По материалам: IFRS
Председатель Совета по международным стандартам финансовой отчетности Ханс Хугерворст (Hans Hoogervorst) выступил с речью на конференции Фонда МСФО, прошедшей недавно в Лондоне. По ходу выступления он рассказал о планах своей организации улучшить полезность финансовой отчетности по МСФО для ее пользователей и о том, что они собираются делать в рамках двух ключевых проектов - основных форм отчетности и менеджерских комментариев.
Фото: https://www.ifrs.org
В самом начале своей презентации г-н Хугерворст вспомнил, как в далеком 1958 году вышел в свет роман писателя Джузеппе Томази ди Лампедуза “Леопард” (“Il Gattopardo”), мгновенно ставший бестселлером. К сожалению, сам автор этого не увидел, поскольку скончался еще до публикации. Так же как, например, Винсенту ван Гогу и многим другим выдающимся представителям человечества, ему не суждено было стать свидетелем успеха собственного творения. Одна из крылатых цитат из книги “Леопард” звучит следующим образом: “Чтобы все осталось по-прежнему, все должно измениться”.
О чем это? В современном мире оставаться релевантным, полезным - представляет собой сложность для любого. Работаете ли вы в издательстве, финансах, сфере транспорта или бухучете, оставаться полезным означает постоянно адаптироваться к изменяющемуся окружению.
В мире стандартов МСФО изменения были постоянными практически всегда, с тех пор как все началось в 2001 году. Сначала Совету по МСФО пришлось “приводить в форму” стандарты, доставшиеся ему по наследству – как раз вовремя, к переходу на них Евросоюза в 2005 году. Далее пришлось справляться с последствиями финансового кризиса, параллельно завершая ряд доработок к учету финансовых инструментов, признания выручки, лизинговой отчетности, а уже ближе к нам – учету страховым контрактов. Большая часть этой работы уже позади, хотя и сегодня IASB тратит немало времени на поддержку последовательного перехода и применения этих стандартов. Но только лишь то, что большие реформы позади, еще не означает, что меняться далее уже некуда.
Вокруг происходит много вещей – отмечает Ханс Хугерворст. Меняется сама природа корпоративного сектора: “интеллектуальная экономика” провоцирует экспоненциальный рост нематериальных активов. Появляются все новые показатели “non-GAAP” (не оговоренные формально в стандартах), которые активно используют инвесторы. Они же проявляют все больший интерес к расширенной корпоративной отчетности, особенно в области долгосрочной устойчивости. И, конечно, растет влияние технологий, в том числе на подготовку и потребление финансовой информации.
Все это очень важные тенденции, но они не меняют фундаментальной сущности финансовой отчетности. МСФО – по-прежнему стандарт для рынков капитала, а на рынках капитала решающее значение по-прежнему имеет прибыль. Благодаря сравнимости и строгости стандартов составленный по МСФО отчет о доходах всегда останется самым важным для инвесторов инструментом прогнозирования будущих денежных потоков.
По всем этим причинам необходимо поддерживать полезность международных стандартов финансовой отчетности в этом меняющемся мире. И вот как Совет по МСФО собирается это реализовать.
Основные формы отчетности
Основная задача проекта по основным формам отчетности – обеспечить лучшую структуру и содержание финансовой отчетности по МСФО, в первую очередь отчета о доходах. Пока что он в данной системе имеет относительно свободную форму: определена выручка, определены прибыли или убытки, но не то, что между ними. На практике, однако, компании и пользователи их отчетности часто прибегают к промежуточным итогам, чтобы лучше показать результаты (или, соответственно, получить представление о них). Нехватка четкого руководства в данной области привело к нежелательному результату - неконтролируемому распространению самостоятельно определенных показателей “non-GAAP”.
Эти показатели могут быть полезны в объяснении различных аспектов деятельности компаний, поэтому Ханс Хугерворст уже в который раз обещает их не искоренять. Однако использование должно сопровождаться адекватным предупреждением – можно сказать, о возможном “вреде здоровью”, хотя в случае с международным стандартами речь идет скорее о “вреде качеству” информации.
