Автор оригинальной статьи: Анжела Фойл (Angela Foyle), партнер по направлению финансовых услуг в BDO
Источник: International Accountant №98 (март-апрель 2019)
Несмотря на определенный успех в противостоянии финансовым преступлениям в последние годы, риск для профессиональных бухгалтеров оказаться по неосторожности замешанными в схемы отмывания остается большим. Каждый год, по оценкам, более £90 млрд. отмываются через нашу финансовую систему – это деньги, подпитывающие наркоторговлю, финансирующие террористическую деятельность и негуманные практики вроде торговли людьми и современного рабства.
Due diligence
Публикация в Великобритании итогов государственной оценки рисков отмывания денежных средств и финансирования терроризма в 2017 году в очередной раз высветила все реальные опасности для представителей бухгалтерско-аудиторской профессии по неосторожности оказаться замешанными в отмывание. Оценка показала четко, что такие виды деятельности как оказание услуг фондам или компаниям, транзакции с объектами собственности или подготовка/предоставление гарантии отчетности остаются областями с высоким риском злоупотреблений со стороны криминальных элементов. Если мы как профессионалы обязаны играть нашу важную юридическую или этическую роль в противодействии отмыванию денежных средств, нам необходимо пересмотреть свое отношение к комплексной проверке – due diligence – воспринимая ее далее не просто как упражнение по минимизации рисков, но как ключевую компоненту коммерческой стратегии компании.
Комплексная проверка от одного клиента к другому может очень сильно варьироваться. Чтобы провести ее правильно, начинать всегда необходимо с правильной оценки риска, что, по сути, означает задавать вопрос: “Кто такие мои клиенты?” Оценку эту надо производить не на основании их названия, но на основании их типа, размера, расположения, природы деятельности. Например, нужно спрашивать себя, не слишком ли много у нас клиентов с большой стоимостью, или не слишком ли ощутима доля международных корпораций или фирм, ведущих деятельность в более слабых правовых системах по сравнению с британской. С этой информацией на руках нужно далее разобраться, чем на самом деле занимается клиент: какие продукты и услуги предлагает, насколько рискованными они могут быть, что нам придется делать для клиента, и какие могут быть связанные с этим риски.
Индивидуальные клиенты
После того как мы провели этот анализ, можно переходить к сопоставлению каждого клиента по отдельности с идентифицированными ранее рисками. Для примера, если кто-то представляет собой самозанятого британского журналиста, который просто хочет посчитать свои налоги плюс, возможно, небольшие дивиденды по акциям, то его можно обоснованно отнести к категории с низким уровнем риска. Все, что придется для него сделать компании – это посчитать доходы, расходы и налоговые обязательства, и уровень требуемой здесь комплексной проверки будет диаметрально отличаться от той, что потребовался бы в случае с состоятельным клиентом, который вознамерился организовать ряд непростых схем.
Объем работ в рамках комплексной проверки должен также отличаться в зависимости от риска, создаваемого каждым отдельным клиентом. В некоторых случаях может потребоваться более тщательное изучение источников доходов, откуда клиенты берут деньги, и можно ли рассматривать эти источники заслуживающими доверия и легальными. Вы стремитесь к построению детального представления о клиенте, которому оказываете услуги. Очень важно, что наравне с противодействием финансовым нарушениям это несет с собой и другие преимущества.
Какие это преимущества?
Что обычно упускают из виду профессиональные бухгалтеры, так это тот факт, что существует прямая коммерческая выгода от проведения строгой и эффективной комплексной проверки. Говоря простыми словами, если вы не понимаете своих клиентов, в нашем мире очень маловероятно, что вы сможете дать им качественную рекомендацию, поскольку рекомендация часто зависит от коммерческой составляющей. Всегда в наших интересах понимать, что представляет собой бизнес клиента, как он его ведет и где именно – это будет означать, что мы оказываем более качественную услугу, и у нас меньше шансов “обжечь пальцы”. В конце концов, если вы хорошо проводите комплексную проверку, вы понимаете, способен ли клиент вообще выполнить свои финансовые обязательства перед вами.
После того как вы изучили клиента в достаточной степени, и у вас достаточно данных для уверенности в том, что они – те, за кого себя выдают, и занимаются именно тем, что утверждают, риски финансовых преступлений не только снижаются до операбельного уровня, но и вы сами получаете возможность предоставить обоснованную рекомендацию и руководство к действиям.
