещен­ных на сайте ФТС России, представлен в табл. 3.

Таблица 3

Предлагаемая форма рабочего документа «Использование открытых данных ФТС России, размещенных в сети Интернет»3

№ п.п.

Вид открытых данных

Возможное использование аудитором

1

Реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли

Бланк потенциального клиента, оценка допущения непрерывности деятельности

2

Таможенный реестр объектов интеллектуаль­ной собственности

Бланк потенциального клиента, оценка допущения непрерывности деятельности

3

Реестр уполномоченных экономических операторов

Бланк потенциального клиента, оценка допущения непрерывности деятельности

4

Перевозчики — нарушители конвенции МДП

Оценка честности руководства и лиц, отвеча­ющих за корпоративное управление, Бланк потенциального клиента, оценка допущения непрерывности деятельности

5

Реестр владельцев складов временного хранения

Бланк потенциального клиента, оценка допущения непрерывности деятельности

6

Реестр владельцев таможенных складов

Бланк потенциального клиента, оценка допущения непрерывности деятельности

7

Реестр таможенных перевозчиков

Бланк потенциального клиента, оценка допущения непрерывности деятельности

8

Реестр таможенных представителей

Бланк потенциального клиента, оценка допущения непрерывности деятельности

9

Ввоз Российской Федерацией товаров в каче­стве благотворительной помощи

Бланк потенциального клиента, оценка рисков бизнеса

10

Вывоз Российской Федерацией товаров в качестве благотворительной помощи

Бланк потенциального клиента, оценка рисков бизнеса

11

Основные виды товаров, направленных в Российскую Федерацию в качестве благотво­рительной помощи

Бланк потенциального клиента, оценка рисков бизнеса

12

Основные виды товаров, направленных Российской Федерацией в другие страны в качестве благотворительной помощи

Бланк потенциального клиента, оценка рисков бизнеса

13

Основные виды товаров, поступивших в Российскую Федерацию в качестве гумани­тарной помощи

Бланк потенциального клиента, оценка рисков бизнеса

14

Основные виды товаров, поступивших в Российскую Федерацию в качестве техниче­ской помощи

Бланк потенциального клиента, оценка рисков бизнеса

15

Перечень основных стран — получателей благотворительной помощи из Российской Федерации

Бланк потенциального клиента, оценка рисков бизнеса

16

Реестр банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов

Бланк потенциального клиента, оценка допущения непрерывности деятельности

3 www.customs.ru

Определенную информацию аудитор может получить на сайте Федеральной службы по ре­гулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирования). Федеральная служба по ре­гулированию алкогольного рынка является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за про­изводством и оборотом этилового спирта, ал­когольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.

Рабочий документ аудитора, составленный автором на основе открытых данных, разме­щенных на сайте Росалкогольрегулирования, представлен в табл. 4.

Таблица 4

Предлагаемая форма рабочего документа «Использование открытых данных Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, размещенных в сети Интернет»4

№ п.п.

Вид открытых данных

Возможное использование аудитором

1

Сведения из государственного сводного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

Бланк потенциального клиента, оценка допущения непрерывности деятельности

2

Список организаций, имеющих лицензии на производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в отношении которых Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка приняты решения о приостановлении действия лицензий

Бланк потенциального клиента, оценка допущения непрерывности деятельности

3

Список организаций, имеющих лицензии на оборот этилово­го спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в отношении которых Федеральной службой по регулирова­нию алкогольного рынка приняты решения о приостановле­нии действия лицензий

Бланк потенциального клиента, оценка допущения непрерывно­сти деятельности

4

Сведения о представлении деклараций организациями, осуществляющими производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

Оценка неотъемлемого риска

5

Сведения о лицензиях на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта (по субъектам Российской Федерации)

Бланк потенциального клиента, оценка допущения непрерывно­сти деятельности

6

Сведения о лицензиях на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции (по субъектам Российской Федерации)

Бланк потенциального клиента, оценка допущения непрерывно­сти деятельности

7

Сведения о лицензиях на хранение алкогольной и спиртосо­держащей продукции (по субъектам Российской Федерации)

Бланк потенциального клиента, оценка допущения непрерывно­сти деятельности

8

Сведения о лицензиях на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции (по субъектам Российской Федерации)

Бланк потенциального клиента, оценка допущения непрерывно­сти деятельности

9

Сведения о лицензиях на хранение этилового спирта (по субъектам Российской Федерации)

Бланк потенциального клиента, оценка допущения непрерывно­сти деятельности

10

Сведения о лицензиях на производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей продукции (по субъектам Российской Федерации)

