Число зарегистрированных самозанятых превысило два миллиона. В первые два года существования данного режима “малышей” и тех, кто с ними работали, никто не трогал. Основная цель данного режима-выманить из тени тех, кто не был зарегистрирован как ИП или юридическое лицо. Но многие владельцы бизнеса стали рассматривать самозанятых как идеальный инструмент налоговой оптимизации. Почему? Да тут простая математика: С заработной платы работника нужно заплатить НДФЛ 13 % и страховые взносы - 30 % (14%, если являешься СМП). А самозанятый с доходов, полученных от юридических лиц, платит всего 13% - экономия налицо.
Запрет на работу самозанятых со своими работодателями
Налоговики предвидели это. В Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ был внесен пп.8 пункта 2 статья 6, согласно которому самозанятый не может получать доход по деятельности НПД от работодателя, если с момента расторжения трудового договора не прошло более двух лет. Иначе бы находчивые предприниматели массово перевели бы всех работников в самозанятых.
Недавно налоговая разработала специальную скоринговую систему, по которой отслеживаются:
- взаимосвязь работодателей и самозанятых
- источники выплат самозанятым
- периодичность выплат самозанятым
И, поверьте, если налоговая обнаружит, что самозанятый получал доход, отраженный по НПД от своего настоящего или бывшего работодателя, то обязательно пришлет требование о предоставлении пояснений и попросит доначислить с этих выплат НДФЛ и страховые взносы. Некоторые налогоплательщики уже получили такие требования. И с ними сложно поспорить.
Договор с самозанятым
Плательщики налога на профессиональный доход - такие же участники бизнеса как индивидуальные предприниматели или юридические лица. И взаимоотношения с ними регулируются Гражданским Кодексом РФ (ГК РФ).
Согласно ГК РФ Сделки можно оформлять:
- устно
- или письменно,
- обычным договором или с участием нотариуса.
Если сделка исполняется в момент совершения, она может быть устной. Но к некоторым сделкам установлены требования письменной и нотариальной формы, иначе договор считается недействительным.
Письменно нужно оформлять сделки:
- Если хотя бы одна из сторон — юридическое лицо.
- Если сумма больше 10 тысяч рублей, даже когда участники сделки — физическое лица. Независимо от суммы сделки, если письменная форма обязательна по закону.
- обмена документами на бумаге,
- по электронной
- или обычной почте.
Также можно принять оферту — договор будет считаться заключенным. Думаю, что, оплачивая покупки в интернете, покупая туры, часто видели договор-оферту, где в конце Вы ставите галочку, что со всеми условиями согласны.
Налоговики допускают любые формы сделок, если они не противоречат положениям ГК РФ, они могут совершаться устно или в письменной форме (простой или нотариальной).
Обратите внимание, что самозанятые могут заключать договор аренды, договор подряда, договор оказания услуг и т.п. Но крайне не рекомендую самозанятому при продажах использовать договор купли-продажи. Мы же помним с Вами, что плательщикам налога на профессиональный доход запрещено заниматься деятельностью, связанной с продажей товаров.
ФНС даже выпустила письмо №СД-4-3/2899 от 20.02.2019, в котором содержатся разъяснения относительно признания расходов на приобретение товаров (работ, услуг) у самозанятого лица в налоговом учете. В соответствие с позицией ФНС, основанием для признания расходов выступают следующие документы:
- договор с самозанятым в письменном виде;
- документы, подтверждающие получение товара (товарные накладные), работ, услуг (акты выполненных работ);
- чеки, сформированные самозанятым через приложение «Мой налог» и переданные покупателю/заказчику.
Расходы на услуги самозанятых могут быть учтены: плательщиками ОСНО – при расчете налога на прибыль; “упрощенцами” – при расчете налога УСН по ставке 15%. При этом плательщики ОСНО учитывают расходы по договору с самозанятым по дате поставки товара (выполнения работ, оказания услуг), а «упрощенцы» – по факту оплаты.
Никаких особенностей в отношении договоров с самозанятыми Гражданский кодекс не содержит. Но всё же к этим договорам нужно подходить внимательнее. Самый главный риск - это риск переквалификации гражданско-правового договора в трудовой. А это влечет последствия в виде доначисления налога на доходы физических лиц и страховых взносов.
