Первая часть статьи находится тут
Защита своих прав миноритарным акционером невозможна без использования им информации о деятельности общества. Умело применяемое право на получение информации способно причинить много хлопот генеральному директору.
Акционера, требующего от общества предоставления ему информации, могут назвать шантажистом или гринмейлером, но согласитесь, что негативная оценка его деятельности справедлива только тогда, когда целью гринмейлера является вымогательство. Когда же миноритарий для защиты своих прав требует правдивой информации о деятельности общества, то его действия и законны, и обоснованны, а уклонение акционерного общества от обязанности предоставлять или раскрывать информацию о своей деятельности справедливо наказывается сотнями тысяч рублей штрафа.
В руках умелого миноритарного акционера требование предоставления документов, анализ и использование полученной информации могут быть сильным оружием.
Предоставление информации
Под предоставлением информации акционерным обществом понимается обеспечение доступности информации определенному кругу лиц в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение этой информации.
Акционерное общество обязано обеспечить любому акционеру доступ к документам, перечисленным в статье 89 Федерального закона «Об акционерных обществах» (далее – Закон), за исключением документов бухгалтерского учета и протоколов заседания коллегиального исполнительного органа, которые предоставляются акционерам, имеющим в совокупности не менее 25 процентов голосующих акций общества.
Реализация права получения документов нередко сопряжена с известными трудностями. В соответствии со статьей 91 Закона требуемые документы должны быть в течение семи дней предоставлены заявителю для ознакомления в помещении исполнительного органа. Общество обязано по требованию акционера предоставить ему за плату копии документов. Обязанность оплачивать копии документов неоднократно использовалась для уклонения от предоставления документов. Как только заявитель просил изготовить копии, тотчас же общество выписывало счет, который отправляло ему по почте. Заявитель за семь дней не успевал оплатить счет, поэтому ему предлагали после совершения оплаты обратиться в общество с новым заявлением. Это не избавляло общество от обязанности допустить желающего к документам, но сильно затягивало процесс.
Но уже более года суды при рассмотрении споров, связанных с предоставлением информации, руководствуются Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 г. № 144 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ»:
«10. При рассмотрении споров, связанных с отказом хозяйственного общества в предоставлении информации, судам надлежит учитывать, что <…> общество не вправе отказывать участнику в предоставлении копий документов на том основании, что он не произвел предварительную оплату расходов на их изготовление, если иное не предусмотрено уставом общества».
Отказ общества в предоставлении документов может быть обжалован в суде, и по прошествии нескольких месяцев, но уже с помощью судебного пристава, требуемые документы могут быть получены.
Однако неисполнение требования о предоставлении документов грозит обществу крупным штрафом.
Кодекс об административных правонарушениях. Статья 15.19:
«1. Непредставление или нарушение эмитентом <…> порядка и сроков представления информации (уведомлений), <…> а равно представление информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации, <…> если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц – от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей».
Если генеральный директор общества не подозревает, что общество могут оштрафовать не менее чем на полмиллиона рублей, а акционер знает адрес регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам, рассматривающего жалобы на непредставление информации, наказание акционерного общества — это только вопрос времени. Причем наложение штрафа не прекращает обязанности предоставления документов, а последующее обращение с заявлением о том, что общество не предоставляет документы, неизбежно приведет к новому протоколу об административном правонарушении общества и новому штрафу.
Что и как требовать предоставить
Все документы, перечисленные в статье 89 Закона, условно можно разделить на два вида:
- документы, однозначно поименованные в Законе;
- документы бухгалтерского учета и документы бухгалтерской отчетности.
Вопрос о том, какие именно бухгалтерские документы надлежит предоставлять акционерам, неоднократно был предметом судебных споров.
В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» бухгалтерская отчетность акционерных обществ состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках с приложениями и аудиторского заключения (если отчетность подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии).
Акционерные общества, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета. Тем не менее, в соответствии со статьей 48 Закона собрание акционеров обязано утверждать годовую бухгалтерскую отчетность общества.
Из Определения Конституционного Суда РФ от 13.06.2006 г. № 319-О:
«Освобождение от обязанности ведения бухгалтерского учета применительно к деятельности открытого акционерного общества не исключает необходимость составления по данным об имущественном и финансовом положении и результатам хозяйственной деятельности бухгалтерской отчетности в установленной законом форме в целях обеспечения информационной открытости и возможности реализации акционерами своих прав, в том числе права получать информацию о деятельности акционерного общества».
