Действующие законодательные акты Российской Федерации [1] следующим образом устанавливают уровни контроля качества работы аудиторских организаций и определяют качество их работы: контроль качества работы аудиторских организаций осуществляется на двух уровнях — внутреннем и внешнем *1.
*1 В настоящее время в международной практике различают три уровня контроля качества аудита: на уровне отдельных заданий по аудиту, аудиторских фирм в целом и на национальном уровне. В нашей стране первые два нижних уровня объединены.
Предметом внутреннего контроля качества являются выполняемые аудиторской организацией задания по аудиту и по оказанию сопутствующих аудиту услуг. Внутренний контроль качества осуществляется самими аудиторскими организациями в отношении указанных услуг. Принципы осуществления внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля устанавливаются федеральными стандартами аудиторской деятельности ФПСАД № 34 [2] и ФПСАД №7 [3].
Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов. Помимо этого, внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона № 307-ФЗ, осуществляет также Росфиннадзор — уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору.
Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторской организацией, аудитором требований настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.
Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля устанавливаются федеральным стандартом аудиторской деятельности ФСАД 4/2010 [4].
Кроме того, каждая саморегулируемая организация аудиторов в соответствии с принципами осуществления внешнего контроля качества работы и требованиями к его организации устанавливает правила организации и осуществления внешнего контроля качества работы своих членов, определяющие, в частности, формы внешнего контроля, сроки и периодичность проверок, в т. ч. проверок, осуществляемых членами саморегулируемой организации аудиторов в отношении других членов этой организации. Порядок назначения и осуществления проверки аудиторской организации уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору, перечень типовых вопросов программы указанной проверки, а также порядок оформления ее результатов устанавливаются Минфином России.
Настоящая работа посвящена применению количественных методов при проведении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций саморегулируемыми организациями аудиторов. Методология и конкретные процедуры проведения внешних проверок качества работы аудиторских организаций Росфиннадзором регламентированы нормативными актами [5] и в настоящей работе не рассматриваются.
В соответствии с требованиями ФСАД 4/2010 [4] при выполнении процедур внешнего контроля качества работы аудиторских организаций осуществляется:
а) оценка соблюдения проверяемой аудиторской организацией требований, установленных Федеральным законом № 307-ФЗ, а также уставом и требованиями к членству саморегулируемой организации аудиторов;
б) оценка правил внутреннего контроля качества работы аудиторской организации;
в) определение эффективности организации внутреннего контроля качества работы аудиторской организации;
г) оценка достоверности последней по времени отчетности аудиторской организации об аудиторской деятельности на основании результатов, полученных при выполнении процедур, указанных в пунктах а-г.
По сложившейся практике процедуры внешнего контроля качества в саморегулируемых организациях аудиторов, действующих в Российской Федерации, осуществляются путем заполнения контролерами качества *2 опросных листов *3, которые, согласно установленным требованиям ФСАД 4/2010, можно разделить на три группы.
*2 В различных саморегулируемых организациях аудиторов Российской Федерации контролеры качества называются по-разному, однако общие требования к ним одинаковы и установлены ФСАД 4/2010.
*3 Такая практика осуществления процедур внешнего контроля качества работы аудиторских организаций (контроля качества работы аудиторских фирм на национальном уровне) принята во многих странах.
1. Опросные листы оценки соблюдения проверяемой аудиторской организацией законодательных требований, установленных Федеральным законом № 307-ФЗ, а также требований, определенных уставом саморегулируемой организации аудиторов, членом которой является эта аудиторская организация, и требованиями к членству в этой саморегулируемой организации, в т. ч.:
- оценка соблюдения требований к учредителям (участникам) аудиторской организации;
- оценка соблюдения требований к численности аудиторов, работающих в аудиторской организации, и их профессиональному уровню;
- оценка соблюдения требований к регулярному повышению квалификации аудиторов;
- оценка соблюдения требований к порядку и срокам уплаты членских взносов, к сообщению об изменениях сведений об аудиторской организации и работающих в этой организации аудиторах в саморегулируемую организацию аудиторов;
- оценка соблюдения условия, согласно которому порядок выплаты и размер денежного вознаграждения объекту ВККР за проведение аудита (в т. ч. обязательного) не определяется оказанием аудируемому лицу прочих услуг и не зависит от него.
