К вопросу о сущности налогового администрирования и возможности его совершенствования на основе зарубежного опыта

Статьи и аналитические...

Автор:
Источник: Журнал “Учет и контроль” №2-2020
Опубликовано: 9 Марта 2020

В статье рассматриваются актуальные вопросы определе­ния понятия и сущность налогового администрирования, проводится срав­нение точке зрения разных авторов в рамках правовой и экономической составляющей данной дефиниции. Налоговое администрирование, основыва­ясь на законодательно установленных правилах взимания налогов и принудительной мотивации к их исполнению, призвано реализовать страте­гические цели налоговой политики, используя комплекс правовых и эконо­мических инструментов, рычагов и стимулов. Налоговое администрирование рассматривается в качестве фактора, обеспечивающего защиту финансовых интересов публично-правовых образований. Перечисляются основные рассматриваются направления совершенствования налоговой администрирова­ния в России на современном этапе с учетом возможностей применения опыта зарубежным стран. Эффективное выполнение задач налогового ад­министрирования является и одним важных условий финансового обеспече­ния государственной политики в социально-экономической сфере. В связи с этим в статье освящаются задачи налогового администрирования на макро и микроуровне. В качестве одного из направления улучшения работы нало­говых органов рассматриваются перспективы дальше ней цифровизации, способной обеспечить систематизацию поступающей информации с в соот­ветствии с разными поставленными задачами и существенно сэкономить время, затрачиваемое налоговыми специалистами на обработку документов, и повысит в конченом счете результативность их деятельности.

Налоговые поступления являются одним из основных источников формирования доходов бюджетов и призваны обеспечивать реализацию пуб­личных обязательств различных органов власти по развитию экономиче­ского потенциала и решению социальных проблем.

Одним из важных факторов защиты финансовых интересов публично-правовых образований является соблюдение экономическими субъектами налоговой дисциплины, обеспечение контроля за реализацией налоговых отношений со стороны специализированных институтов.

Налоговое администрирование, основываясь на законодательно установленных правилах взимания налогов и принудительной мотивации к их исполнению, призвано реализовать стратегические цели налоговой поли­тики, используя комплекс правовых и экономических инструментов, рыча­гов и стимулов.

Среди российских экономистов до сих пор отсутствует единство в пони­мании налогового администрирования. В таблице 1 представлены варианты трактовок определения «налоговое администрирование» различными авто­рами.

Таблица 1

Определение понятия «налоговое администрирование»

различными авторами

Авторы

Понятие «налоговое администрирование»

Александров И.М. [1, с. 19]

«управленческая деятельность налоговых органов, финансовых ор­ганов в сфере налогообложения»

Балихина Н.В. [2, с. 17]

«форма реализации правовой политики государства в финансовоэкономической сфере, которая заключается в систематической, основанной на положениях законодательства РФ деятельности системы федеральных финансовых органов специальной компетенции, направленной на осуществление правовых мероприятий процессуального характера, в целях обеспечения эффективности и полноты реализации прав и исполнения обязанностей участников отношений в сфере налогообложения»

Владыка М.В. [3, с. 31]

«Урегулированная нормой права деятельность государственного уполномоченного органа налоговой сферы, направленная на реализацию эффективной налоговой политики»

Иванов А.Е. [4, с. 8]

«Комплекс мер, направленных на полную и своевременную уплату всех налогов в максимальном объеме при минимальных издержках»

Кибанова А.Я. [5, с. 52]

«Все процессы и явления, связанные с налоговыми правоотношениями и включающие в себя также действия участников налоговых правоотношений, а значит, так или иначе и налоговое регулирование»

Мешкова Д.А. [6, с. 40]

«Под налоговым администрированием в первую очередь понимаются процедурные и процессуальные аспекты взаимодействия фискальных органов с обязанными лицами»

Ось О.С. [7, с. 67]

«Своеобразный механизм управления в налоговой сфере, заключающийся в повседневной деятельности налоговых органов или как комплекс мер, направленных на полную и своевременную уплату всех налогов в максимальном объеме при минимальных издержках»


Представленные определения в той или иной степени имеют отношение к имеющимся в сфере законодательного регулирования дефинициям таким как государственное управление налогообложением, механизм государ­ственного управления, налоговое правоприменение, налоговый контроль, налоговый процесс. Следует отметить, что такое понимание соответствует логике и содержанию рассматриваемого понятия.

В экономической современной литературе встречается некоторое отож­дествление терминов «налоговое администрирование» и «управление нало­говой системой». Понятие «налоговое администрирование» позволяет опре­делить его как управление и области налогообложения. Некоторые авторы определяют налоговое администрирование как динамически развивающу­юся систему управления модернизируемых налоговых органов в условиях рыночной экономики [1, с. 21].

Безусловно, содержание налогового администрирования шире, чем налоговый контроль, но при этом оно является органической частью управ­ления налоговой системой. Налоговое администрирование - это комплекс­ное понятие, требующее системного подхода.

