Введение
На современном этапе развития без процедур анализа не осуществляется ни одна финансово-хозяйственная операция, не принимается ни одно управленческое решение. Анализ в переводе с греческого (analisis) означает процедуру расчленения объекта или явления на части. Процедурой, обратной анализу, является синтез (sinthesis). Отсюда диалектический тандем анализ-синтез выступает как основа научного исследования.
Истоки анализа уходят в глубокое прошлое, поэтому определить первых его основоположников достаточно сложно. Элементы анализа отслеживаются и на расцвете человеческой деятельности — каменном веке, и в системе манориального учета и аудита в Феодальной Британии (XII в.), и на современном этапе. Первоистоки данной науки можно увидеть как в Библейских писаниях, так и у древних мыслителей: Конфуция, Ксенофонта, Аристотеля и других. Субстрат методологии анализа составляют труды отечественных и зарубежных ученых, таких как: А.Д. Шеремета, С.Б. Барнгольц, В.В. Ковалева, М.И. Баканова, М. Крейниной, А.Н. Хорина, У.И. Мересте, В.И. Ганштака, Н.А. Блатова, А.Г. Гранберга, Н.Д. Кондратьева, Р.Л. Раяцкаса, Я.Р. Рейльяна, Е.М. Четыркина, Г.Е. Эдельгауза, Г.Г. Бро, К. Джини, А.М. Длина, М. Езекиела, К. Иберла, П. Кевеша, М. Кенделя, Д. Кима, У. Мьюллера, О. Ланге, Я. Окуня, С.Р. Рао, Г. Тейла, Д. Тьюки, Г. Хармана, А. Хьютсона, Г. Шеффе и других.
Трудовые ресурсы организации являются одним из основных предметов исследования в процессе экономического анализа. Эффективность их использования определяет рентабельность деятельности, потенциал развития субъекта хозяйствования, его устойчивость. Традиционно анализ трудовых ресурсов включат изучение: состава, структуры, движения, факторов, их определяющих, эффективности их использования. Также изучаются кадровый состав, эффективность использования рабочего времени, уровень заработной платы, равномерность ее распределения и т.п. Исследование кадрового потенциала[1] на современно этапе развития отечественной и зарубежной науки включает также оценку мотивации, эмоционально-психологического фона кадров, профессиональной отраслевой идентификации, карьерной профессиональной самоидентичности и т.п.
Оценка кадрового потенциала организации с учетом профессиональной отраслевой идентификации сотрудников
Изучение профессиональной отраслевой идентификации личности и ее влияния на состояние кадрового потенциала организации весьма актуально на современном этапе развития отечественной экономики. Эффективность использования кадрового потенциала повышается не только с усилением мотивации, но и с поддержанием на определенном уровне эмоционально-психологического фона личности и коллектива в целом. На фоне значительного уровня безработицы, вызванной сокращением старых производств, потребности в высокопрофессиональных кадрах во вновь открываемых организациях, важно сформировать и поддерживать определенный уровень кадрового потенциала. При этом важно, чтобы сотрудники и руководство четко определяли карьерную профессиональную самоидентичность. Система управления трудовыми ресурсами должна опираться на профессиональную отраслевую идентификацию работников.
Проблемами идентификации, профессиональной, психологической идентичности личности занимались такие ученые, как: А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Ф. Ломов,
A. В. Барабанщиков, Б.С. Братусь. Теория идентификации «Я» в западной психологии представлена в работах А. Адлера, У Джеймса, Д. Парфита, 3. Фрейда, Ю. Хабермаса, М. Хайдеггера, К. Хорни, К. Юнга, Э. Эрик-сона и других. В отечественной литературе данное направление можно увидеть в работах:
B. В. Абраменкова, И.С. Кон, В.С. Мухина, Л.М. Попова. Исследование личностной и социальной идентичности осуществлялось как зарубежными, так и отечественными учеными: Р. Баумайстером, М. Борневассером, Дж. Бьюдженталь, Э. Гидденсом, Э. Гоффманом, Э. Дюркгейм, Ч. Кули, С. Мадди, Д. Марсиа, Дж. Мид, С. Московичи, А. Мумендий, Ж. Пиаже, У. Поинтковски, X. Ремшмидт, X. Тэджфел, Дж. Тэрнер, Б. Шефер, Б. Шледер, Э. Эриксон, Н.А. Антоновой, Л.С. Выготским, Ю.Л. Качаловым, А.В. Кузьминым, О.В. Лукьяновым, В.В. Марченко, С.Л. Рубинштейн, Н.А. Шматко, В.А. Ядовым.