2. Опросные листы оценки соблюдения проверяемой аудиторской организацией требований к правилам внутреннего контроля качества их работы, включая требования стандартов аудиторской деятельности, кодекса профессиональной этики аудиторов, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций.
3. Опросные листы оценки эффективности организации внутреннего контроля качества работы объекта ВККР составляются путем проверки соблюдения правил внутреннего контроля качества работы объекта ВККР, а также рабочей документации аудитора по конкретным аудиторским заданиям по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности [4]. Такая оценка проводится на основании выборки аудиторских заданий, отобранных на основе анализа риска ненадлежащего проведения аудита и включающих задания, завершенные в период внешней проверки, и включает проверку и оценку:
а) наличия и эффективности внутреннего контроля качества работы объекта ВККР и качества выполнения аудиторского задания;
б) соблюдения Федерального закона № 307-ФЗ, федеральных (а также при необходимости международных) стандартов аудиторской деятельности, кодекса профессиональной этики аудиторов, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций;
в) достаточности, надлежащего характера, надежности аудиторских доказательств, содержащихся в рабочей документации аудиторской организации;
г) обоснованности аудиторского заключения с учетом обстоятельств выполнения аудиторского задания.
Во всех действующих документах, регулирующих проведение внешнего контроля качества работы аудиторских организаций в саморегулируемых организациях аудиторов, в нашей стране в качестве ответов на отдельные вопросы опросных листов, предусматривается только два: «да» или «нет», т. е. система оценки основывается на принципах детерминированной двоичной логики.
Одновременно предусматривается четырехуровневая (четырехбалльная) суммарная оценка качества работы аудиторских организаций.
1. Правила внутреннего контроля качества работы и эффективность организации внутреннего контроля объекта ВККР в должной мере обеспечивают соблюдение объектом ВККР и его работниками требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности», кодекса профессиональной этики аудиторов, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций. Нарушений и недостатков аудиторской деятельности в ходе внешней проверки не отмечено.
2. Правила внутреннего контроля качества работы и эффективность организации внутреннего контроля объекта ВККР в целом достаточны для обеспечения соблюдения объектом ВККР и его работниками требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности», кодекса профессиональной этики аудиторов, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций. В деятельности объекта ВККР отмечены отдельные недостатки аудиторской деятельности, характер которых не требует системных организационных мер для их устранения и/или применения мер дисциплинарного воздействия.
3. Правила внутреннего контроля качества работы объекта ВККР и эффективность организации внутреннего контроля объекта ВККР недостаточны для обеспечения соблюдения объектом ВККР и его работниками требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности», кодекса профессиональной этики аудиторов, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций. В деятельности объекта ВККР выявлены нарушения, а также недостатки аудиторской деятельности, характер которых требует осуществления системных организационных мер для их устранения.
4. Правила внутреннего контроля качества работы и эффективность организации внутреннего контроля объекта ВККР не обеспечивают соблюдение объектом ВККР и его работниками требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности», кодекса профессиональной этики аудиторов, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций. В деятельности объекта ВККР выявлены существенные нарушения, а также недостатки аудиторской деятельности, характер которых требует рассмотрения вопроса о принятии мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных СРО аудиторов *4, при этом отсутствуют четко определенные правила перехода от двоичной логики оценок по отдельным вопросам внешней проверки качества работы аудиторской организации к четырехзначной логике формирования окончательной оценки, иначе говоря, имеют место два обстоятельства, которые никак невозможно признать позитивными:
1) фактор субъективного профессионального суждения контролера качества имеет очень большое значение;
2) в сложившихся условиях при отсутствии каких-либо правил вывода практически невозможно автоматизировать процедуры внешнего контроля качества и, соответственно, снизить реальные затраты на их осуществление.