Отсюда весьма широко понимание его содержания: от управления нало­говой системой и налогообложением в целом (наиболее широкое понима­ние) до деятельности налоговых органов по контролю за правильностью ис­числения и уплатой налоговых платежей (более узкое понимание). Но в лю­бом случае налоговое администрирование должно быть эффективным. Сущность налогового администрирования заключена в приведении процесса взимания налогов и возникающих отношений и связей между представите­лями налоговых органов и налогоплательщиков в соответствии с изменив­шимися производственными отношениями и формами хозяйствования.

Важным направлением изучения сущности налогового администрирова­ния является рассмотрение задач реализации государственной финансовой политики на макро и микроуровне. Задачи налогового администрирования на макроуровне (рисунок 1) включает в себя как элементы аналитики, ис­пользуемые в целях прогнозирования и планирования на макроуровне, так и нормотворческую деятельность, предполагающую дальнейшее развитие налогового законодательства.


Рис. 1. Задачи налогового администрирования на макроуровне

Не менее важными являются задачи, реализуемые органами налогового администрирования на микроуровне (рисунок 2).


Рис. 2. Задачи налогового администрирования на микроуровне

Эффективное выполнение задач налогового администрирования явля­ется и одним важных условий финансового обеспечения деятельности пуб­лично-правовых образований по реализации государственной политики в социально-экономической сфере.

Одним из возможных направлений совершенствования практики налого­вого администрирование в России может быть использование зарубежного опыта, изучения наиболее успешных практик, имеющих место в различных странах мира. Как вариант может быть рассмотрен опыт создания специальных органов государственной власти, выполняющих управленческую функцию в сфере налогообложения, и называющимися органами налогового админи­стрирования или налоговой администрацией. Они в свою очередь подразделя­ются на органы, отвечающий за установление налоговой политики и органы, непосредственно взимающие налоги и контролирующие их уплату [8, с. 8].

Возможности использования зарубежного опыта налогового контроля может быть осуществлено как путем внесения изменений в налоговое зако­нодательство, так и на основе заимствования передовых технологий. Зару­бежный опыт налогового контроля предлагает разные способы его осу­ществления. Конечный итог от интеграции уже использующихся российских методик и привлечения опыта иностранных государств должен демонстри­ровать положительное изменение, как в системе налоговых органов, так и в отношении населения к уплате налога и сбора [9, с. 116].

Так, при осуществлении организации контроля за уплатой налога за ру­бежом, повышенное внимание уделено сознанию гражданского долга населе­ния за счёт создания условий, при которых гражданин понимает, что неуплата налога и сбора негативно влияет на экономическое состояние страны.

По данным Службы внутренних доходов США всестороннее и системати­ческое проведение проверок приводит к повышению добросовестного отно­шения налогоплательщиков к исполнению своей обязательств. Указанная служба констатирует, что 82% налогов было в последние годы уплачено доб­ровольно. К такому результату ведомство двигалось н протяжении 15 лет, планомерно совершенствуя налоговую систему.

Далее обратимся к опыту Швеции. Совершенствование налогового ад­министрирование в данной стране строится на приоритетности вежливого и уважительного отношения к налогоплательщикам, повышении качества об­служивания граждан в ходе различных контактов с налоговыми органами [10, с. 21].

Большинство стран с развитым налоговым администрированием пришло к выводу, что построение взаимоотношений налоговых служб с населением на основе профессионализма служащих налоговых органов и доверия нало­гоплательщиков позитивно влияет на повышение законопослушности граж­дан, обеспечивает добровольность внесения налоговых платежей. Также большое значение имеет взаимодействия с налогоплательщиками, направ­ленные на полное и своевременное информирование о изменении в налого­вом законодательстве, просвещение в данной сфере.

В качестве еще одного успешного примера работы с населением может быть приведен пример Германии, где применяется практика единого теле­фонного номера поддержки налогоплательщиков, предоставляющего воз­можность, получит любую информацию о тех или иных налогах и сборах. Кроме того, повсеместно организованы консультационные пункты, в каждом налоговом органе можно обратиться к специалисту-консультанту по вопро­сам действующего налогового законодательства. Положительный опыт за­мечен и в работе со средствами массовой информации, для этого выделя­ются бюджетные средства, так как эти издержки оправдывают результат. Также в Германии регулярно проводят опрос населения (анкетирование или опрос), для выявления отрицательных и положительных сторон госструктур [7, с. 6].

Достаточно усилий в странах европейского сообщества обращено также на упрощение условий налогообложения физического лица, предполагаю­щей упрощение самой процедуры сбора налогов с физических лиц, взима­ние налога без непосредственного участия самого лица в этой процедуре. Налогоплательщик лишь оплачивает требуемую сумму в налоговый орган. В таком случае положительным является отсутствие контроля со стороны налогового органа как получателя поступлений налоговых платежей. При­мером может служить система установления фиксированных ставок налога, удерживаемых у источников выплат.