Такие промежуточные показатели как операционная прибыль или EBITDA используются наиболее часто, но, несмотря на распространенность, организации определяют их очень по-разному. Как много инвесторов в курсе этого? Наверное, кто-то определенно в курсе, но большинство может оставаться в заблуждении.
Техническая команда разработчиков проанализировала 60 компаний из разных стран и отраслей экономики. Оказалось, что примерно 70% из них используют у себя операционную прибыль в качестве промежуточного итога, но эксперты насчитали не менее девяти различных ее вариаций, хотя название во всех случаях использовалось одно и то же. Кто-то включал в расчет инвестиционный доход, а кто-то – нет. Кто-то добавлял прибыль от совместной деятельности, другие этого не делали. Многие исключали из расчета элементы, которые они не относили категории операционных или “обычных”, но так делали далеко не все. Вот во что выливается финансовая отчетность в отсутствие стандарта.
Более того, слишком многие “нестандартные” показатели отражают приукрашенную картину результатов деятельности компаний, практически всегда показывая их более высокими по сравнению с теми, которые были бы получены с официальными данными по МСФО. Интересное исследование в США несколько лет назад продемонстрировало, что примерно 9 из 10 компаний индекса S&P 500 использовали в отчетности показатели “non-GAAP”, и у 8 из 10 это привело к увеличению отраженного в отчетности чистого дохода. “Основной доход” (“Core earnings”), один из наиболее частых показателей, оказался в среднем на 30% выше, чем ближайший ему показатель дохода по US GAAP. Хотя те данные касаются США, у компаний на МСФО ситуация похожая. Что же в связи с этим можно сделать?
Новые официальные показатели
Ханс Хугерворст говорит о том, что они сегодня пытаются улучшить сравнимость отчетности, официально определяя самые часто использующие индикаторы – это первый момент. Второй момент: если менеджерам по-прежнему нужны дополнительные цифры, чтобы точнее донести финансовые результаты до инвесторов, от них потребуют большей прозрачности и строгости в расчетах и представлении этих данных.
Первым и самым важным промежуточным показателем, который Совет по МСФО определяет сегодня официально, является операционная прибыль. Пожалуй, именно она имеет самое большое распространение в мире, хотя в МСФО до сих пор не была определена. Совет по МСФО видит ее как прибыль за вычетом расходов на финансирование, налогов, доходов и расходов по инвестициям. По словам Ханса Хугерворста, многие инвесторы, с которыми они говорили, считают такой подход наиболее точным отражением деловой деятельности организаций.
IASB прекрасно осознает, что это определение операционной прибыли плохо работает в случае с финансовыми институтами, в частности банками. По этой причине от финансовых институтов они собираются дополнительно потребовать включать в расчет расходы по финансовой деятельности, связанной с предоставлением финансирования клиентам (в конце концов, у банков это одно из основных направлений). Аналогичные решения подготовлены для страховых и инвестиционных компаний.
Второй важный промежуточный показатель, на котором решил остановиться Совет по МСФО – это прибыль до финансирования и налогов. По названию и так понятно, что он собой представляет: здесь из расчета исключаются расходы по финансированию, такие как процентные расходы по кредитам или облигациям, а также налоги. Инвесторы очень часто хотят сравнивать финансовые результаты до того момента, когда организации выплачивают проценты или налоги, так что новый показатель будет им в помощь. Можно сказать и так, что он позволит пользователям сравнивать между собой организации с разной структурой капитала.
Показатели управленческой отчетности
Помимо этих двух новых промежуточных итогов, проект по основным формам отчетности также предполагает обеспечение большей строгости и прозрачности показателей, которые останутся за рамками МСФО, но по-прежнему будут использоваться. Это показатели, которые все так же можно будет называть “non-GAAP”, хотя Совет по МСФО предлагает для них более красивое название: “показатели управленческой отчетности” – “Management Performance Measures” (или “MPMs”). Название дает четкое указание на то, что именно менеджеры используют их для объяснения финансовых результатов своим инвесторам.
Как отмечает глава IASB, они сегодня стремятся улучшить прозрачность в этой области, потребовав от менеджеров размещать показатели управленческой отчетности и сопутствующую информацию объяснительного толка централизованно, в рамках единого примечания к финансовой отчетности. Так инвесторам будет легче ее найти, потому что сегодня им приходится искать везде – и в самом годовом отчете, и вне его.