*4 Оценки «1» и «2» являются положительными, оценка «3» интерпретируется как условно положительная при наличии серьезных недостатков и может повлечь определенные дисциплинарные меры и, как правило, повторную внешнюю проверку качества, оценка «4» является отрицательной и влечет надлежащие меры дисциплинарного воздействия.
Несмотря на то, что ограниченный объем настоящей статьи не позволяет скольконибудь детально рассмотреть несколько сотен вопросов, включенных в опросные листы для практического проведения процедур внешнего контроля качества работы аудиторских организаций во всех СРО аудиторов, каждому читателю нетрудно убедиться в том, что на все вопросы, содержащиеся в опросных листах второй и третьей групп, допустимыми являются не два, а четыре варианта ответа.
1. «Да» (числовое значение 0) — содержание соответствующего пункта Правил осуществления внутреннего контроля качества работы аудиторской организации, а также их практическая реализация при выполнении аудиторских заданий полностью соответствуют требованиям применимого законодательства Российской Федерации.
2. «Да, но с некоторыми оговорками» (числовое значение 1) — содержание соответствующего пункта Правил осуществления внутреннего контроля качества работы аудиторской организации в основном соответствует требованиям применимого законодательства Российской Федерации, однако при выполнении отдельных аудиторских заданий его положения соблюдаются не полностью, при этом выявленный факт при приводит к существенному ущербу интересам третьих лиц.
3. «Скорее нет, чем да» (числовое значение 2) — содержание соответствующего пункта Правил осуществления внутреннего контроля качества работы аудиторской организации не полностью соответствует требованиям применимого законодательства Российской Федерации, но при его практическом применении искажения, возникшие при выражении мнения в аудиторском заключении, не приводят к существенному ущербу интересам всех групп пользователей аудиторского заключения *5.
*5 Здесь возникают два варианта практических ситуаций:
- пункт Правил осуществления внутреннего контроля качества работы содержит определенные нарушения применимого законодательства, однако его практическое применение не приводит к нанесению существенного ущерба интересам всех заинтересованных лиц;
- пункт Правил осуществления внутреннего контроля качества работы соответствует нормам применимого законодательства, однако на практике не выполняется или выполняется с нарушениями, которые тем не менее не приводят к нанесению существенного ущерба интересам всех заинтересованных лиц.
4. «Нет» (числовое значение 3) — содержание соответствующего пункта Правил осуществления внутреннего контроля качества работы аудиторской организации не соответствует требованиям применимого законодательства Российской Федерации, и/или его практическое применение в практике выполнения аудиторских заданий приводят (могут привести) к возникновению существенного ущерба интересам всех заинтересованных лиц *6.
*6 В качестве самых простых примеров упомянем отсутствие в Правилах осуществления внутреннего контроля качества работы положений, обеспечивающих неукоснительное соблюдение положений федеральных стандартов аудиторской деятельности ФСАД 5/2010 [6] и ФСАД 6/2010 [7] или невыполнение положений этих двух федеральных стандартов аудиторской деятельности при выполнении аудиторских заданий.
То есть можно говорить о применении недетерминированной двоичной логики при формировании ответов на опросные листы, а о применении четырехзначной логики *7, причем подчиняющейся правилам нечеткой логики [8].
*7 Принципиально можно говорить и о большем количестве вариантов ответов, однако обоснованно определить возможные, в т. ч. и «нечеткие» варианты ответа, минимально зависящие от субъективного профессионального суждения контролера, при количестве возможных значений ответов, большем четырех, оказывается затруднительным.
В отношении применяемых саморегулируемыми организациями аудиторов на практике вариантов опросного листа первой группы нетрудно видеть, что часть вопросов также допускает применение четырехзначной нечеткой логики *8; тем не менее ответы на отдельные вопросы допускают применение исключительно правил детерминированной двоичной логики. В первую очередь, это относится к таким вопросам, как:
- соблюдение законодательных требований к учредителям (участникам, акционерам) аудиторской организации;
- соблюдение законодательных требований к количеству аттестованных аудиторов, работающих в аудиторской организации по трудовым договорам;
- соблюдение законодательных требований к аудиторам, участвующим в выполнении заданий по обязательному аудиту лиц, перечисленных в части третьей статьи 5 Федерального закона № 307-ФЗ.