Так, в Норвегии всю ответственность за декларирование дохода, удержание суммы налога и перечисление на счет налогового органа возлагается на лиц, удерживающих налог (государствен­ное учреждение, организация), а от налогоплательщика не требуют ни сбора информации, ни её представление в налоговый орган. [11, с. 46].

Важный момент совершенствования налогового администрирования явля­ется развитие информационных технологий, позволяющих систематизировать поступающую информацию в соответствии с разными поставленными зада­чами. Безусловно, современное техническое оснащение позволяет экономить время налоговых специалистов и повышает результативность налогового ад­министрирования. В странах с развитым налоговым администрированием во­просы автоматизации налоговых процессов и совершенствования управления ими являются приоритетными в национальной политике [5, с. 91].

Например, в Австралии все организации пользуются методами регистра­ции своих слушающих в Интернет пространстве, что сокращает бумажный документооборот и уменьшает затраты времени и сил. В связи с этим не слу­чайно, что 21% работников налоговых органов в Австралии - это ГГ-специ-алисты [5, с. 93].

Далее отметим, что отдельное направление повышения эффективности налогового контроля является эффективное сотрудничество разных органов государственной власти и разработка единых мер по выработке политики в сфере противодействий уплате налогов и сборов.

Так, например, в Италии в основе организации системы налогового ад­министрирования лежит система партнерства налоговых органов с другими правительственными организациями и частными компаниями, среди кото­рых могут быть:

  • торговые палаты промышленников, ремесленников и аграрного сектора;
  • налоговая полиция;
  • налоговый архив и картотека плательщиков налога;
  • ведомства автомобильного реестра гражданских транспортных средств.

Интересным в этой связи представляется опыт Финляндии, где со­здан банк данных, ежедневно пополняемый различными экономическими субъектами. В базе содержатся данные кредитных бюро, аудиторов, ре­естры акционеров компаний, кадастр объектов недвижимости, данные пайщиков, директоров, управляющих и иных материально ответственных лицах. Эта база данных упорядочивает всю информацию о конкретных лицах, выделяет возможные группы риска граждан, ранее уклоняющиеся от уплаты налогов [7, с. 19].

Приведенные выше примеры организации налогового администрирова­ния в различных странах показывают, что основным направлением совер­шенствования данной сферы деятельности является всестороннее улучше­ния взаимоотношения налогоплательщиков и налоговых структур. Изучение опыта налогового администрирования в различных странах может дать немало ценной и полезной информации для улучшения системы налогового контроля в России, однако при этом следует учесть, как специфику внутрен­них экономических процессов, так и сложившиеся традиции взаимоотноше­ния российских граждан с различными органами государственной власти.


Список литературы

  1. Александров, И. М. Налоги и налогообложение / И. М. Александров. -М.: Дашков и К, 2017. - 317 с.
  2. Балихина, Н. В. Финансы и налогообложение организаций: учебник. / Н. В. Балихина, М. Е. Косов. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 623 с.
  3. Владыка, М. В. Налоги и налогообложение: Учебник / В. Ф. Тарасова, М. В. Владыка, Т. В. Сапрыкина; под общ. ред. В. Ф. Тарасова. - М.: КноРус, 2015. - 488 с.
  4. Иванов, А. Е. Налогообложение некоммерческих организаций / А. Е. Ива­нов, С. А. Иванов. - М.: КноРус, 2017. - 288 с.
  5. Кибанова, А. Я. Налоги и налогообложение / А. Я. Кибанова. - М.: КноРус, 2017. - 488 с.
  6. Мешкова, Д. А. Налогообложение организаций в Российской Федера­ции: учебник для бакалавров / Д. А. Мешкова, Ю. А. Топчи. - М.: Дашков и К, 2016. - 160 с.
  7. Ось, О. С. Комментарии к налоговому кодексу Российской Федерации / О. С. Ось. - М.: Ось-89; Издание 8-е, 2016. - 128 с.
  8. Бойко Н. Н. Опыт иностранных государств в сфере налогового адми­нистрирования // Политика, государство и право. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. иР.1_: http://politika.snauka.ru/2015/04/2862 (дата обращения: 25.06.2019).
  9. Косов М. Е. Налогообложение предпринимательской деятельности. Теория и практика: учебник для магистров / М. Е. Косов, Л. А. Крамаренко, Н. Д. Эриашвили. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 431 с.
  10. Паркинсон, С. Н. Закон и доходы / С. Н. Паркинсон. - М.: Интеркон­такт, 2017. - 100 с.
  11. Никулкина, И. В. Налогообложение участников внешнеэкономиче­ской деятельности: Учебное пособие / И. В. Никулкина. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 268 с.

Автор:

Теги: налоговое администрирование  взимание налогов  налоговая политика  цифровизация  зарубежный опыт  налоговые поступления  формирование доходов  налоговый контроль