Кто-то скажет, что если добавить “MPMs” в финансовую отчетность, то тем самым как бы повысится статус показателей “non-GAAP”. Но важно посмотреть на это еще и вот с какой стороны: требования к этим показателям станут намного строже по сравнению с теми, какие предъявляются ими сегодня во многих мировых юрисдикциях. Менеджерам придется объяснять, как осуществлялся расчет показателя, и чем он так важен. Последовательность отражения и расчета придется соблюдать из одного отчетного периода в другой, поэтому если вдруг организация решит в силу тех или иных причин поменять выбранный ею показатель управленческой отчетности, их ей тоже придется объяснить.
Кроме того, дополнительная учетная дисциплина также подкрепляется требованием о реконсиляции собственноручно определенных показателей и ближайшим по смыслу промежуточным показателем, который определен в МСФО. Так инвесторам будет легче понимать, почему организация получила именно это значение, и что главнее – с чего вдруг менеджеры решили, что показателя по МСФО будет им недостаточно, чтобы раскрыть финансовые результаты максимально точно.
Еще один важный момент: “MPMs” не просто так добавляют в примечания, но и потребуют, чтобы их представление там отвечало требованиям стандарта МСБУ (IAS) 1. Это позволит избавиться от использующихся сегодня показателей, которые явно не сбалансированы. Более того, показатели управленческой отчетности будут проходить проверку у аудиторов, а это только поспособствует дисциплине. Ханс Хугерворст признает, что “MPMs” никуда не уйдут, но имеет на них большие планы в плане оказания помощи инвесторам с проведением анализа финансового состояния.
Дезагрегирование и необычные элементы
Помимо всего вышеперечисленного Ханс Хугерворст говорит о новом руководстве, которое поможет улучшить практику дезагрегирования. Многие компоненты отчета о доходах сегодня сливаются вместе в категорию “прочие доходы/расходы”. В практике встречались примеры, когда эта статья занимала более 50% общих расходов! Многих инвесторов это приводит в очень большую растерянность, однако с новым улучшенным руководством такое излишнее агрегирование станет затруднительным.
От компаний также потребуют раскрывать в примечаниях к отчетности составляющие доходов или расходов, которые они относят к “необычным” с точки зрения их величины и/или частоты возникновения. Очевидно, что для инвесторов это очень важная информация в плане прогнозирования будущих денежных потоков.
Корректировки необычных элементов часто встречаются там, где используются показатели “non-GAAP”. Это также область особенно широкого распространения избирательного подхода, так что неудивительно, почему на “необычных расходах” составители отчетности делают ощутимо больший акцент по сравнению “необычными доходами”. Это также одна из основных причин, почему не оговоренные в стандартах показатели показывают более высокие результаты по сравнению с отчетностью по МСФО. Инвесторам явно не помещает больше симметричности между двумя категориями необычных элементов.
Сложность в том, что трудно четко отнести что-либо к категории необычного, однако Совет по МСФО все же выпустит руководство, объясняющее, как это делать. Основная идея в том, чтобы зачислять в эту категорию лишь те элементы, которые имеют ограниченную предсказательную ценность – иначе говоря, можно обоснованно ожидать, что такие же элементы не появятся в отчетности еще несколько лет.
Влияние
Как ожидает сам Ханс Хугерворст, итоговое влияние всех этих предложенных нововведений на качество и полезность финансовой отчетности будет очень значительным. После своего завершения проект по основным формам отчетности придаст большую структурированность отчету о доходах и улучшит сравнимость, а улучшенная структура, в свою очередь, облегчит инвесторам поиск нужной информации для проведения того анализа, который им больше подходит. Кроме того, облегчится перевод отчетности в электронный формат.
Со временем пользователи отчетности научатся использовать новые, формально определенные показатели (операционной прибыли и прибыли до финансирования и налогов) в качестве строительных блоков для построения собственного анализа. А составители отчетности со временем могут пожелать снизить собственные трудозатраты на дополнительную реконсиляцию и перейти к более частому использованию промежуточных показателей по МСФО.