*8 Таковы, в частности, вопросы, относящиеся к соблюдению сроков уплаты членских взносов в СРО аудиторов, к соблюдению сроков информирования СРО аудиторов об изменениях в сведениях, содержащихся в реестре аудиторов и аудиторских организаций, к соблюдению сроков представления формы № 2-аудит в Минфин России. О соответствующих правилах выводов речь идет в настоящей статье далее.
Однако в приведенных и аналогичных случаях применяемые правила детерминированной двоичной логики могут быть выведены из общих правил работы с нечеткими множествами с помощью таких операций, как формирование классов абстракции и подходящих а-сечений [9], посредством которых описанные нечеткие значения 0 и 1 редуцируются в значение 0 в смысле детерминированной двоичной логики, а нечеткие значения 2 и 3 – в значение 1. При этом в целях унификации подхода к формированию выводов и в этих случаях целесообразно использовать не значения детерминированной двоичной логики, а два экстремальных значения, принятых в четырехзначной нечеткой логике: 0 и 3.
Такой подход позволяет, во-первых, разработать унифицированную математическую модель внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и, во-вторых, автоматизировать процедуры внешнего контроля качества на основании формирования совокупности правил вывода.
Поясним на нескольких примерах, что имеется в виду под правилами вывода.
Применительно к процедурам внешнего контроля качества работы аудиторских организаций существуют два множества правил вывода.
Первое множество правил вывода S – это правила вывода, которые должны использоваться контролерами при формировании оценок по отдельным пунктам опросных листов (будем называть их далее событиями) с применением четырехзначной нечеткой логики.
Здесь могут применяться, в частности, следующие правила вывода.
Пример 1. Оценивается событие А = «Нарушение срока информирования СРО аудиторов об изменениях сведений об аудиторской организации, содержащихся в реестре аудиторов и аудиторских организаций».
Правило вывода может быть сформулировано следующим образом:
ЕСЛИ А = 0 дней, ТО «Вывод» = 0 ИНАЧЕ (ЕСЛИ 0 дней < А <= 10 дней, ТО «Вывод» = 1 ИНАЧЕ (ЕСЛИ 0 дней < А <= 30 дней, ТО «Вывод» = 2 ИНАЧЕ («Вывод» = 3).
Пример 2. Оценивается событие В = «Нарушение сроков уплаты членских взносов в СРО аудиторов». Правило вывода может быть сформулировано так: ЕСЛИ В = 0 дней, ТО «Вывод» = 0 ИНАЧЕ (ЕСЛИ 0 дней < В <= 30 дней И «Событие В с таким значением имело место один раз за период внешней проверки», ТО «Вывод» = 2 ИНАЧЕ (ЕСЛИ В > 180 дней, ТО «Вывод» = 4 ИНАЧЕ («Вывод» = 3).
Пример 3. Оценивается событие С = «Соблюдение установленной в Правилах осуществления внутреннего контроля качества работы процедуры подтверждения требований к независимости аудиторов, участвующих в выполнении аудиторских заданий, в практике выполнения аудиторских заданий» (проверяется при оценке эффективности организации внутреннего контроля качества аудиторской организации путем выборочного контроля качества выполненных аудиторских заданий).
В качестве уровня существенности при оценке выполнения установленного требования выбрано значение, равное 5%.
Правило вывода имеет вид:
ЕСЛИ «С наступает во всех отобранных заданиях», ТО «Вывод» = 0 ИНАЧЕ (ЕСЛИ «Ненаступление С имеет место, но ниже уровня существенности (менее чем в 5% отобранных заданий)», ТО «Вывод» = 1 ИНАЧЕ (ЕСЛИ «Ненаступление С имеет место более чем в 5%, но менее чем в 15% отобранных заданий *9», ТО «Вывод» = 2 ИНАЧЕ («Вывод» = 3)).
