Ключевые точки налогового скрининга контрагентов

Практические советы

Автор:
Источник: Бухгалтер.рф
Опубликовано: 30 Октября 2019

Многие предприниматели и организации уже столкнулись с налоговыми и коммерческими последствиями заключения сделок с неблагонадежными контрагентами. У кого-то была проведена выездная проверка. Кто-то не смог получить налоговый вычет и понес дополнительные расходы. Как минимизировать указанные выше риски? Начните с тщательной проверки новых контрагентов. Решить задачу можно двумя способами: самостоятельно, с помощью специалистов. И первый вариант не так сложен, как может показаться.

Предпосылки налогового скрининга

Проверка партнеров и контрагентов – вещь сама собой разумеющаяся для сознательного предпринимателя. Ее проведение существенно снижает риск нарваться на мошенников, запятнать репутацию сотрудничеством с однодневкой и понести финансовые потери. С 2017 года ко всему этому добавились и объективные налоговые риски (НК РФ ст. 54.1). Сделка с неблагонадежным контрагентом может сегодня дорого обойтись компании.

Главной проблемой является обоснование налоговой выгоды. Также при проверках предпринимателям нередко приходится доказывать реальность сделок. Если ИФНС признает налоговую выгоду необоснованной, не избежать доначисления налогов. Кроме того, придется платить штраф в размере 20% от недоплаченных взносов. В два раза финансовые потери увеличатся, если действия налогоплательщика будут признаны умышленными (НК РФ ст. 122). И вишенка на торте – пеня на сумму недоимки.

Хотите избежать штрафов? Всегда проверяйте контрагентов. О том, как это делать правильно, рассказали сами налоговики. ФНС сформировала критерии налогового скрининга (приказ №ММ-3-06/333, 30.05.2007, приложение 2). Они находятся в свободном доступе на официальном сайте ведомства.

Итак, откуда же брать данные для проверки контрагентов?

ЕГРИП/ЕГРЮЛ

Первая ключевая точка налогового скрининга – госреестр юрлиц или ИП. Если потенциальный контрагент ни в том, ни в другом не значится, вы имеете дело с фиктивной фирмой. Дальнейшая проверка не имеет смысла. Впрочем, как и сотрудничество.

Проверка контрагента по реестрам осуществляется по ИНН. По сути, других вводных данных не требуется. В ходе проверки налоговики рекомендуют обращать внимание не только на дату регистрации, информацию о юрадресе, учредителях, руководителе, но и на дополнительные сведения. Если есть пометка о недостоверности, от сотрудничества с контрагентом лучше воздержаться.

Сайт ФНС

Регистрационных сведений, естественно, недостаточно для качественной проверки ИП или компании. Включите в следующий этап налогового скрининга сайт ФНС. Здесь можно найти практически любую информацию о налогоплательщике.

Особое внимание рекомендуется обращать на данные, которые с недавнего времени не представляют налоговую тайну. Проверяйте информацию о среднесписочной численности, дисквалифицированных лицах, задолженности по налогам, общей сумме уплаченных налогов за год и т.п.

Отчетность

Из бухгалтерской отчетности компаний тоже секрета не делается. На сайте Росстата, в единой информационной системе ФНС можно получить всю необходимую информацию о деятельности потенциального контрагента. Правда, для ее анализа потребуется время. Но игра, однозначно, стоит свеч.

Обращать внимание в бухгалтерской отчетности необходимо на выручку, чистую прибыль, расходы. Анализ финансового состояния контрагента или потенциального партнера – обязательный этап налогового скрининга.

Судебные дела

Также сведения о благонадежности компании можно получить, проанализировав арбитраж и исполнительное производство. Проверка осуществляется по ИНН контрагента. Обращайте внимание не только на количество дел, но и на соотношение выигранных и проигранных процессов.

Автор:

Теги: налоговый скоринг  проверка партнеров и контрагентов  налоговые риски  сделка с неблагонадежным контрагентом  налоговая выгода  ЕГРИП  ЕГРЮЛ  фиктивная фирма  ФНС  налоговая тайна  бухгалтерская отчетность