Определяя понятие кадрового аудита именно в контексте трудового права, можно обратиться к любым источникам, прямо или косвенно относящимся к рассматриваемому вопросу. Например, к определению аудита, указанному в ст. 1, Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». При этом следует иметь в виду, что данный документ относится только к проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности и используется в данной статье с целью понять общее значение термина «аудит».
Так, вне контекста бухгалтерской (финансовой) отчетности аудит — независимая проверка аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности.
С точки зрения вида экономической деятельности, кадровому аудиту в полной мере подходит ОКВЭД 69.10 Деятельность в области права.
Также существует Приказ Роструда от 10.11.2017 № 655 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».
Взяв за основу три указанных источника и определяя понятие «кадровый аудит», можно прийти к следующему выводу:
- кадровый аудит — это деятельность в области права по проверке соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права с целью формирования мнения о наличии или отсутствии нарушений в области трудового права;
- целью кадровой проверки является сформированное мнение, ответ на вопрос о том, соблюдается трудовое законодательство, нормы трудового права или нет (например, порядок оформления приема на работу, требования по содержанию трудовых договоров, порядок и условия изменения трудового договора).
Перечень вопросов, содержащихся в 107 проверочных листах, утвержденных Приказом Роструда от 10.11.2017 № 655, в качестве ориентира и отправной точки окажет неоценимую помощь в проведении кадрового аудита.
Практическая значимость результатов проверки выражается в минимизации рисков негативных последствий, которые возникают при выявлении нарушений трудового законодательства, в чем бы они ни выражались.
Для ответа на вопрос «кто может проводить кадровый аудит?», обратим внимание на следующее.
Для независимой проверки совершенно свободно можно заключить договор оказания услуг с любым физическим или юридическим лицом без каких-либо ограничений, так как не существует федерального закона, который ограничивал бы права граждан и юридических лиц в этой области (ст. 1 ГК РФ). Основной критерий — компетентность исполнителя.
Несколько слов о независимости проверки, значимость которой переоценить невозможно. Опять же федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» содержит перечень лиц, которыми аудит не может осуществляться, определяя признаки такой независимости.
Например, адаптировав положение п. 1 ч. 1 ст. 8 Закона под «кадровый аудит» получается, что кадровый аудит не может осуществляться организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемого лица, его руководителем, или иным должностным лицом, на которое возложено ведение кадрового делопроизводства.
Подобным образом можно сформировать довольно полное с точки зрения законодателя представление о независимости проведения кадрового аудита.
Напоминая о 107 проверочных листах (Приказ Роструда от 10.11.2017 № 655), следует упомянуть и о Постановлении Правительства РФ от 08.09.2017 № 1080 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». Данное Постановление нормативно закрепляет, что предмет плановой проверки ограничивается перечнем вопросов в проверочных листах. В них затрагиваются наиболее значимые обязательные требования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. То есть других вопросов при плановых проверках трудовая инспекция задавать не имеет права. Отсюда можно сделать вывод, что этих вопросов может оказаться вполне достаточно для проведения текущей самопроверки.
Порядок проведения кадрового аудита на законодательном уровне также отсутствует. В связи с этим для начала можно перейти на сайт «Онлайнинспекция.рф». Данный ресурс полезен для оценки и приведения в соответствие с требованиями трудового законодательства существующих общественных отношений на предприятии с помощью интерактивного сервиса «Электронный инспектор». В результате самопроверки получаете заключение данного интерактивного сервиса об отсутствии или наличии нарушений в организации по тематике проверяемых трудовых отношений, а также возможность с помощью предоставленных инструментов устранить выявленные нарушения: инструкции, шаблоны и образцы документов, в 2018 году к имеющимся 125 проверочным листам, охватывающим все трудовые правоотношения, планируют добавить еще около 50.