*9 Здесь применяется хорошо известное в математической статистике правило 3σ для случаев нормального распределения вероятностей наступления события.
Пример 4. Оценивается событие D = «В случае несоблюдения требований к системе внутреннего контроля аудируемого лица, установленных Федеральным законом № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», аудиторская организация обязана исполнять требования ФСАД 5/2010 и ФСАД 6/2010» в практике выполнения аудиторских заданий (проверяется при оценке эффективности организации внутреннего контроля качества аудиторской организации путем выборочного контроля качества выполненных аудиторских заданий).
В качестве уровня существенности при оценке выполнения установленного требования выбрано значение, равное 5%.
Правило вывода может иметь вид:
ЕСЛИ «D наступает во всех отобранных заданиях», ТО «Вывод» = 0 ИНАЧЕ (ЕСЛИ «Ненаступление D _имеет место, но ниже уровня существенности (менее чем в 5% отобранных заданий)», ТО «Вывод» = 1 ИНАЧЕ (ЕСЛИ «Ненаступление D имеет место более чем в 5%, но менее чем в 15% отобранных заданий», ТО «Вывод» = 2 ИНАЧЕ («Вывод» = 3).
Второе множество правил вывода Š – это те правила вывода, с помощью которых контролеры на основании полученных четырехзначных оценок отдельных событий, сформированных на основании правил четырехбалльной нечеткой логики, формируют суммарную четырехбалльную оценку качества работы проверенной аудиторской организации на основании результатов выводов, сформулированных при оценке отдельных событий (пунктов опросных листов).
Это множество выводов Š, в свою очередь, декомпозируется на два подмножества Š1 и Š2. Подмножество Š1 содержит правила вывода суммарной оценки качества работы проверенной аудиторской организации, исходя из оценки тех событий, ненаступление которых (это события, связанные с проверкой соблюдения императивных требований применимого законодательства Российской Федерации и обязательных требований саморегулируемых организаций аудиторов) безусловно приводит к выставлению итоговой оценки качества, равной 3 или даже 4. Это подмножество событий, которому соответствует подмножество Š1, обозначим как Q1.
Подмножество остальных событий обозначим как Q2, а через Š 2 обозначим соответствующее подмножество правил вывода.
В качестве примеров правил вывода из подмножества Š 1 приведем следующие:
Пример 5. Оценивается событие Е = «Соблюдение законодательных требований к аудиторам, участвующим в выполнении заданий по обязательному аудиту лиц, перечисленных в части третьей статьи 5 Федерального закона № 307-ФЗ».
ЕСЛИ «Вывод в отношении Е» = 3, ТО «Итоговый Результат» = 4 ИНАЧЕ < Не влияет на результат>.
Пример 6. Оценивается событие (G = «Соблюдение законодательных требований к количеству аттестованных аудиторов, работающих в аудиторской организации по трудовым договорам» (в соответствии с нормами пункта 2 части 2 статьи 18 Федерального закона № 307-ФЗ для членства в СРО аудиторов численность аудиторов, являющихся работниками аудиторской организации на основании трудовых договоров, должна быть не менее трех, при этом организация является аудиторской только в том случае, если она является членом СРО аудиторов – часть первая статьи 3 Федерального закона № 307-ФЗ).
Правило вывода может иметь вид:
ЕСЛИ «Вывод в отношении (G» = 3 И «Факт нарушения события (3 имел место в период, когда ни один из договоров оказания аудиторских услуг в аудиторской организации не выполнялся» = <Истина>, ТО «Итоговый Результат» = 3 ИНАЧЕ (ЕСЛИ «Вывод в отношении G» = 3 И «Факт нарушения события (G имел место в период, когда ни один из договоров оказания аудиторских услуг в аудиторской организации не выполнялся» = <Ложь>, ТО «Итоговый Результат» = 4 ИНАЧЕ (<Не влияет на результат>).
Правила вывода из подмножества Š 2, соответствующие событиям подмножества Q2, определяются с помощью следующих процедур.
