“Клятва Гиппократа” как способ заставить аудиторов вести себя честно

Аналитические статьи, рейтинги
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 7 февраля 2018

Относительно недавно на Международном экономическом форуме в Давосе британский Теневой канцлер казначейства Джон МакДонелл (John McDonnell) на полном серьезе предложил обязать аудиторов приносить аналог Клятвы Гиппократа, которую и сегодня (правда, в несколько видоизмененном виде) дают будущие врачи, связывая себя тем самым этическими обязательствами. Этика в аудиторской деятельности, как это хорошо известно, также играет определяющую роль, но достаточно ли кодекса профессиональной этики для того, чтобы удержать аудиторов от разработки не совсем законных налоговых схем по поручению клиентов? С другой стороны, вряд ли стоит всерьез воспринимать клятву со скрещенными за спиной пальцами…

Егор Чурин, генеральный директор ООО “Инвест-аудит”, председатель Комиссии по обязательному аудиту Уральского отделения СРО “Российский Союз Аудиторов”:

По введению для аудиторов аналога Клятвы Гиппократа у меня сложилось неоднозначное ощущение. С одной стороны, говорить в современном мире о клятвах нелепо. Но с другой стороны, существует ряд серьезных этических профессий, в которых повышенная ответственность конкретного специалиста перед обществом достаточно высока.

Кодекс этики аудиторов закрывает ряд вопросов по ответственности перед обществом и является мощным инструментом по морально-этическому поведению в профессии. Такие аспекты есть и в других профессиях. Не случайно речь идет о Клятве Гиппократа, когда врач сам себе и обществу дает обещание. Возможно, для некоторых аудиторов такая клятва и повысит ответственность перед обществом. Но все-таки необходимо опираться на современные реалии. Клятва Гиппократа для аудиторов может быть интересным инструментом, который повысит статус профессии, но серьезно изменить ситуацию клятва не сможет. У аудиторов есть работающий инструмент – Кодекс этики.

Валентина Александрова, внутренний аудитор компании Acsour:

Очень сомневаюсь, что реализация этой идеи имела бы хоть сколько-нибудь существенный эффект на поведение аудиторов. Вообще, если бы существовал хотя бы один эффективный механизм, позволяющий влиять на морально-этическое поведение людей, мы бы жили в идеальном мире без войн, насилия и налоговых правонарушений. Но это утопия. Если быть более реалистичным, необходимо совершенствовать механизмы налогового контроля, а также внешнего контроля качества работы аудиторских организаций. Это позволит более эффективно бороться со схемами налогового уклонения.

Теги: Клятва Гиппократа  кодекс профессиональной этики  налоговые схемы  Кодекс этики аудиторов  морально-этическое поведение  Кодекс этики  налоговый контроль  внешний контроль качества работы  налоговое уклонение