Любая компания, акции которой находятся в свободном обращении на рынке, как правило, имеет множество совладельцев-акционеров. Многие публичные компании стремятся получить допуск к биржевым торгам, пройти процедуру листинга и войти в котировальные списки. Для этого бизнес должен быть максимально прозрачен, установленная законом информация в обязательном порядке публикуется в открытом доступе для каждого, кто уже приобрел акции или только собирается это сделать.
Однако, наряду с такими плюсами для компании, связанными с увеличением free-float (количества бумаг в свободном обращении), как увеличение ликвидности и потенциала общей капитализации, возникает и ряд проблем. Это угроза перехода пакета акций в руки владельцев компании-конкурента и возможный конфликт интересов между различными группами совладельцев. К примеру, между мажоритарными и миноритарными акционерами. Возможно, многие имеют информацию о разногласиях в такой российской компании, как Норильский никель, которая наглядно демонстрирует борьбу за обладание долей акций, позволяющей контролировать общество.
В зависимости от типа принадлежащих акционерам ценных бумаг, они имеют право принимать участие в общем собрании, которое является высшим органом управления. К компетенции общего собрания акционеров относится круг самых значимых вопросов, затрагивающих, в том числе, распределение прибыли в виде дивидендов, борьбу за контроль над деятельностью общества, принятие решений, которые могут значительно изменить стоимость доли акционеров (рыночную цену акций). Владельцев привилегированных акций можно отнести к отдельной группе, поскольку размер дивидендов для них жестко закреплен уставом хозяйственного общества и не зависит от результатов деятельности, а участия в общем собрании они принимать не могут в силу закона, следовательно, их интересы не будут столь же широки, как интересы владельцев обыкновенных акций.
По количеству ценных бумаг, точнее по их весу в общей стоимости акций общества, можно различить мажоритарных и миноритарных акционеров. К мажоритарным акционерам обычно относят таких, размер пакетов акций которых позволяет самостоятельно оказывать влияние на решения общего собрания. Миноритарии же обладают столь малой долей, что их голоса особого значения не имеют, если, конечно, они целенаправленно и сообща не поддерживают определенную позицию по решаемым вопросам.
Крупные, контролирующие пакеты акций, как правило, сосредоточены в руках учредителей обществ. Значительными долями в бизнесе обладают институциональные инвесторы, иногда частные стратегические инвесторы. Представление о том, какой суммой вы должны располагать, чтобы стать мажоритарным акционером надежной компании из так называемых «голубых фишек», вы можете получить, узнав общий объем эмиссии акций и умножив их рыночную стоимость на количество, которое составит не менее 5% от общего объема. Важно, что незаметно скупить такое значительное количество акций компании, котирующейся на бирже, будет просто невозможно.
Каждому из миноритариев принадлежит обычно менее 5% акций общества. В их число, как правило, входят частные портфельные инвесторы и биржевые спекулянты. Первые, владея акциями продолжительное время, рассчитывают и на дивидендный доход. Вторые – в основном, на прибыль от курсовой разницы бумаг. Голосуют ли спекулянты на собраниях? Полагаю, что нет. Таким образом, в получении высоких дивидендов заинтересованы именно миноритарные инвесторы, не ставящие перед собой цели полностью контролировать компанию. Размер дивидендов и может стать основной причиной разногласий мажоритариев, пытающихся по возможности большую часть нераспределенной прибыли направить на расширение бизнеса или решение иных вопросов, и миноритариев.
В некоторых обществах с целью защиты интересов учредителей и исключения возможности недружественных поглощений заключается акционерное соглашение, стороны которого обязуются голосовать определенным образом на общем собрании, согласовывать вариант голосования с другими акционерами, покупать, продавать акции по заранее оговоренной цене или воздерживаться от каких-либо действий. Это помогает заранее устранить возможные проблемы и разногласия, облегчает задачу управления акционерным обществом. Однако, подобная практика вряд ли приемлема для публичных компаний, особенно стремящихся войти в биржевые котировальные списки.