8 правил для договора с самозанятым
- Наименование сторон. Никаких “работников” быть не должны. Стороны в договоре должны называться в соответствии с требования Гражданского кодекса, например: “Исполнитель” или “Подрядчик” и “Заказчик”. А также желательно добавить в наименовании стороны, которую представляет самозанятый формулировку типа “... являющийся плательщиком налога на профессиональный доход”
- Конкретный результат в договоре. В договоре не должно быть обобщенных наименований. Должен быть конкретный, измеримый результат работы. Самозанятый не может работать “отсюда и до обеда”. Он должен, например, “разработать проект гаража 12х10 метров и передать проектную документацию” . Об этом говорят нам и Арбитражные суды. В одном из решений было указано: “договоры возмездного оказания услуг не содержат согласованного сторонами конкретного предмета договора, содержащего подробное описание характера и видов, необходимых заказчику услуг, их периодичности, а также иных индивидуализирующих конкретные услуги признаков, что свидетельствует об отсутствии существенных условий договоров гражданско-правового характера”
- Стоимость работ. Если оклады сотрудников в Вашей фирме не превышают пятидесяти тысяч рублей, самозанятый получает практически свой максимум - сто девяносто тысяч рублей, то будьте уверены, что налоговая обязательно обратит на это внимание
- Порядок оплаты. Тут обязательно укажите обязанность самозанятого предоставить Вам чек. Ведь без чека расходы на услуги самозанятого нельзя будет учесть для уменьшения налоговой базы.
- Ответственность. В этом разделе обязательно пропишите штрафные санкции за непредоставление самозанятым чека и за несообщение им об утрате статуса плательщика налога на профессиональный доход
- Отсутствие постоянного рабочего места на территории Вашего офиса, цеха. Странно будет выглядеть, если самозанятый бухгалтер будет сидеть постоянно в Вашем офисе, пользоваться Вашей оргтехникой и канцтоварами.
- Отсутствие системности. Системный характер договора – это то, что определяет трудовые отношения. Работники систематически каждый день выполняют свою трудовую функцию. По гражданско-правовым договорам же обычно привлекают людей для выполнения определенной работы за конкретный промежуток времени
“Сотрудники, оформленные по гражданско-правовым договорам, осуществляют свою деятельность не по разовым заданиям Заказчика и не в один период (месяц, квартал), что могло бы относиться к гражданско-правовому договору, а перезаключают договоры без перерывов, выполняют лично однотипную работу, с одинаковыми условиями труда, то есть отношения носят системный, продолжительный характер” - это вывод Арбитражного суда по делу А57-4896/2019, на основании которого организации были доначислены страховые взносы
- Прочие условия. Тут я рекомендую вставить пункты типа:
- Стороны при заключении настоящего Договора исходили из того, что Исполнитель применяет специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ).
- При заключении настоящего договора Исполнитель предоставляет Заказчику следующие документы:
➢ справку о постановке на учет в качестве плательщика налога на профессиональный доход;
➢ справку о доходах, полученных в качестве плательщика налога на профессиональный доход за период: с момента регистрации по дату заключения настоящего договора
- В случае снятия Исполнителя с учета в качестве плательщика налога на профессиональный доход или утери им права на использование режима «налог на профессиональный доход» он обязуется сообщить об этом Заказчику письменно в течение 3-х дней с даты снятия с такого учета.
Кстати, статья 15 Трудового Кодекса РФ содержит прямой запрет на замену трудовых отношений гражданско-правовыми : “Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается”
Большая часть рекомендаций выше направлена на защиту прав тех, кто работает с самозанятыми. А выгодно ли самозанятым работать с юрлицами? Если Вы уже самозанятый и у Вас реально бизнес, то конечно же, да. Налоговая нагрузка чуть выше, чем если бы Вашим партнером было физическое лицо. При работе с физлицами ставка Налога - 4%, а при работе с юрлицами - 6%. Но 2%-это не та экономия, ради которой можно отказаться от клиентов.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что самозанятые - это особый класс предпринимателей. Но взаимоотношения с ними такие же, как и с другими поставщиками и подрядчиками. Например, в 1С мы отражаем акты и накладные, полученные от самозанятых в “Поступлении товаров и услуг” А оплату как “оплату поставщику”. И не забудьте проверить тарифы Вашего банка. Ведь при перечислении на счета физических лиц комиссия обычно берется в процентах от суммы оплаты. И не забываем, что все сделки должны быть реальными и иметь деловую цель.
Всем читателям данной статьи мы подготовили подарок: Форму договора с самозанятым. Вы можете найти ее по ссылке в шапке профиля в инстаграм @blog.pro.nalog