Правила вывода из подмножества Š2, соответствующие событиям подмножества Q2, определяются с помощью следующих процедур.
- Формируется общая таблица решений по всей совокупности указанных событий.
- Формируются четыре подмножества, на которые осуществляется декомпозиция подмножества Q2:
- Подсчитывается количество элементов n1, n2, n3, n4 каждого из подмножеств
- Рассчитываются значения параметров q1, q2, q3, q4, где qi = ni / n (Q2), где n (Q2) – количество элементов подмножества Q2.
- Определяется уровень существенности essQ, применяемый для формирования суммарной оценки качества на основании полученных значений относительной значимости q1, q2, q3, q4 оценок отдельных событий из подмножества Q2.
- Реализуются следующие правила:
ЕСЛИ (q1 >= essQ И q2 < essQ И q3 < essQ И q4 < essQ), ТО «Итоговый результат = 1»
ЕСЛИ (q1 >= essQ И q2 >= essQ И q3 < essQ И q4 < essQ И q1 > q2), ТО «Итоговый результат = 1»
ЕСЛИ (q1 >= essQ И q2 >= essQ И q3 < essQ И q4 < essQ И q1 <= q2), ТО «Итоговый результат = 2»
ЕСЛИ (q1 < essQ И q2 >= essQ И q3 >= essQ И q4 < essQ И q2 > q3), ТО «Итоговый результат = 2»
ЕСЛИ (q1 < essQ И q2 >= essQ И q3 >= essQ И q4 < essQ И q2 <= q3),
ТО «Итоговый результат = 3»
ЕСЛИ (q1 < essQ И q2 < essQ И q3 >= essQ И q4 >= essQ И q3 > q4),
ТО «Итоговый результат = 3»
ИНАЧЕ «Итоговый результат = 3».
Приведенные правила вывода могут дополняться и совершенствоваться с целью учета взаимосвязей между отдельными событиями и сравнения относительной важности оценок отдельных событий.
Рассматриваемый в настоящей статье подход к формированию математической модели внешнего контроля качества и получения количественных оценок контроля качества работы аудиторских организаций позволяет:
- уменьшать значение субъективных профессиональных суждений контролеров при формировании выводов и итоговой оценки качества работы проверяемых аудиторских организаций;
- реализовать процедуры автоматизации внешнего контроля качества, тем самым уменьшая затраты саморегулируемых организаций аудиторов на их проведение.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (в ред. 4 марта 2014 года) // Российская газета. — 2008. — № 267.
2. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности (ФПСАД) № 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях». — Постановление Правительства России № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» // Собрание законодательства РФ от 4 августа 2008 года, № 31, ст. 3734.
3. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности (ФПСАД) № 7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту». — Постановление Правительства России № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» // Российский бизнес — 2008. — № 47,
№ 48, № 49.
4. Федеральный стандарт аудиторской деятельности «Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля. ФСАД 4/2010», утвержден Приказом Минфина России от 24 февраля 2010 года № 16н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2010. — № 26.
5. Административный регламент исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности». Утвержден Приказом Минфина России от 11 января 2013 года, № 3н.
6. Федеральный стандарт аудиторской деятельности «Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита ФСАД 5/2010», утвержден Приказом Минфина России от 17 августа 2010 года № 90н (в ред. от 16 ноября 2011 года) // Российская газета. — 2010. — № 265; 2011 — № 234.
7. Федеральный стандарт аудиторской деятельности «Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита ФСАД 6/2010», утвержден Приказом Минфина России от 17 августа 2010 года № 90н (в ред. от 16 ноября 2011 года) // Российская газета, № 265, 2010; № 234, 2011.
8. Прикладные нечеткие системы // Под ред. Т. Тэрано, К. Асаи, М. Сугэно. — М.: Мир, 1993. — 368 с.
9. Рутковский Л. Методы и технологии искусственного интеллекта / Пер. с польск. И.Д. Рудинского. — М.: Горячая линия-Телеком, 2010. – 520 с.