Согласно позиции Минфина России, изложенной в Письме № 03-11-05/1, открытое акционерное общество, применяющее упрощенную систему налогообложения, в целях определения чистой прибыли и стоимости чистых активов обязано вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность по общеустановленной форме и представлять эту отчетность по требованию акционеров.
Казалось бы, применение упрощенной системы налогообложения не освобождает акционерное общество от обязанности составлять бухгалтерскую отчетность.
Но в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 г. № 144 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ» содержится иная точка зрения:
«18. Судам следует учитывать, что если участник обращается в хозяйственное общество с требованием о предоставлении документов бухгалтерской отчетности за пе – риод, в который такое хозяйственное общество было освобождено от обязанности ведения бухгалтерского учета (пункт 3 статьи 4 Закона о бухгалтерском учете), то общество не вправе отказывать в предоставлении информации, ссылаясь на отсутствие таких документов, а обязано сообщить участнику об отсутствии документов бухгалтерской отчетности и причинах их отсутствия, а также предложить ознакомиться с книгой учета доходов и расходов за соответствующий период, используемой организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения (статья 346.24 Налогового кодекса Российской Федерации), и (или) предоставить ее копию».
Таким образом, бухгалтерская отчетность в организациях, которые не ведут бухгалтерский учет, предоставляется акционеру в виде книги учета доходов и расходов.
Возможность ознакомиться с такой книгой фактически позволяет миноритарному акционеру получить то, что законом именуется документами бухгалтерского учета.
Интересуемся первичными документами
Достаточно долго суды исходили, главным образом, из того, что систему бухгалтерского учета составляют те регистры, которыми оперирует бухгалтер. Поэтому акционеры, владеющие более 25% голосующих акций, могли только мечтать о доступе к договорам и платежным документам, проливающим свет на хозяйственную деятельность общества.
Это положение коренным образом изменилось после публикации Письма Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 г. № 144:
“… в силу абзаца девятнадцатого пункта 1 статьи 89 Закона об акционерных обществах помимо прямо перечисленных в этом пункте документов общество обязано хранить иные документы, предусмотренные этим Законом, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества, органов управления общества, а также документы, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации.
Дополнительный перечень документов, которые общество обязано хранить и предоставлять по требованию акционера, установлен Положением о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утвержденным Постановлением ФКЦБ России от 16.07.2003 N 03-33/пс, а также Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558. В соответствии с этим Перечнем общество обязано хранить гражданско-правовые договоры, следовательно, они также должны предоставляться по требованию акционеров”.
Более того, Высший Арбитражный Суд полагает теперь, что акционеры, владеющие более 25% акций, помимо ознакомления с текстами договоров могут заглянуть и в электронные базы данных:
“14. В силу статьи 91 Закона об акционерных обществах, <…> участники хозяйственного общества при соблюдении установленных законом ограничений имеют возможность требовать предоставления доступа к документам бухгалтерского учета и (или) изготовления их копий.
При этом судам надлежит учитывать, что ведение обществом бухгалтерского учета с использованием специализированных компьютерных программ не освобождает его от обязанности обеспечить доступ участников к информации, содержащейся в компьютерных файлах, а также скопировать по требованию участника эту информацию на электронный носитель информации (в общераспространенном формате текстового компьютерного файла) и (или) перенести эту информацию на бумажный носитель с целью предоставления участнику. Плата, взимаемая обществом за предоставление электронной и (или) бумажной копии, не может превышать затрат на их изготовление, включающих цену приобретенного электронного хранителя информации, если он не предоставлен участником”.
Согласно Положению о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утвержденному Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16.07.2003 г. № 03-33/пс, проспекты (проспекты эмиссии) ценных бумаг, отчеты об итогах выпуска ценных бумаг, зарегистрированные в установленном порядке регистрирующими органами, подлежат постоянному хранению в организации. Следовательно, несмотря на то, что проспекты эмиссии и отчеты об итогах выпуска ценных бумаг относятся к периоду 1990-х годов, общество обязано предоставлять копии указанных документов.
Согласно Перечню типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденному Росархивом 06.10.2000 г., штатные расписания организации, изменения к ним хранятся постоянно по месту раз – работки и утверждения.
Таким образом, копии документов о численности, зарплате, реальной занятости персонала (штатное расписание) относятся к числу документов, копии которых в силу статей 89 и 91 Закона должны быть предоставлены акционерам, имеющим не менее 25% акций общества, по их требованию.
Раскрытие информации
Помимо обязанности акционерного общества предоставлять информацию по требованию акционеров, на общество возлагается обязанность раскрывать информацию о своей деятельности:
«1. Под раскрытием информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации <…> (из статьи 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»)».