Бланк потенциального клиента, оценка допущения непрерывно­сти деятельности

4 http://fsrar.ru/opendata

Федеральная служба служебных приставов (ФССП России) является единственным упол­номоченным органом государственной ис­полнительной власти, осуществляющим при­нудительное исполнение судебного решения. Служба обеспечивает правильное и своевре­менное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также в случаях, предусмотренных законодатель­ством Российской Федерации, — исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В разделе отрытых данных сайта Федераль­ной службы судебных приставов опублико­ваны следующие данные, которые могут ис­пользоваться аудитором:

  • реестр розыска по исполнительным про­изводствам;
  • лица, находящиеся в розыске по подо­зрению в совершении преступлений;
  • исполнительные производства в отноше­нии юридических лиц;
  • государственный реестр юридических лиц. Первые два источника информации можно

использовать в рамках оценки честности ру­ководства аудируемого лица и лиц, отвечающих за корпоративное управление, при этом можно проверить через данный сервис их долги как физических лиц; третий — для формирования бланка потенциального клиента, рисков биз­неса, оценки допущения непрерывности дея­тельности; государственный реестр юридиче­ских лиц — для формирования бланка потен­циального клиента.

Узнать о заложенном имуществе аудируе­мого лица и оценить тем самым возможность сотрудничества, риски бизнеса и угрозы не­прерывности деятельности аудитору поможет Реестр уведомлений о залоге движимого иму­щества, который можно найти на сайте Феде­ральной нотариальной палаты — https://www.reestr-zalogov.ru

Действительность лицензий аудируемого лица в рамках оценки его как потенциального клиен­та и при оценке рисков непрерывности деятель­ности можно проверить на сайтах служб, агенств, ведомств, курирующих определенное направле­ние деятельности, например Федеральной службы по надзору в сфере связи, информаци­онных технологий и массовых коммуникаций — http://rkn.gov.ru, Федерального агенства по ту­ризму — https://www.russiatourism.ru и других.

Так, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массо­вых коммуникаций — rkn.gov.ru предостав­ляет на своем сайте следующие открытые данные, которые аудитор может использовать в виде аудиторских доказательств:

  • Сведения из реестра лицензий на деятель­ность по телерадиовещанию;
  • Реестр лицензий в области связи;
  • Свидетельства о регистрации средства массовой информации;
  • Реестр лицензий на деятельность по из­готовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительный машин (программ для ЭВМ), баз данных и фонограмм на любых видах но­сителей;
  • Реестр разрешений на распространение зарубежных периодических изданий;
  • Реестр выданных и аннулированных раз­решений на строительство, реконструкцию, проведение изыскательских работ для про­ектирования и ликвидацию сухопутных линий связи при пересечении государственной гра­ницы Российской Федерации и на пригранич­ной территории;
  • Перечень юридических лиц и индивиду­альных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере связи, отнесенных к зна­чительной категории риска.

Интернет-ресурс «Судебные и нормативные акты РФ (СудАкт)» — крупнейшая в сети база судебных актов, судебных решений и норма­тивных документов. Используя базу Судакт, аудитор может проверить в отношении ауди­руемого лица все опубликованные судебные документы: решения, приговоры, постанов­ления, распоряжения, определения. Так как на сайте представлена судебная практика всех судов, входящих в судебную систему Россий­ской Федерации — Верховного суда, Прези­диума и Пленума ВС РФ, арбитражных судов надзорной, кассационной, апелляционной и первой инстанций, республиканских, об­ластных и районных судов общей юрисдикции, мировых судей — можно использовать данную информацию для оценки честности руковод­ства и лиц, ответственных за корпоративное управление5.

5 Ранее можно было использовать данные сайта Росправосудие. 17 июля 2018 г. Роскомнадзор заблокировал сайт за незаконное распространение персональных данных. РосПравосудие — ныне не действующая некоммерческая бесплатная справочно-правовая система по судебным решениям судов общей юрисдикции, мировых и арбитражных судов РФ. Содержала более 87 миллионов судебных актов (по состоянию на ноябрь 2015 г.).

В едином федеральном реестре сведений о банкротстве на сайте bankrot.tedresurs.ru аудитор может проверить последние сообще­ния о банкротстве (уведомления о получении требований кредиторов, объявления о про­ведении торгов, сообщения о судебных актах, отчеты оценщика об оценке имущества долж­ника и т.д.). На сайте представлена также кар­тотека арбитражных дел, банк решений арби­тражных судов и график судебных заседаний (актуально для временного лага по непрерыв­ности). При этом с практической точки зрения аудитор может проверить не только клиента, но и аффилированных с ним лиц, оценив при этом риски бизнеса и идентифицировав кон­цепцию подготовки бухгалтерской (финансо­вой) отчетности.

