Как составить договор с самозанятым, чтобы спать спокойно

Практические советы

Автор:
Источник: ООО “Стандарты Аудита”
Опубликовано: 9 июня 2021

Число зарегистрированных самозанятых превысило два миллиона. В первые два года существования данного режима “малышей” и тех, кто с ними работали, никто не трогал. Основная цель данного режима-выманить из тени тех, кто не был зарегистрирован как ИП или юридическое лицо. Но многие владельцы бизнеса стали рассматривать самозанятых как идеальный инструмент налоговой оптимизации. Почему? Да тут простая математика: С заработной платы работника нужно заплатить НДФЛ 13 % и страховые взносы - 30 % (14%, если являешься СМП). А самозанятый с доходов, полученных от юридических лиц, платит всего 13% - экономия налицо.

Запрет на работу самозанятых со своими работодателями

Налоговики предвидели это. В Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ был внесен пп.8 пункта 2 статья 6, согласно которому самозанятый не может получать доход по деятельности НПД от работодателя, если с момента расторжения трудового договора не прошло более двух лет. Иначе бы находчивые предприниматели массово перевели бы всех работников в самозанятых.

Недавно налоговая разработала специальную скоринговую систему, по которой отслеживаются:

  • взаимосвязь работодателей и самозанятых
  • источники выплат самозанятым
  • периодичность выплат самозанятым

И, поверьте, если налоговая обнаружит, что самозанятый получал доход, отраженный по НПД от своего настоящего или бывшего работодателя, то обязательно пришлет требование о предоставлении пояснений и попросит доначислить с этих выплат НДФЛ и страховые взносы. Некоторые налогоплательщики уже получили такие требования. И с ними сложно поспорить.

Договор с самозанятым

Плательщики налога на профессиональный доход - такие же участники бизнеса как индивидуальные предприниматели или юридические лица. И взаимоотношения с ними регулируются Гражданским Кодексом РФ (ГК РФ).

Согласно ГК РФ Сделки можно оформлять:

  • устно
  • или письменно,
  • обычным договором или с участием нотариуса.

Если сделка исполняется в момент совершения, она может быть устной. Но к некоторым сделкам установлены требования письменной и нотариальной формы, иначе договор считается недействительным.

Письменно нужно оформлять сделки:

  • Если хотя бы одна из сторон — юридическое лицо.
  • Если сумма больше 10 тысяч рублей, даже когда участники сделки — физическое лица. Независимо от суммы сделки, если письменная форма обязательна по закону.
Договор можно заключить путем:

  • обмена документами на бумаге,
  • по электронной
  • или обычной почте.

Также можно принять оферту — договор будет считаться заключенным. Думаю, что, оплачивая покупки в интернете, покупая туры, часто видели договор-оферту, где в конце Вы ставите галочку, что со всеми условиями согласны.

Налоговики допускают любые формы сделок, если они не противоречат положениям ГК РФ, они могут совершаться устно или в письменной форме (простой или нотариальной).

Обратите внимание, что самозанятые могут заключать договор аренды, договор подряда, договор оказания услуг и т.п. Но крайне не рекомендую самозанятому при продажах использовать договор купли-продажи. Мы же помним с Вами, что плательщикам налога на профессиональный доход запрещено заниматься деятельностью, связанной с продажей товаров.

ФНС даже выпустила письмо №СД-4-3/2899 от 20.02.2019, в котором содержатся разъяснения относительно признания расходов на приобретение товаров (работ, услуг) у самозанятого лица в налоговом учете. В соответствие с позицией ФНС, основанием для признания расходов выступают следующие документы:

  • договор с самозанятым в письменном виде;
  • документы, подтверждающие получение товара (товарные накладные), работ, услуг (акты выполненных работ);
  • чеки, сформированные самозанятым через приложение «Мой налог» и переданные покупателю/заказчику.

Расходы на услуги самозанятых могут быть учтены: плательщиками ОСНО – при расчете налога на прибыль; “упрощенцами” – при расчете налога УСН по ставке 15%. При этом плательщики ОСНО учитывают расходы по договору с самозанятым по дате поставки товара (выполнения работ, оказания услуг), а «упрощенцы» – по факту оплаты.

Никаких особенностей в отношении договоров с самозанятыми Гражданский кодекс не содержит. Но всё же к этим договорам нужно подходить внимательнее. Самый главный риск - это риск переквалификации гражданско-правового договора в трудовой. А это влечет последствия в виде доначисления налога на доходы физических лиц и страховых взносов.

