Издержки на судебные иски компаний отражаются в корпоративной отчетности в виде финансово-хозяйственной деятельности. К ним относятся выплаты экспертам, адвокатам и другим привлеченным лицам, расходы на уведомления о споре и др. Подобная информация в корпоративном учете имеет существенные преимущества для корпоративного планирования в дополнение к демонстрации прозрачности показателей деятельности компании, особо важных для других участников рынка и инвесторов.
Судебные издержки как бюджетный риск для компании
Однако часто расходы на сложные споры не могут быть определены из-за непредсказуемости сроков процесса и решения суда, так же как невозможно прогнозировать количество исков на год вперед. Это усложняет возможность просчитать размер бюджета на судебные издержки.
Таким образом, неопределенность вокруг исхода и сроков судебных тяжб делает судебные расходы для компаний рисковыми: компаниям приходится иметь резервы на сопровождение исков или перенаправлять средства с других проектов или прибыли компании.
Cегодня судебные иски позволяют привлечь финансирование от третьих сторон – инвесторов, для которых такие риски - это возможность в случае победы получить процент от суммы иска.
Рынок инвестиций в судебные процессы существует с начала 2000-х в США и других стран с развитой судебной системой, где объем рынка судебных споров значителен и активно развивается благодаря интернет технологиям - онлайн-площадок для инвестиций в судебные дела, таких как LexShares, Mighty и др. Кроме того, в США существует возможность совместного инвестирования в один иск. В России же инвестиции в судебные дела стали возможны с 2016 года благодаря сервису Platforma, который работает с исками с высоким потенциалом выигрыша от 70%.
Как компания зарегистрировала судебные издержки в качестве дохода (Как это работает)
Внешнее судебное финансирование развивается активно: инвесторы постепенно переходят от одного дела одного истца к портфельным инвестициям, что позволяет инвестору снизить свои риски от неопределенности по времени принятия решения судом, вкладывая средства в дела, находящиеся на разных этапах судопроизводства. В таких случаях соблюдается интерес и самих юристов, которые за счет снижения общего инвестиционного риска получают оборотные средства по меньшей цене.
Финансирование судебных тяжб третьими сторонами выгодно и самим компаниям-истцам: такой маневр исключения судебных издержек из годовых расходов улучшается финансовую отчетность компании.
Для наглядности рассмотрим следующий пример. Большая западная транснациональная компания Х тратила часть доходов на покрытие собственных судебных издержек. Без привлечения внешнего финансирования судебные расходы снижали ее финансовые показатели.
По правилам бухгалтерского учета, судебные издержки автоматически определялись как корпоративные расходы и, соответственно, уменьшали общую доходность компании. Усугубляло ситуацию и то, что по итогам судебных разбирательств возмещенные средства в виде компенсации регистрируются как неповторяющийся доход и не влияют на доходность.
Получается, что такой показатель компании, как EBITDA, снижается даже в том случае, когда финансируемый самой компанией иск в суде является успешным и выигранная компенсация его не повышает.
В результате компания Х решает привлечь внешнее финансирование для всех своих судебных издержек и заключает договор с третьей стороной. На этом основании фирма не только привлекает финансы на покрытие судебных расходов, улучшая тем самым свою отчетность, но и обеспечивает компании Х возможность зарегистрировать их в качестве дохода, не дожидаясь судебных решений, так как средства были предоставлены на безвозвратной основе.
Этот пример наглядно демонстрирует, как портфельные инвестиции в судебное производство на Западе предоставляют корпоративным клиентам целый ряд преимуществ.
Как юридические отделы могут улучшить отчетность компании (Перспективы рынка)
Более того, появилась тенденция включать в портфель судебных разбирательств не только иски, но и те дела, в которых компании выступают в роли ответчиков.
Такой подход позволяет компаниям по-новому оценить свои юридические отделы и относиться к ним не как к снижающим корпоративную доходность, а как к стимулирующим денежный поток.
Кроме внешних инвестиций в тяжбы определенных коммерческих компаний, значителен интерес инвесторов в судебные дела, которые ведет одна конкретная юридическая практика.
Авторитетные юридические практики с незапятнанной репутацией привлекают финансирование, например, для департамента по защите интеллектуальной собственности. Это позволяет им расширить свою операционную деятельность за счет не сильно платежеспособной клиентуры.
Например, в июле 2017 г. британская юридическая практика Shepherd and Wedderburn объявила о восьмизначной стоимости контракта, заключенного с Burford Capital, в рамках которого был составлен инвестиционный портфель из текущих и будущих судебных дел, финансируемых этим фондом.
Эти примеры наглядно демонстрируют высокий потенциал развития рынка внешних инвестиций в судебные иски компаний как в России, так и за рубежом.
И, несмотря на высокорискованность инвестиций в судебные процессы, данные сделки интересны для инвесторов с точки зрения возможности приумножения прибыли, а для компаний – с точки зрения доступного источника финансирования.