Маркировка товаров: что о ней нужно знать импортерам

Корпоративное право

Автор:
Источник: https://impkaz.ru
Опубликовано: 29 октября 2019

Вы решили стать импортером товаров из Казахстана в Россию, например, шуб или сигарет. Составили бизнес-план, нашли поставщиков, выделили средства на первый закуп. Что дальше? Маркировка.


На территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в который входят Россия, Казахстан, Киргизия, Армения и Белоруссия, действуют требования к обязательной маркировке товаров. Процесс находится на стадии проведения пилотных проектов, но уже сегодня торговать немаркированной продукцией запрещено законом. Какие плюсы дает маркировка и что о ней нужно знать импортерам казахстанских товаров в Россию?

Обязательная маркировка продукции подразумевает нанесение на товары контрольных идентификационных знаков, которые позволят полностью отслеживать товар с момента ввода и до вывода из оборота. Основная цель введения маркировки — борьба с контрафактом. Кроме того, она призвана упростить торговлю между странами-участницами ЕАЭС, ускорить растаможку за счет внедрения электронного товарооборота. По замыслу разработчиков, промаркированный товар будет легко проследить и проверить его качество.

Инициатором введения маркировки товаров на пространстве ЕАЭС выступила Россия. В утвержденный перечень товаров, которые с 1 марта 2019 года подлежат обязательной маркировке, входят меховые изделия и некоторые лекарственные средства, табачная продукция, одежда и обувь, молоко, духи, шины и другие товары. В планах РФ - ввести полную маркировку всех выпущенных и ввозимых товаров до 2024 года.

По словам директора Департамента экономической интеграции Нацпалаты Индиры Садвакасовой, в Казахстане перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, пока не утвержден. В стране еще идут пилотные проекты, по результату которых будут приняты соответствующие решения.

«В Республике Казахстан, в соответствии с законом о торговой деятельности, для утверждения конкретной товарной позиции к обязательной маркировке необходимо провести пилотный проект, по его итогам провести анализ целесообразности и анализ регуляторного воздействия. В пилотном режиме маркируются меховые и табачные изделия. Стартовали пилотные проекты по маркировке обуви и лекарственных средств. Минимальный срок пилотных проектов – один год в зависимости от специфики товаров», — рассказала Индира Садвакасова. 

Немаловажным вопросом остается выбор единого оператора маркировки. Эта компания будет аккумулировать всю информацию о перемещении промаркированных товаров. 

На территории России единый оператор маркировки товаров уже определен - это ООО «Центр развития прогрессивных технологий» (ЦРПТ). На территории Казахстана такой оператор еще не выбран, и маркировкой товаров занимаются разные компании. В задачи единого оператора входит, в том числе, и определение механизмов маркировки продукции, которая будет экспортироваться из Казахстана в Россию. Это касается и товаров, которые по закону не нуждаются в маркировке в Казахстане, но такие требования к ним есть в России. Например, обувь. Маркировкой этой продукции будет заниматься единый оператор, выбранный в России.

На сайте ЦРПТ приводятся сроки введения маркировки по товарным группам: табачная продукция, обувь и лекарств по программе ВЗН уже введены (с марта и июля 2019 года соответственно); товары легкой промышленности, фотоаппараты, духи и шины – с декабря 2019 года, все лекарства – с января 2020 года; готовая молочная продукция – с марта 2020 года; кресла-коляски – с июня 2021 года.

Финансовая сторона маркировки

Эксперты утверждают, что импортерам не стоит бояться больших финансовых затрат на маркировку. Основная нагрузка ложится на производителей.

По данным Министерства финансов Республики Казахстан, маркировочное оборудование обойдется производителям в сумму от 12,8 млн тенге. Дистрибьюторам потребуется терминал сбора данных для ручной агрегации и разагрегации (затраты от 400 тыс. тенге) и соответствующее программное обеспечение (от 8,6 млн тенге). Кроме того, необходимо будет приобрести принтеры для печати этикеток с агрегированным кодом на партию товара, она будет наноситься на короба и паллеты. Такой принтер будет стоить от 400 тыс. тенге. Сканеры двухмерных кодов для ручной агрегации, принятия на баланс товаров и перепродажи рознице обойдутся в сумму от 200 тыс. тенге.

Понесут расходы и розничные продавцы. Например, при возврате ранее не промаркированного товара понадобится принтер для маркировки. Его цена зависит от специфики продукции, например, для обуви такой принтер стоит от 150 тыс. тенге. Сканер двухмерных кодов для вывода товара из оборота обойдется примерно в 50 тыс. тенге.

Один из самых животрепещущих вопросов как для бизнеса, так и для покупателей: как введение маркировки отразится на розничных ценах.

«Сегодня сложно оценить насколько могут увеличиться цены на маркируемые товары. Пилотные проекты должны показать, какие расходы понесет бизнес и как это повлияет на конечную цену, — говорит Индира Садвакасова. — Уровень расходов бизнеса будет отличаться в зависимости от вида предпринимательской деятельности: у производителя одни расходы, у розничного продавца другие. Например, стоимость марки, используемая при маркировке изделий из натурального меха, составляет 400 тенге и в структуре стоимости одной шубы не оказывает влияния на удорожание».

И все же главная цель введения маркировки — помочь честному бизнесу, упростить прохождение таможни и в перспективе перевести документооборот в цифровое пространство.

«Внедрение маркировки может позволить добросовестным предпринимателям повысить конкурентоспособность (борьба с контрафактом, фальсификатом), минимизировать ущерб отрасли от незаконного оборота контрабандой продукции, а также получить полную картину о логистике и информацию о количестве товара в конкретной торговой точке», — считает Индира Садвакасова.

Ссылка на источник: https://impkaz.ru

Автор: Андрей Шавнев

Автор:

Теги: маркировка  маркировка товаров  Евразийский экономический союз  ЕАЭС  маркировка продукции  Казахстан  Центр развития прогрессивных технологий  ЦРПТ