8 правил для договора с самозанятым 

  1. Наименование сторон. Никаких “работников” быть не должны. Стороны в договоре должны называться в соответствии с требования Гражданского кодекса, например: “Исполнитель” или “Подрядчик” и “Заказчик”. А также желательно добавить в наименовании стороны, которую представляет самозанятый формулировку типа “... являющийся плательщиком налога на профессиональный доход”
  2. Конкретный результат в договоре. В договоре не должно быть обобщенных наименований. Должен быть конкретный, измеримый результат работы. Самозанятый не может работать “отсюда и до обеда”. Он должен, например, “разработать проект гаража 12х10 метров и передать проектную документацию” . Об этом говорят нам и Арбитражные суды. В одном из решений было указано: “договоры возмездного оказания услуг не содержат согласованного сторонами конкретного предмета договора, содержащего подробное описание характера и видов, необходимых заказчику услуг, их периодичности, а также иных индивидуализирующих конкретные услуги признаков, что свидетельствует об отсутствии существенных условий договоров гражданско-правового характера”
  3. Стоимость работ. Если оклады сотрудников в Вашей фирме не превышают пятидесяти тысяч рублей, самозанятый получает практически свой максимум - сто девяносто тысяч рублей, то будьте уверены, что налоговая обязательно обратит на это внимание
  4. Порядок оплаты. Тут обязательно укажите обязанность самозанятого предоставить Вам чек. Ведь без чека расходы на услуги самозанятого нельзя будет учесть для уменьшения налоговой базы.
  5. Ответственность. В этом разделе обязательно пропишите штрафные санкции за непредоставление самозанятым чека и за несообщение им об утрате статуса плательщика налога на профессиональный доход
  6. Отсутствие постоянного рабочего места на территории Вашего офиса, цеха. Странно будет выглядеть, если самозанятый бухгалтер будет сидеть постоянно в Вашем офисе, пользоваться Вашей оргтехникой и канцтоварами.
  7. Отсутствие системности. Системный характер договора – это то, что определяет трудовые отношения. Работники систематически каждый день выполняют свою трудовую функцию. По гражданско-правовым договорам же обычно привлекают людей для выполнения определенной работы за конкретный промежуток времени

Сотрудники, оформленные по гражданско-правовым договорам, осуществляют свою деятельность не по разовым заданиям Заказчика и не в один период (месяц, квартал), что могло бы относиться к гражданско-правовому договору, а перезаключают договоры без перерывов, выполняют лично однотипную работу, с одинаковыми условиями труда, то есть отношения носят системный, продолжительный характер” - это вывод Арбитражного суда по делу А57-4896/2019, на основании которого организации были доначислены страховые взносы

  1. Прочие условия. Тут я рекомендую вставить пункты типа:

  • Стороны при заключении настоящего Договора исходили из того, что Исполнитель применяет специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ).
  • При заключении настоящего договора Исполнитель предоставляет Заказчику следующие документы:

➢ справку о постановке на учет в качестве плательщика налога на профессиональный доход;

➢ справку о доходах, полученных в качестве плательщика налога на профессиональный доход за период: с момента регистрации по дату заключения настоящего договора

  • В случае снятия Исполнителя с учета в качестве плательщика налога на профессиональный доход или утери им права на использование режима «налог на профессиональный доход» он обязуется сообщить об этом Заказчику письменно в течение 3-х дней с даты снятия с такого учета.

 Кстати, статья 15 Трудового Кодекса РФ содержит прямой запрет на замену трудовых отношений гражданско-правовыми : “Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается

Большая часть рекомендаций выше направлена на защиту прав тех, кто работает с самозанятыми. А выгодно ли самозанятым работать с юрлицами? Если Вы уже самозанятый и у Вас реально бизнес, то конечно же, да. Налоговая нагрузка чуть выше, чем если бы Вашим партнером было физическое лицо. При работе с физлицами ставка Налога - 4%, а при работе с юрлицами - 6%. Но 2%-это не та экономия, ради которой можно отказаться от клиентов.

 Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что самозанятые - это особый класс предпринимателей. Но взаимоотношения с ними такие же, как и с другими поставщиками и подрядчиками. Например, в 1С мы отражаем акты и накладные, полученные от самозанятых в “Поступлении товаров и услуг” А оплату как “оплату поставщику”. И не забудьте проверить тарифы Вашего банка. Ведь при перечислении на счета физических лиц комиссия обычно берется в процентах от суммы оплаты. И не забываем, что все сделки должны быть реальными и иметь деловую цель.

Всем читателям данной статьи мы подготовили подарок: Форму договора с самозанятым. Вы можете найти ее по ссылке в шапке профиля в инстаграм @blog.pro.nalog

Автор:

Теги: самозанятый  договор с самозанятым  ИП  НДФЛ  страховые взносы  НПД  налоговая  налог на профессиональный доход  индивидуальные предприниматели  оферта  ОСНО  УСНО