На недавней конференции AICPA в Лас-Вегасе один из экспертов рассказал в ходе своего выступления о новых методологиях аудита, которые со временем из экзотики должны превратиться в каждодневную реальность. Технологии на месте ведь не стоят, и закрывать на них глаза сегодня и никак не использовать для совершенствования своей работы – значит сознательно настраиваться на поражение от более продвинутых в техническом плане конкурентов. Мы пригласили российских экспертов подумать, каким может быть “аудит будущего” в России лет через 15-20, если предположить текущие темпы развития технологий. Отдельно поинтересовались, что они думают по поводу упомянутых в недавней новости подходов к проведению аудита – например, “виртуальном аудите” (когда группе проверяющих даже нет необходимости лично присутствовать в офисе клиента, потому что всю электронную документацию она просматривают удаленно) или “непрерывном аудите” (когда аудит проводится не раз в год, в “горячий сезон”, а частями – на ежеквартальной основе).
Кристина Ифтодий, Директор Моор Стивенс Москва:
Если пофантазировать на тему аудита в будущем, то могу с уверенностью сказать, что с каждым годом он будет все больше и больше приобретать цифровой формат. Я не удивлюсь, если лет через 15-20 я смогу применять технологии, которые позволили бы считывать мои мысли и записывать их на цифровые носители, например, на ноутбук. Есть компания – стартап США Илона Маска, которая активно работает в этом направлении, и уже есть первые результаты. Для меня это пока что-то из области фантастики - как говорят американские критики, “Beyond the mind” - но отрицать другую реальность уже нельзя.
Что касается России, то на данном этапе мы видим, как активно внедряются технологии в российские производства. И сегодня уже недостаточно быть профессионалом в вопросах аудита и разбираться в отрасли клиента. Также важно понимать, какие инструменты автоматизации в учете использует клиент, и оценивать возможность интеграции с нашими внутренними системами учета и контроля.
С каждым годом мы видим, как технологии помогают бизнесу развиваться. Но хочу также отметить, что важно не забывать и о целостном подходе. Автоматизация - это хорошо, но, как показывает практика, отдаваться на откуп технологиям опасно. Машина никогда не сможет ответить за качество предоставляемой услуги, а для проведения аудита качество - зачастую синоним успешности. Я б сказала, что будущее за “транспарентным аудитом”, где успех будет определяться симбиозом машины и человека.
Татьяна Иваненко, руководитель проектов департамента аудита КСК групп:
Полностью поддерживаем мнение Алана Андерсона в его видении аудита будущего. Само по себе заключение не несет собственнику пользы. Поэтому в нашей компании давно используется термин “прагматичный консалтинг”. Мы считаем, что только реальная польза может сделать аудит востребованной услугой. Глядя в будущее, мы внедряем ROI-подход, призванный показать собственникам бизнеса реальную пользу от проведения аудита, выраженную в числовых показателях.
С учетом сегодняшних темпов развития технологий виртуальный аудит - вполне реальная вещь даже для российского аудита. Все больше компаний переходят на электронные способы документооборота, а современные технические решения позволяют хранить в бухгалтерских базах данных всю информацию о процессах, включая первичные документы. Поэтому выезд в офис к клиенту вполне может стать формальностью, связанной с отдельными сложными случаями и необходимостью поддержания контакта между аудитором и клиентом.
Что же касается непрерывного аудита, то эта услуга одинаково удобна аудиторам и выгодна клиентам. Непрерывный консалтинг позволяет работать на опережение, своевременно отрабатывать замечания аудиторов, и снижает риск получения заключения с оговоркой по итогу года.
Валентин Островский, директор стратегических проектов CAF Group:
Аудит будущего должен быть целиком и полностью основан на новых современных цифровых технологиях и быть в электронной форме. Бумажная форма хранения и изучения документации – старый век, который старомоден даже сегодня. Получение отчетов и ответов на вопросы в реальном времени – вот то, к чему надо стремиться. И если сегодня используются облачные сервисы хранении и передачи информации, наверняка через 15-20 лет появится что-то новое, более совершенное и безопасное. И если западные компании уже постепенно осваивают новые методы и внедряют их в свое делопроизводство, в России на настоящий день дела с таким внедрением обстоят несколько хуже: у компаний нет средств, для того чтобы реализовать новые модели на практике.
При этом необходимо понимать, что освоение новых технологий неизбежно приведет к удорожанию стоимости услуг аудиторов. А к этому на настоящий момент готовы далеко не все компании и их инвесторы. Таким образом, будущее за нетрадиционными способами аудита, целью которых является не только повышение результативности, но и сокращение временных и прочих издержек. В итоге потребитель получит качественный продукт в самые сжатые сроки, анализ которого был проведен на основании последних достижений науки и техники.
Андрей Козлов, директор по организационному развитию и качеству Интеркомп:
Через 15-20 лет, с учетом сегодняшних темпов развития технологий в России, мне видится завершенным тот переход, который сейчас только наметился. А именно - расширение влияния аудиторской деятельности и аудиторских компаний на сферу стратегического, внутрикорпоративного управления, риск-менеджмента организаций до “ключевых” значений. Мне видится сращивание “чисто” аудиторской деятельности с консалтинговой, объединение компаний, занимающихся стратегическим консалтингом, с компаниями, функционирующими на рынке ИТ-разработок.
То понятие “непрерывного аудита” о котором говорит Алан Андерсон, выходит за рамки самого понятия “аудит”. Исходя из классического определения, аудит – “независимая проверка деятельности отдельно взятой организации с целью изучения достоверности финансовой отчетности компании…”. А проверка должна быть ограничена по срокам и ресурсам. Кстати, те же ограничения присутствуют и при определении проекта. В том числе и из-за этого соотнесение аудиторской деятельности в ее нынешнем понятии с проектной, на мой взгляд, было бы более логично.
В то же время понятие “непрерывного аудита” скорее можно отнести к регулярным функциям, не имеющим ограничений по срокам их осуществления. Исходя из цикла PDCA*, непрерывный мониторинг - одна из основ управленческого процесса. Следовательно, стратегическое планирование обязательно должно основываться на результатах независимого мониторинга и анализа, ведущихся непрерывно. Только так компания сможет оперативно реагировать на те риски, которые несет ее “контекст”, и добиться эффективности системы риск-менеджмента.
Такая модель с интеграцией всех управленческих функций (со всеми их составных частями) в рамках единого “сервисного центра” будущей аудиторской компании на основе современных ИТ-решений, на мой взгляд, способна быть востребованной клиентами.
*PDCA, или Цикл Деминга - от англ. “Plan-Do-Check-Act” , что означает “планирование-действие-проверка-корректировка” – GAAP.RU