Раскрытие информации осуществляется в виде:
- ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг (ежеквартальный отчет);
- сводной бухгалтерской (консолидированной финансовой) отчетности эмитента;
- сообщений о существенных фактах.
Существенными фактами признаются сведения, которые в случае их раскрытия или предоставления могут оказать существенное влияние на стоимость или котировки эмиссионных ценных бумаг эмитента. В форме сообщений о существенных фактах подлежат раскрытию или предоставлению сведения, перечисленные в статье 30 Закона «О рынке ценных бумаг», причем этот перечень не является исчерпывающим.
Вопросы раскрытия информации подробно регулирует Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденное Приказом ФСФР РФ от 04.10.2011 г. № 11-46/пз-н.
Это положение, пришедшее на смену аналогичному Приказу ФСФР РФ 2006 года, вступает в силу с сентября 2012 года и определяет порядок размещения информации в сети Интернет, предоставление бухгалтерской отчетности, ряд других вопросов.
Обязанность раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах возникает у акционерных обществ в случае эмиссии акций, сопровождающейся регистрацией проспекта ценных бумаг. К проспекту эмиссии приравнивается план приватизации, предусматривающий возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц. И хотя после начала чековой приватизации прошло уже более 19 лет, в стране существует много акционерных обществ, которые прошли через чековую приватизацию и сохраняют обязанность раскрывать информацию о своей деятельности.
Освобождение от обязанности раскрывать информацию
Освобождение общества от обязанности раскрывать информацию в форме ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактах в случаях, когда общество насчитывает менее 500 акционеров, возможно двумя способами.
Первый способ — принятие решения общим собранием акционеров в соответствии со статьей 30.1 Закона «О рынке ценных бумаг».
Второй способ — погашение акций, размещение которых породило обязанность раскрывать информацию.
Статья 30.1 Закона «О рынке ценных бумаг» вступила в силу в октябре 2010 года. В соответствии с этой нормой для того, чтобы освободиться от обязанности раскрывать ежеквартальные отчеты и существенные факты, общее собрание акционеров большинством в 75% голосов должно принять соответствующее решение и обратиться с заявлением в ФСФР России.
Решение общего собрания акционеров принимается в соответствии со статьей 92.1 Закона «Об акционерных обществах» большинством в три четверти голосов акционеров – владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров. Поэтому миноритарным акционерам, владеющим блокирующим пакетом акций и заинтересованным в том, чтобы общество продолжало раскрывать важную для них информацию, надо не пропустить собрания акционеров и не допустить принятия решения об отказе от раскрытия информации о деятельности акционерного общества.
Если же миноритарные акционеры блокируют принятие решения, то у общества есть иной, более сложный способ избавиться от обязанности раскрывать информацию.
Поскольку обязанность раскрытия информации связана с условиями размещения находящихся в обращении акций акционерного общества, то аннулирование размещенных акций и эмиссия акций на других условиях может избавить общество от докучливой обязанности раскрывать информацию. Погашение акций, находящихся в обращении, происходит при конвертации этих акций в новые акции, размещаемые обществом.
Проще всего это сделать путем дробления акций. Например, если в обществе были выпущены 1000 акций номиналом в 2 рубля и общее собрание решит осуществить дробление одной акции на две, то новые 2000 акций номиналом в 1 рубль будут размещены путем конвертации в них акций предыдущего выпуска. Такое решение принимается простым большинством голосов, но в результате его реализации, в ситуации, когда новые акции номиналом в 1 рубль были размещены среди менее чем пятисот акционеров, у общества исчезнет обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального бухгалтерского отчета и сообщений о существенных фактах.
Иски об обязании предоставить информацию
Акционеры, не получившие от общества требуемой информации, вправе обратиться в суд с иском об обязании предоставления документов. При этом истцу не требуется доказывания незаконности отказа или уклонения от предоставления документов. Для удовлетворения иска достаточно доказать наличие права на получение информации. Участники хозяйственных обществ не обязаны раскрывать цели и мотивы, которыми они руководствуются, требуя предоставления информации об обществе, а также иным образом обосновывать наличие интереса в получении соответствующей информации.
Акционеру может быть отказано в удовлетворении требования о предоставлении информации, если будет доказано, что его право на информацию обществом не нарушено. Об этом могут свидетельствовать, в частности, следующие обстоятельства: неоднократное заявление требований о предоставлении одних и тех же документов и (или) их копий при условии, что первое из таких требований было надлежащим образом удовлетворено обществом; заявление участником требование о предоставлении информации и документов, относящихся к прошлым периодам деятельности хозяйственного общества и явно не представляющих ценности с точки зрения их анализа (экономического, юридического (в том числе по причине истечения сроков исковой давности) и т. д.).