Улучшенная дисциплина вокруг показателей управленческой отчетности и необычных элементов ограничат простор для несбалансированного представления финансовой информации, а большая прозрачность информации по корректировкам, которые компании вносят в свои показатели “non-GAAP”, обеспечит инвесторов лучшим представлением о базовых стратегиях управления. Означают ли эти корректировки надежность стратегии долгосрочного создания стоимости, или же это просто попытка раздуть результаты сейчас? Ханс Хугерворст не думает, что не оговоренные в МСФО показатели уйдут в прошлое мгновенно, однако их распространенность (а тем более злоупотребления ими) со временем точно снизятся.
Менеджерские отчеты
Какие еще наработки Совета по МСФО актуальны для сегодняшних инвесторов? Конечно, проект “Основные формы отчетности” можно с полным на то правом назвать краеугольным камнем всей работы, но IASB также осознает его ограничения. Для примера, финансовая отчетность просто не способна дать полного представления о бизнес-модели организации или экономическом окружении. Кроме того, она не содержит информации о нематериальных активах (таких как деловые отношения), на которых строится успех любого бизнеса. Какая-то информация просто исключается из финансовой отчетности по весомым причинам, ведь определение стоимости нематериальных активов крайне субъективно и сопровождается большими сложностями с признанием и измерением.
Кроме этого, финансовая отчетность весьма ограничена в плане ориентированной в будущее информации, в частности, по зарождающимся проблемам устойчивого развития. Инвесторам сложно убедиться в том, что компании не отдают больший приоритет краткосрочным финансовым ориентирам, а не долгосрочному созданию стоимости, поскольку немедленного отражения в финансовой отчетности это не находит. Вот и получается, что распределение свободного капитала оказывается смещенным в пользу компаний, приоритезирующих краткосрочные финансовые цели, а не долгосрочное развитие, хотя должно быть все наоборот.
Ханс Хугерворст напоминает о “старом” практическом руководстве по составлению менеджерских комментариев, которое вышло еще в 2010 году. Оно необязательное по своей сути и помогает с написанием, что называется, вступления к годовой отчетности, хотя на самом деле должно расширять контекст – вот почему глава IASB предпочитает использовать термин “расширенная финансовая информация”.
За прошедшие девять лет многое изменилось. С бурным ростом технологических гигантов в разы вырос интерес к нематериальным активам. Именно менеджерские комментарии являются подходящим инструментом для представления более объемной информации о них.
Были и другие наработки в корпоративной отчетности, например, основы интегрированной отчетности <IR> от Международного комитета по интегрированной отчетности (IIRC); значительные изменения претерпела и такая область отчетности как “ESG” (где раскрывается информация по социальным и экологическим аспектам деятельности и корпоративному управлению). Девять лет назад предусмотреть ничего из этого было нельзя, а жалобы мировых инвесторов на качество и фокус получаемой ими информации не умолкает.
Для Совета по МСФО повышение актуальности финансовой отчетности означает помощь инвесторам с пониманием финансового влияния различных аспектов деятельности, которые нельзя адекватно отразить в финансовой отчетности. Реализуется это сегодня через обновление практического руководства по менеджерским комментариям. Составителей отчетности хотят побудить раскрывать больше данных о нефинансовых ресурсах, формирующих долгосрочный успех. И конечно, им очень желательно объяснять все ключевые тонкости устойчивого развития, включая влияние климатических изменений на их бизнес, ежели таковые могут считаться существенными.
Заключение
Оставаться полезными – задача для всех нас. Успех Совета основывается на успехе разработанных им стандартов МСФО – одних из самых успешных глобальных стандартов в истории. Оставаться полезными для IASB сегодня означает работать над улучшением структуры и качества финансовой отчетности и созданием платформы для дальнейшего развития корпоративной отчетности.
Стандарты МСФО также являются живым примером того, что можно реализовать благодаря продуктивной совместной работе над общей целью. Примеры такого тесного международного сотрудничества редко встречаются в наши дни, так что “Спасибо всем за постоянную поддержку”, - благодарит всех Ханс Хугерворст.
_________________________________
- См. также: Цифровизация, экономика и финансовая отчетность (20/06/2019)