Лизинг в России как исключительное направление деятельности

IFRS 16 Аренда
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 15 Июня 2016


В обсуждение недавней новости. Хотя перевод лизинговых компаний на МСФО мы как издание, преимущественно ориентированное на международную отчетность, всецело поддерживанием (впрочем, это наше субъективное мнение, которое мы никому не навязываем), очень хотели бы услышать мнение экспертов в отношении другого радикального предложения от совета по обеспечению финансовой стабильности. А именно - насколько удачной и экономически обоснованной им представляется идея выделения лизинга в качестве отдельного, притом исключительного направления деятельности, без права совмещения с каким-либо еще? Ведь если даже провести аналогию, скажем, со страхованием, то и оно не является исключительным, ведь многие банковские организации (по крайней мере, за рубежом) при выдаче кредитов предлагают своим клиентам услуги страхования, а новый IFRS 4 отнюдь не только для страховых компаний разрабатывается… Почему же здесь регуляторам вдруг потребовалась исключительность? Эксперты любезно согласились поделиться своим мнением по этому вопросу.


Максим Васин, Главный экономист Национального Рейтингового Агентства:

Во-первых, в настоящее время лизинговая деятельность относится к одному из редких сегментов финансового рынка, который не подлежит лицензированию и регулированию. Очевидно, что рано или поздно регулированию будет подлежать любая профессиональная посредническая деятельность на финансовых рынках: без полного контроля регулятора за всеми сегментами рынка невозможно эффективное влияние на него. На рынке давно созрело понимание того, что любая систематическая деятельность по предоставлению заемного финансирования должна подпадать под регулирование.

Что касается исключительности, то, по идее, таким образом удобнее и эффективнее осуществлять регулирование, определять нормативы ликвидности, достаточности капитала, коэффициенты для оценки качества активов, осуществлять надзор за деятельностью, проводить проверки. Это общая логика осуществления регулирования и надзора в финансовом секторе. Как правило, если внутри какой-то группы планируется развивать несколько направлений (лизинг и страхование, к примеру), то для этого создаются несколько специализированных компаний. Таким образом, по разным юридическим лицам разделяются отраслевые, кредитные и регулятивные риски, и никаких проблем для развития бизнеса требование об исключительности деятельности не представляет. У нас брокеры не могут заниматься управлением активами НПФ, управляющие компании не могут являться депозитариями, а банки НЕ могут оказывать услуги страхования – они просто выступают как агенты для дружественных страховых компаний. При этом ничто не мешает группе специализированных компаний продавать свои услуги в одном месте, организуя так называемый “финансовый супермаркет”.

Регулирование в лизинговой отрасли, с одной стороны, сделает отрасль более прозрачной и менее рискованной для кредиторов, с другой стороны - расходы компаний отрасли на соблюдение регуляторных требований, ограничений, подготовку и аудит отчетности по МСФО, специализированный учет и так далее будут повышаться, так что, скорее всего, в краткосрочной перспективе регулирование не приведет к удешевлению услуг лизинговых компаний для их клиентов. Однако в долгосрочной перспективе должно произойти снижение системных рисков отрасли через углубление стандартизации услуг, отчетности и анализа рисков, облегчение таких процессов как финансирование лизинга, секьюритизация прав требования по лизинговым контрактам, уступка (продажа) лизинговых портфелей и т.д.


Марк Гойхман, аналитик ГК ТелеТрейд:

Выделение лизинговой деятельности в исключительную необходимо из-за сочетания нескольких взаимосвязанных причин. Коротко их можно указать так: объемы, экономическая значимость и риски, необходимость отдельного регулирования.

Масштабы данной сферы в стране стали очень значимыми и даже сравнимыми с банковскими. По данным директора департамента финансовой стабильности ЦБ РФ Сергея Моисеева, нынешний объем рынка лизинга - 3 трлн. руб., по сумме кредитных требований он занимает 2-е место после банковского.

При таких размерах рынка лизинга стало просто необходимо регулировать как единую систему. Но пока у него нет госрегулирования. И, очевидно, выделение в исключительную деятельность – первый шаг для подготовки к этому. Ведь при сочетании предприятиями данной деятельности с иными отчетность и управление именно по лизингу затруднены (поэтому перевод их отчетности на МСФО можно только приветствовать).

Кроме того, государство хотело бы, чтобы компании “не распылялись” на несколько видов работы в связи с важностью и особенностями именно лизинговых операций. Лизинг идет по пути “исключительности” вслед за банковской, биржевой, страховой деятельностью. Так, например, выдача кредита банком может сопровождаться страхованием, но осуществляет его не банк, а специализированная страховая компания.

Причем необходимость исключительности лизинга именно сейчас связана с возросшей его значимостью как альтернативы кредитованию и повышением финансовых рисков из-за кризисных явлений в экономике. В сочетании это дает опасность больших системных сбоев из-за возможного банкротства крупных лизингополучателей (недавний пример – “Трансаэро”), а вслед за ними – лизинговых компаний. И такие риски могут быть выше, чем в страховании, и вполне сопоставимы по последствиям с дефолтами банков. В указанной сфере накоплен опыт их предотвращения и санации в единой системе под регулированием ЦБ России. А в лизинге такого просто нет.

И еще один аргумент: важность лизинга как инструмента обновления основных фондов, инвестирования, способствующего технологическому прорыву в экономике, развитию внутреннего производства.

Таким образом, выделение лизинга в исключительную деятельность, очевидно, пойдет на пользу самой данной сфере.


Михаил Модин, Генеральный директор ООО “Тройка Лизинг”:

Считаю данное предложение крайне неправильным и даже опасным для лизинговых компаний, т.к. его вступление в силу может парализовать их работу. Дело в том, что в процессе своей работы лизинговая компания использует ряд нелизинговых операций, например, купля-продажа объектов лизинга, перевозка объектов лизинга, агентская деятельность, в какой-то степени коллекторская деятельность и многое другое. По большому счету, лизинговая компания - это обычный хозяйствующий субъект, который занимается передачей имущества в аренду, как с переходом права собственности, так и без него. Самыми большими проблемами этот шаг может грозить лизингу недвижимости, т.к. в соответствии с российским же законодательством на собственника, т.е. лизинговую компанию, возлагается ряд обязательств, в частности, заключение договоров на аренду земельного участка, договора на ряд коммунальных услуг и т.д. Как в таком случае поступать, непонятно. Мне кажется, что тот, кто это предлагает, либо плохо проработал вопрос, либо есть какие-то конкретные виды деятельности, которые хотят запретить лизинговым компаниям, но тогда их нужно перечислить, а до тех пор это не предложение, а сотрясание воздуха.
Теги: лизинговые компании  МСФО  лизинговая деятельность  заемное финансирование  нормативы ликвидности  достаточность капитала  качество активов  регулирование и надзор  исключительность деятельности  подготовка и аудит отчетности  лизинговые портфели  лизинго