По опыту автора, процесс проведения эффективной комплексной проверки действительно имеет значение, но также очень важна развитая интуиция, чтобы отреагировать на любой “красный флажок”. Можно провести аналогию с врачом, который обследует 15 пациентов в похожем состоянии, но замечает, что у одного из них отличаются симптомы. Если у вас 15 компаний с бухгалтерскими счетами, которые выглядят определенным образом, но у одной все-таки отличаются, именно она должна привлечь ваше внимание.
Наилучший подход
Еще одно ошибочное представление заключается в том, что комплексная проверка – это мероприятие на один раз. Есть официальное требование проводить комплексную проверку каждый раз, когда вы берете себе нового клиента, но ведь также есть и обязанность осуществлять непрерывный мониторинг с периодическими пересмотрами в зависимости от оцененного риска, источником которого является клиент.
В отличие от банков, применяющих широкий спектр системных действий мониторинга транзакций, нам требуется немного другой подход. Необходимо, например, проводить пересмотр каждый раз, когда клиент просит о новой услуге. Если кто-то вдруг просит о налоговом консалтинге, хочет реализовать проект по финансированию или приобрести стороннюю компанию, любая из этих инициатив должна стать толчком для пересмотра комплексной проверки, включая получение ответа на вопрос, имеет ли вообще что-либо из этого смысл с учетом того, что вы уже знаете о данном клиенте.
Для примера, клиент просит вас заняться своими налогами в Великобритании. В его доходах вы не видите ничего необычного – никаких нерегулярных статей, и размер их в целом обычный. И вдруг неожиданно клиент изъявляет желание приобрести за £4 млн. новый лондонский таунхаус. Это должно автоматически привести к срабатыванию у вас сигнала тревоги, возможно, увеличив уровень кредитного риска по данному клиенту, и заставить повнимательнее присмотреться к его деятельности.
В примерах подобных этому, если неожиданный доход не имеет объяснения, следствием более внимательного изучение может стать решение о представлении сообщения о подозрительных финансовых операциях – Suspicious Activity Report (SAR) – одного из главных инструментов борьбы с отмыванием денежных средств. Важно понимать, что ценность таких сообщений заключается не в конкретной информации, которую они содержат, но общем понимании трендов и методологий отмывания, которое они обеспечивают, и общего набора данных, который пополняют собой. Потенциально они способны спровоцировать более широкие расследования, способные приподнять завесу над стоящей за “грязными” деньгами криминальной деятельностью.
Вот почему для нас как профессионалов, имеющих какие-то подозрения в отношении клиента, законной обязанностью является “поднять красный флажок” и предоставить SAR. Само собой, мы также обязаны убедиться, что все, о чем мы сообщаем, отражено аккуратно, детализировано, и представлено в правильном формате для эффективного изучения представителями Национального агентства по борьбе с преступностью (National Crime Agency - NCA). Этому процессу, несомненно, пойдет на пользу образец SAR, над которым представители профессии работали на протяжении прошлого года, и который должен быть представлен уже в этом году.
С социальными и экономическими издержками особо опасной организованной преступной деятельности в Великобритании, оцениваемыми в £24 млрд. в год (данные Опроса по особо опасной организованной преступности 2013 года), никогда не было столь важным для профессиональных бухгалтеров эффективно выполнять свою роль “финансовых стражников” и первой линии защиты против отмывания денежных средств. Это будет иметь двойной эффект: сохранение целостности британской финансовой системы при одновременном снижении репутационных и финансовых рисков для аудиторских компаний, могущих стать случайными жертвами незаконной деятельности.
Официальная кампания против отмывания
Министерство внутренних дел Великобритании в сотрудничестве с Национальным агентством по борьбе с преступностью и Accountancy Affinity Group пытаются поддерживать высокую осведомленность о рисках отмывания среди профессиональных бухгалтеров своей совместной кампанией “Flag It Up”, в рамках которой любого с потенциальным риском можно проверить на наличие “красных флажков”, таких как:
- (в случае с частными клиентами) излишняя скрытость, отказ предоставить необходимую информацию или документы, расхождения в том, что они говорят
- (в случае с фондами) необычность размера и источника финансирования, использование множества банковских счетов или иностранных счетов без обоснованной причины, перевод в- или из стран, относящихся к категории рисковых
- (в случае со всеми транзакциями) нестыковки в клиентских транзакциях, участие клиента в транзакциях, не соответствующих его обычной профессиональной или деловой деятельности, необычность транзакций с точки зрения их величины, природы, частоты или способа проведения