Проверить, участвует ли аудируемое лицо в госзакупках, можно в закупочном модуле бюджетных закупок на сайте Общероссийской системы электронной торговли etp.zakazrf.ru, где можно найти предмет и объемы поставок аудиремого лица для государственных учреж­дений. При этом контракты имеют следующую классификацию:

  • Контракты электронный аукцион;
  • Контракты электронный запрос котировок;
  • Контракты электронный запрос пред­ложений;
  • Контракты электронный открытый кон­курс;
  • Контракты электронный открытый кон­курс с ограниченным участием;
  • Контракты электронный открытый двух-этапный конкурс.

На сайте также приводится информация в виде Сводного реестра извещений (о по­данных заявках) в разрезе бюджетных и не­бюджетных закупок и реализации имущества, а также их классификации в разрезах закупок.

Аналогичную информацию можно найти на сервисе sberbank-ast.ru.

Информацию о внесении аудируемого лица в реестр недобросовестных поставщиков можно проверить на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Стоимость акций аудируемого лица и ее динамика за отчетный и предшествующий отчетному периоды предоставляет сервис «Google». При этом необходимо в поисковой строке набрать: «Название экономического субъекта и словосочетание "shared price"». Данную информацию аудитор может исполь­зовать как при применении аналитических процедур в ходе аудита, так и при проведении обзорных проверок.

Определенную информацию о патентах (к сожалению не о всех) на изобретения, ко­торые были разработаны самим аудируемым лицом или приобретены им, можно проверить на сервисах: lens.org, freepatent.ru, findpatent. ш. Данная информация может быть исполь­зована аудитором как при оценке рисков биз­неса и составлении бланка потенциального клиента, так и при оценке допущения непре­рывности деятельности.

Сведения о потенциальном клиенте на стадии согласования условий аудита и оценки возмож­ности принятия на обслуживание нового кли­ента можно почерпнуть в информации, пред­ставленной им на «желтых страницах».

На сайте аудируемого лица (как потенци­ального, так и фактически функционирующе­го) содержится «типовая» информация (годо­вой отчет (в том числе аудиторское заключение предыдущего аудитора, бухгалтерская (финан­совая) отчетность), которую аудитор может использовать практически для всех вышепере­численных целей. Кроме того, при наличии на сайте определенной информации (Положе­ния о системе внутреннего контроля, Инфор­мационной политики, Антикорупционной по­литики) аудитор может оценить дизайн систе­мы внутреннего контроля клиента.

Также отметим, что существуют сервисы, позволяющие найти как удаленные сайты эко­номических субъектов, так и информацию об их владельцах, о сотрудниках аудируемого лица. Данные сервисы могут помочь аудитору собрать аудиторские доказательства в рамках осуществ­ления процедур реальности отраженных в до­кументах обстоятельств (информации).

При аудите экономических субъектов с долей государственного участия полезным будет использование открытых сведений Фе­дерального агенства по управлению государ­ственным имуществом — http://www.rosim.ru; http://www.rosim.ru/opendata/list.csv в виде следующего набора данных:

  • Планируемые продажи акций;
  • Архив продаж акций;
  • Планируемые продажи иного имущества;
  • Архив продаж иного имущества;
  • Реестр федерального имущества: сведе­ния о земельных участках;
  • Реестр федерального имущества: сведе­ния о зданиях, сооружениях, объектах неза­вершенного строительства;
  • Реестр федерального имущества: сведе­ния о воздушных и морских судах, судах внут­реннего плавания;
  • Реестр федерального имущества: сведе­ния о долях (вкладах) в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ и товари­ществ;
  • Реестр федерального имущества: сведе­ния о долях;
  • Реестр федерального имущества: сведе­ния о жилых, нежилых помещениях;
  • Реестр федерального имущества: сведе­ния о долях в праве общей долевой собствен­ности на объекты недвижимого и (или) дви­жимого имущества.

Единый портал бюджетной системы Рос­сийской федерации http://www.budget.gov.ru предоставляет информацию о состоянии ак­тивов и обязательств организаций сектора государственного управления и государствен­ных корпораций на начало и конец отчетного финансового года в привязке к потокам, их из­меняющим.

Кроме всего, на сайтах всех контролирую­щих организаций должна быть размещена информация о результатах проводимых ими в пределах своей компетенции проверок, ко­торую аудитор может использовать для оценки наиболее рисковых участков проверки.

