По материалам: CFO
У многих компаний по итогам первого квартала запасы наличности снизились, но о чем именно это может говорить – о слабых финансовых результатах, или о восстановлении инвестиционной деятельности?
По итогам первого квартала текущего года, 34% американских компаний урезали свои запасы наличности, а доля тех, кто сделал прямо противоположное – 40%, свидетельствуют данные Ассоциации финансовых профессионалов (Association for Financial Professionals ). Именно эту разницу в 6% AFP предлагает считать финансовым индикатором, показывающим долю компаний на рынке с более высокими показателями ликвидности в сравнении с долей тех, у кого ликвидность сокращается. Колебания этого показателя могут быть очень значительными в силу ряда причин, многие из которых в макроэкономическом анализе довольно легко объяснимы.
Как пример, в четвертом квартале 2020 г. показатель составлял 39%, поскольку в конце непростого года, когда еще даже не стартовала вакцинация, больше половины коммерческих организаций накапливали наличные средства (таковых было 56%), а остальные 17%, осознанно или вынужденно, но избавлялись от своих запасов наличности. Вывод о прошлогодней осторожности организаций, стремящихся обеспечить себя подушкой безопасности в кризисных условиях, лишь подтверждает разница по сравнению с прошлым годом, когда на 22% было больше тех, кто наращивает наличные средства в кассе. Отличие ситуаций годом ранее и сейчас вполне очевидно: если тогда все сидели в локдауне, то теперь бизнес постепенно возвращается к нормальному, насколько это возможно, функционированию.
Источник: AFP
Но что тогда может означать непривычно низкое (если проводить сопоставление с историческими данными) значение по итогам первого квартала? Неужели постепенная отмена государственной поддержки и подошедшие сроки выплат только сейчас так сильно сказались на финансовых результатах более чем одной трети американских организаций? “6%”, хоть и с положительным знаком – действительно необычно. По данным Ассоциации финансовых профессионалов, на таком низком уровне он в последний раз был в апреле 2019 года. При этом 34% как доля тех, кто заявил о снижении своих запасов наличности в первом квартале текущего года – это самый большой процент заявляющих подобным образом аж с января 2011 года, то есть за более чем десять лет.
Конечно, причины могут быть различными, и довольно часто все действительно объясняется возобновлением инвестиций в рост именно сейчас, когда это стало возможным. Однако многие принявшие участие в опросе действительно признались, что в их случае основной причиной банально стали слабые итоги работы в начале года, вынудившие их использовать часть наличных резервов. Ровно год назад, по состоянию на 31 марта, 43% наращивали запасы наличности, уже будучи в курсе начала мировой пандемии, а 22%, напротив, их сокращали.
Впрочем, инвестиции и, как следствие, снижение наличности могло бы охватить в США даже большее число компаний, если бы у них было чуть больше определенности относительно экономических условий. Только вот ее нет. Поэтому, с одной стороны, они не стремятся все “проедать” сразу же, как только забрезжил свет в конце туннеля, а с другой – для многих в начале года еще действовала возможность получить антикризисную помощь федерального правительства, в том числе в виде прямых вливаний наличных средств, и это только сильнее нарастило запасы.
Что еще интересного можно отметить по поводу результатов исследования запасов наличности в исполнении AFP? То, что они чуть больше смещены в сторону малого и среднего бизнеса: 39% участников апрельского опроса оказались компаниями с годовой выручкой не более $100 млн., а 29% - крупным бизнесом с годовой выручкой более $1 млрд. Возможно, из-за смещения данных в выборке делать выводы на основе полученных результатов некорректно?
Предположим, что так. Но расчет индикатора, очевидно, не представляет трудностей – достаточно иметь статистические данные. На основе информации от S&P Capital IQ - исследовательского подразделения S&P Global – деловой портал CFO уже самостоятельно обнаружил, что из 877 публичных организаций США (без учета представителей отрасли финансовых услуг) с годовой выручкой между 10 и 100 млн. долларов 44% в первом квартале этого года уменьшили свои запасы наличности по сравнению с концом прошлого года. Таким образом, вывод AFP все-таки подтверждается результатами расчетов по другой выборке, и сегодня запасы ликвидности у американского бизнеса действительно тают.
Кроме этого, Ассоциация финансовых профессионалов также предлагает смотреть на прогнозы относительно наличности и краткосрочных инвестиций на следующий квартал, которыми в ходе опроса просят поделиться финансовых руководителей. Как оказалось, если брать прогнозируемые результаты по итогам второго квартала 2021 г., то на них можно смотреть как в положительном, так и негативном ключе.
По данным AFP, 30% к концу июня собираются увеличить запасы наличности, а 29% предполагают сокращение, что дает +1% в ожиданиях. В конце января этого года лишь 15% финансовых директоров прогнозировали увеличение, и двукратный рост числа оптимистов, конечно, свидетельствует о постепенном оживлении экономики. А если вспомнить прошлый год, то на всей его протяженности по вполне очевидной причине финансовое руководство делало негативные прогнозы, причем на старте пандемии в марте доля таких составляла 40%. То, что сейчас компании приступили к “пополнению запасов”, может свидетельствовать о здоровом финансовом состоянии.
И в то же время негативная интерпретация этих прогнозов может говорить о намерении бизнеса вернуть докризисные показатели ликвидности, пока есть такая возможность. Это дополнительное замечание придает всему мрачный оттенок. AFP проводит подобные опросы не впервые, поэтому уже сталкивалась с феноменом, когда в ожидании сокращения запасов наличности в текущем квартале финансовые руководители прогнозировали их увеличение в следующем. Если в этот раз прогноз положительный, значит ли это, что первое полугодие большинство окончит на нисходящей стадии цикла? Несмотря на то, что многим хотелось бы воспринимать все с оптимизмом, сохраняющаяся после пандемии неопределенность допускает и негативный вариант развития событий.
“После экстремально бурного года, в течение которого мы наблюдали значительное число смертей в результате пандемии, рекордную безработицу, компании, вынужденные навсегда закрыться, и организации, борющиеся со своими проблемами с ликвидностью, чтобы удержаться на плаву, вызывают воодушевление признаки восстановления и осторожный оптимизм казначеев и финансовых профессионалов”, – комментируют представители Ассоциации финансовых профессионалов итоги своего последнего на сегодня исследования.