Нужен ли нам мегарегулятор – вопрос сложный. Причем сложно ответить как на уровне «да – нет», так и на уровне глубоких научных изысканий. Спорят и ученые, и чиновники, и досужие обыватели. Однако что есть, то есть. Подведем некоторые – конечно, самые предварительные – итоги, приурочив это к символичной дате – семьдесят семь дней с момента упразднения Федеральной службы по финансовым рынкам и передачи регулятивных функций на финансовом рынке Центральному Банку Российской Федерации.
Согласно скорректированному в связи с введением института мегарегулятора закону, наш основной финансовый регулятор должен развивать финансовый рынок Российской Федерации и обеспечивать его стабильность. Давайте попытаемся заявленные в законе функции сопоставить с фактическими результатами, которые уже успел достичь Банк России.
Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации. Сложно сказать, от кого в большей мере исходит инициатива, однако в целом продвижения по данному направлению есть: введен институт репозитария, активно обсуждаются и готовятся к принятию законодательные новеллы, связанные с ведением компенсационных механизмов на отдельных секторах финансового рынка.
Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами. Во многом эта функция исполняется в «наследственном» формате. Сызнова выстроить всю систему контроля живого, действующего организма просто-напросто невозможно. Кроме того, подавляющее большинство людей, осуществляющих контрольные функции от имени Банка России, являются бывшими работниками Федеральной службы по финансовым рынкам, которые ранее осуществляли аналогичные функции. Такая ситуация предполагает, что вместе со старыми подходами Банку России достались и регулятивные пробелы, недостатки, то, за что ФСФР так активно критиковали и истребление которых и называлось в ряду основных причин необходимости передачи надзорных функций от Федеральной службы Банку России. Однако надо признать, что результаты все же есть.
Так, участились случаи отзыва лицензий участников финансового рынка, причем всех его секторов – от банков и страховщиков до брокеров и доверительных управляющих. Логичный вопрос: что же здесь хорошего? Представляется, что такой всплеск отзыва лицензий есть ни что иное, как восстановление исторической справедливости. Долгое время из-за регулятивных пробелов обладало лицензией и функционировало большое количество организаций, которые по различным признакам не соответствовали тем требованиям, которые предъявляются к профессионалам финансового рынка. Банк России, которому дела достались в таком состоянии, был вынужден провести «зачистку». Возможно, объемам деятельности финансового рынка нанесен ущерб. Однако при этом повысился качественный уровень функционирования различных секторов финансового рынка. Еще одна важная и многое объясняющая подробность: в разрез ранее сложившейся не вполне соответствующей духу законодательства практике регулятор вслед за отзывом лицензии у профессиональных участников рынка ценных бумаг за нарушение законов начал аннулировать аттестаты специалистов финансового рынка, осуществляющих в данных организациях функции единоличных исполнительных органов.
Центральный Банк осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг и контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах. Здесь ничего принципиально нового не просматривается: выпуски, как и раньше, проверяются на соответствие требованиям закона и регистрируются в том случае, если такое соответствие имеет место. Эмитенты, думается, даже не заметили какие-либо изменения: для них реформа регулирования финансового рынка выразилась в изменении внешнего вида штампа, проставляемого регулятором на проспектах эмиссии при регистрации выпусков.
Центральный Банк осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах. Эта функция также «наследственная», однако она осложнена для Центрального Банка его специфическим статусом и наличием у него контрольных пакетов некоторых стратегических для финансовых рынков акционерных обществ. С одной стороны, речь идет о корпоративных процедурах. С другой – о контроле рынка за счет осуществления прав владельца ценных бумаг. Налицо вопиющий конфликт интересов. Как его решать – притча во языцех для всех, кто участвовал в коротком по срокам, но очень бурном обсуждении целесообразности введения России института мегарегулятора. Но все это никоим образом не минимизирует задачи, которая Банком России так или иначе решается: он контролирует сферу корпоративного управления, реформируя нормативную базу, сформированную его предшественником по регулятивной деятельности. Особых нареканий относительно выполнения данной функции у участников рынка к Центральному Банку пока нет.
С начала осени 2013 года Центральный Банк утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для кредитных организаций, Банка России и некредитных финансовых организаций, план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения, план счетов для Банка России и порядок его применения. Эта функция в отношении небанковских финансовых организациях ранее принадлежала Министерству финансов Российской Федерации. Большой активности со стороны данного ведомства не наблюдалось. В рамках осуществления реформы для концентрации полного спектра регулятивных функций в руках Банка России ему была передана и эта функция. Логично ожидать, что в рамках унификации регулятивных подходов к различным секторам финансового рынка будут предприняты попытки сблизить системы учета на различных секторах финансового рынка. Напомню, что сегодня кредитные организации, страховые компании и участники фондового рынка используют разные планы счетов, не имеющие между собой практически ничего общего. Очевидно, что в этой области новому регулятору предстоит большая работа.
Банк России осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. Переход на качественно новый уровень борьбы с манипулированием рынка, обеспечение принятия соответствующего закона, – все это позиционируется как одно из крупнейших достижений Федеральной службы по финансовым рынкам за последнее время. Конечно, Банк России подхватил этот флаг у своего предшественника. С учетом аналитических возможностей Банка России, надо думать, факты нарушения принципа публичности рынка, ведущие к нарушению интересов инвесторов, будут выявляться все чаще и чаще. Так, недавно на своем сайте наш основной финансовый регулятор отчитался о выявлении манипулирования рынком конкретной ценной бумаги.
Банк России осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению. Эта функция исполняется Банком России без каких-то проблем, поскольку в федеральных законах, определяющих эти виды деятельности, четко прописан объем и форма публикации материалов и иные меры, необходимые для защиты инвесторов.
Итак, сделано достаточно много, как вновь сформированной Службой Банка России по финансовым рынкам, так и Федеральной службой по финансовым рынкам. Однако осталось сделать не меньше. Как вся эта ситуация повлияет на конкретного инвестора? Как правило, усиление контроля ведет с снижению возможных доходов, но при этом и риски меньше. Получается, от реформы инвестор может как выиграть, так и проиграть. В любом случае, никогда нельзя забывать о диверсификации портфеля – она хорошо защит Вас от любого «перепада температур».