Проверка электронных подписей государ­ственных органов, в том числе электронных подписей, сформированных Федеральной на­логовой службой, может быть осуществлена в электронном сервисе «Подтверждение под­линности ЭП», реализованном на официальном сайте Электронного правительства и размещен­ном по ссылке: https://www.gosuslugi.ru/pgu/eds.

Заключение

По мнению автора, использование откры­тых данных перечисленных в статье сервисов поможет повысить защищенность аудитора от потенциальных угроз (личной заинтересо­ванности, шантажа) при согласовании условий аудита в рамках оценки в первую очередь чест­ности руководства и лиц, отвечающих за кор­поративное управление в соответствии с МСКК 1 и МСА 220, а также Кодексом этики аудиторов и аудиторских организаций.

Удобство использования открытых данных, представленных в сети Интернет заключается помимо прочего в том, что с этим могут спра­виться как в рамках сбора информации, так и при составлении рабочих документов асси­стенты аудитора и стажеры, что существенно облегчит работу аудитора, выполняющего основной этап аудита.


Литература

1. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «Об аудиторской деятельности».

2. Международный стандарт контроля качества 1 «Контроль качества в аудиторских организаци­ях, проводящих аудит и обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, и задания по оказанию сопутствующих услуг» (введен в дей­ствие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 24.10.2016 № 192н)

3. Международный стандарт аудита 220 «Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 09.11.2016 № 207н)

4. Кодекс профессиональной этики аудиторов (одобрен Советом по аудиторской деятельности 22.03.2012, протокол № 4) (ред. от 22.12.2017)

5. Егорова И.С. Оценка основных факторов риска недобросовестных действий. Часть 1 // Нацио­нальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2015. - № 46 (331). — С. 29-40.

6. Егорова И.С. Оценка основных факторов риска недобросовестных действий. Часть 2// Нацио­нальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2015. - № 47 (332). — С. 11-24.

7. Егорова И.С. Проблематика обеспечения финансовой безопасности в рамках аудиторской дея­тельности // Россия в XXI веке: глобальные вызовы и перспективы развития : Материалы V Между­народного форума / Под общей редакцией В.А. Цветкова. — М., 2016

8. Егорова И.С. Практическая реализация оценки допущения непрерывности деятельности со­гласно МСА 570 «Непрерывность деятельности» на основе данных финансовой отчетности // Аудитор­ские ведомости. — 2017. — № 8. — С. 17-28.

9. Егорова И.С. Особенности перехода на международные стандарты аудиторской деятельности // Аудитор. — 2018. — №5. — С. 15-27.

10. Егорова И.С. Аудит : учебное пособие. — М. : КноРус, 2017. — 538 с.

11. Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ — http://service.nalog.ru.

12. Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы — https://fas.gov.ru.

13. Официальный сайт Федеральной службы по финансовому мониторингу — http://www.fedsfm.ru.

14. Официальный сайт Федерального казначейства — http://www.roskazna.ru.

15. Официальный сайт Федеральной таможенной службы — http://www.customs.ru.

16. Официальный сайт Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка http://fsrar. ru/opendata.

17. Официальный сайт Федеральной службы судебных приставов — http://fssprus.ru.

18. Официальный сайт Федеральной нотариальной палаты — https://www.reestr-zalogov.ru.

19. Официальный сайт Федерального агенства по управлению государственным имуществом — http://www.rosim.ru.

20. Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных техноло­гий и массовых коммуникаций — http://rkn.gov.ru.

21. Официальный сайт Федерального агенства по туризму — https://www.russiatourism.ru.

22. Официальный сайт Электронного правительства — http://government.ru.

23. Судебные и нормативные акты РФ — http://sudact.ru.

24. Единый федеральный реестр сведений о банкротстве — http://bankrot.fedresurs.ru.

25. Единый портал бюджетной системы Российской Федерации http://www.budget.gov.ru.

26. Общероссийскаясистема электронной торговли — etp.zakazrf.ru.

27. Сбербанк — АСТ — http://zakupki.gov.ru.

28. Желтые страницы — http://www.allinform.ru, yp.ru, orgpage.ru.

29. Сайт поисковой службы — google.ru.

30. Сайты поисковых служб — lens.org, freepatent.ru, findpatent.ru.

Автор:

Теги: интернет-среда  аудиторская деятельность  этапы аудита  аудиторское задание  аудиторские доказательства  непрерывность деятельности  аудиторское заключение  достоверность данных  Международный стандарт контроля качества 1  МСКК 1  контроль качества  МСА 2