Как указал Высший Арбитражный Суд в Письме № 144, суд может отказать в удовлетворении требования участника, если будет доказано наличие в его действиях злоупотребления правом (статья 10 ГК РФ). Так, о злоупотреблении участником правом на информацию может свидетельствовать то, что участник, обратившийся с требованием о предоставлении информации, является фактическим конкурентом хозяйственного общества (либо его аффилированным лицом), а запрашиваемая информация носит характер конфиденциальной, относится к конкурентной сфере и ее распространение может причинить вред коммерческим интересам общества.
ВАС РФ подчеркивает: исследуя вопрос о злоупотреблении правом на информацию, судам необходимо иметь в виду, что о наличии у участника правомерного интереса в получении информации могут свидетельствовать, например, планирование истцом продажи своих акций или доли в уставном капитале (в том числе в ходе процедур банкротства истца), подготовка к обращению в суд с требованием об оспаривании решения органа или договора хозяйственного общества либо о привлечении к ответственности органов общества, а также подготовка к участию в общем собрании акционеров.
Однако на практике добиться отказа суда в удовлетворении иска о предоставлении информации по причине злоупотребления правом достаточно трудно. Суды неохотно выносят суждение о злоупотреблении правом, полагая, что такой довод использует лицо, обязанное предоставить информацию, но намеренно уклоняющееся от этой обязанности. И чем с большей настойчивостью общество говорит о злоупотреблении правом, тем больше оснований считать, что права миноритарного акционера нарушаются самым грубым образом.
Также непросто добиться судебного отказа в предоставлении информации вследствие наличия в документах конфиденциальной информации. Если документы, которые требует предоставить акционер, содержат конфиденциальную информацию о деятельности общества, в том числе коммерческую тайну, общество, прежде чем передать соответствующие документы и (или) их копии, может потребовать выдачи расписки, в которой акционер подтверждает, что предупрежден о конфиденциальности получаемой информации и об обязанности ее сохранять. Однако требование о необходимости выдать такую расписку суды считают обоснованным тогда, когда в акционерном обществе специальным документом установлен состав конфиденциальной информации и порядок доступа к информации.
Если документы, которые требует предоставить участник хозяйственного общества, содержат иную охраняемую законом тайну (государственную, банковскую и т. п.), общество предоставляет ему выписки из таких документов, исключив из них соответствующую ин – формацию. Одновременно общество обязано сообщить участнику об основаниях отнесения информации, содержащейся в этих документах, к охраняемой законом тайне.
Добиться в суде отказа в удовлетворении иска о предоставлении документов очень непросто. Также непросто избежать административного наказания за непредставление информации.
Административная ответственность
Мы уже ссылались на первую часть статьи 15.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Вторая часть этой статьи определяет размер наказания за нераскрытие информации:
«2. Нераскрытие или нарушение эмитентом <…> порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц – от семисот тысяч до одного миллиона рублей».
Но нельзя забывать и о том, что обязанность раскрытия информации в ряде случаев лежит на акционерах. Например, лицо, ставшее владельцем более 5% акций, обязано направить в общество соответствующее уведомление. Законом предусмотрен достаточный перечень обязательств акционеров по информированию общества. Уклонение от такой обязанности чревато наложением штрафа на виновника:
«3. Непредставление (нераскрытие) или нарушение <…> лицами, получившими право прямо или косвенно самостоятельно или совместно с иными лицами распоряжаться определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитентов <…>, участниками (акционерами) хозяйственных обществ, лицами, получившими полномочия, необходимые для созыва и проведения внеочередных общих собраний акционеров акционерных обществ, лицами, приобретающими эмиссионные ценные бумаги открытых акционерных обществ на основании добровольного, в том числе конкурирующего, или обязательного предложения, предусмотренного законодательством Российской Федерации об акционерных обществах, а также аффилированными лицами акционерных обществ и лицами, которые в соответствии с федеральным законом признаются заинтересованными в совершении акционерным обществом сделки, порядка и сроков представления (раскрытия) информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, <…> влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей».
Статьей 19.7.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредставление информации в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков.
«Непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориальный орган отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством и необходимой для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц – от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей».
Федеральная служба по финансовым рынкам, установив факт невыполнения обязанности по раскрытию информации, своим постановлением обязывает акционерное общество совершить необходимые действия.
Если же общество не выполнит в срок предписания ФСФР РФ, то на общество неизбежно будет наложен штраф, компенсация которого может стать предметом требования к генеральному директору.
Но это уже тема отдельной статьи.