Методику анализа кадрового потенциала организации с учетом профессиональной отраслевой идентификации можно представить в следующем виде:
1 этап — предварительная обработка данных по объекту исследования или по совокупности объектов исследования. На данном этапе осуществляются систематизация, группировка имеющейся информации;
2 этап — выбор системы показателей с учетом имеющейся базы данных;
3 этап — оценка состава, структуры, движения кадрового потенциала организации;
4 этап — анализ факторов, влияющих на кадровый потенциал и эффективности его использования;
5 этап — комплексная оценка кадрового потенциала организации с учетом профессиональной отраслевой идентификации сотрудников;
6 этап — сравнительная оценка кадрового потенциала по совокупности объектов исследования;
7 этап — оценка эффективности управления кадровым потенциалом в организации.
8 рамках пятого этапа важно определиться с количественной оценкой профессиональной отраслевой идентификации и системой управления кадровым потенциалом.
Теория и методология экономического анализа не дают ответа по поставленный вопрос. Нами же предлагается использовать методику анализа кадрового потенциала с учетом профессиональной отраслевой идентификации. В классическом виде анализ опирается на традиционные показатели и классические методы и приемы экономического, статистического анализа (табл. 1[2]). Это позволит оценить эффективность принимаемых управленческих решений и откорректировать систему управления трудовыми ресурсами в организации.
[2] Рассмотрим основные индикаторы в разрезе некоторых разделов анализа.
Рассмотрим методические особенности пятого этапа методики более подробно. На данном этапе проводится опрос сотрудников с учетом занимаемой должности и отраслевой принадлежности. Учитывается категория работников. В простейшем виде классификация может включать: управленческий персонал, сотрудники среднего звена (ядро кадрового потенциала), обслуживающий персонал. На данном этапе необходимо получить ответы на следующие вопросы:
- работает ли сотрудник по отраслевой специальности или нет?
- обладает ли сотрудник соответствующей квалификацией или нет?
- получает ли сотрудник материальное удовлетворение или нет?
- получает ли сотрудник моральное удовлетворение или нет?
- профессионально реализован сотрудник или нет?
- реализована ли его карьерная самоидентичность в полном объеме или нет? и т.д.
Опросник может включать как вопросы психологического состояния сотрудника, его квалификационной оценки, так и вопросы, свидетельствующие об эффективности управления кадрами, если интервьюируемый относится к категории управленческого персонала. Опросник должен включать только основные вопросы и предполагать лаконичные ответы на них, общее рекомендуемое количество вопросов 18-20.
При этом из общего перечня формируется три группы вопросов (по 6-7 вопросов в каждой), характеризующих: морально-психологическое состояние сотрудника (L1), карьерную самореализацию (L2), профессиональную отраслевую идентификацию (L3).
После этого формируется функция управления S {L1; L2 L3}.
Если на большую часть вопросов (более 50 %) интервьюируемый дал положительные ответы, то элементу функции присваивается значение (1). Если отрицательные — то элементу функции присваивается значение (-1).
Если ответы распределились одинаково (50% положительные, 50% отрицательные ответы), то элементу функции присваивается значение (0). После этого формируется тип сотрудника (типологизация).
Ситуация 1
Тип «Успешный сотрудник»
Функция принимает значение S {1;1;1}. Сотрудник обладает очень хорошим морально-психологическим фоном, профессионально полностью само реализован, и адекватно занимает свое место в организации.
Ситуация 2
Тип «Хороший сотрудник»
Ситуация 3
Тип «Стабильный сотрудник»
Функция принимает значение S {0;0;1}, S {1;0;0}, S {0;1;0}. Сотрудник находится в хорошем перманентном состоянии, он или частично профессионально не реализован, но при этом видит пути карьерного роста, или еще успешно справляется с текущими проблемами.
Ситуация 4
Тип «Перманентный сотрудник»
Функция принимает значение S {0;0;0}. Ситуация, когда сотрудник находится в перманентном, пограничном состоянии неудовлетворенности. Данное состояние может оказать значительное влияние на производительность его труда. От руководства требуется проведение следующих мероприятий: непрерывный мониторинг работы сотрудника, усиление контрольных функций, повышение квалификации сотрудника.
Ситуация 5
Тип «Сложный сотрудник»
Функция принимает значение S {-1;0;0}, S {-1;1;1}, S {1;-1;1}, S {1;1;-1}, S {0;-1;0}, S{0;0;-1}, S {0;-1;1}, S {-1;0;1}, S {1;0;-1}, S {0;1;-1}, S {-1;1;0}, S {1;-1;0}. Сотрудник испытывает или морально-психологические сложности, или профессиональную, отраслевую неудовлетворенность, или карьерную нереализованность. Данное состояние также требует от руководства проведения ряда мероприятий: определение возможной мотивации, если сотрудник хорошо справляется со своими обязанностями и у него достаточно высокая производительность труда (поскольку он может быть в поиске альтернативной работы); оказание психологической помощи; усиление контрольных функций т.д.
Ситуация 6
Тип «Проблемный сотрудник»
Функция принимает значение S {-1;-1;0},S {1;-1;-1}, S {-1;1;-1}, S {-1;-1;1},S {-1;-1;-1}. Ситуация сложная. Сотрудник испытывает глубокие затруднения или в профессионально-карьерном, или в отраслевом плане, или еще и не справляется с эмоционально-психологическим фоном. В данном случае требуется усиление контрольной функции, повышение квалификации сотрудника, поиск нового работника.
После типологизации сотрудников переходим к комплексному анализу кадрового потенциала организации в части оценки уровня его профессиональной отраслевой идентификации (табл. 2). Если организация обладает удовлетворительным или проблемным уровнем отраслевой идентификации, то в этом случае кадровый потенциал развития у организации отсутствует, система управления опирается в основном на контрольную функцию.
Таблица 2
Комплексная оценка уровня профессиональной отраслевой идентификации в организации, %*
Неотъемлемой частью исследования является также анализ динамики уровня профессиональной отраслевой идентификации (табл. 3).
Таблица 3
Оценка динамики уровня профессиональной отраслевой идентификации в организации
Предположим, что из общего штата в 760 человек на начало анализируемого периода в коллективе наблюдается положительная динамика: более 70% сотрудников находятся в эмоционально-стабильном состоянии с адекватно оцениваемыми профессиональными возможностями и отраслевым соответствием. Озабоченность вызывает незначительное увеличение по группе «Перманентный сотрудник», доля которой на конец анализируемого периода выросла и составила 23,5% от общего объема.
Заключение
С учетом достаточно высокой скорости совершаемых хозяйственных операций и их многообразия нагрузка, которую принимает сегодня индивид, несоразмерно больше, чем та, которая была в прошлом веке. Отсюда возникает острая потребность в непрерывном мониторинге сотрудников и количественной оценке профессиональной отраслевой идентификации кадров. Это позволит повысить эффективность принимаемых управленческих решений, найти пути регулирования текучести кадров, оптимизировать расходы организации по подготовке, подбору, обучению сотрудников, повысить кадровый потенциал, эффективность его использования. Предлагаемая авторами методика анализа кадрового потенциала с учетом оценки уровня профессиональной отраслевой идентификации на основе функции управления, которая предусматривает типологизацию сотрудников с учетом их морально-психологического состояния, карьерной самореализации, профессиональной отраслевой идентификации, позволит комплексно подойти к оценке кадрового потенциала организации и повысить результативность принимаемых управленческих решений.
Литература
- Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: учебник. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 416 с.
- Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. — М.: Аспект-Пресс, 2001. — 301 с.
- Выборова Е.Н. Экономическая диагностика в системе управления субъектом хозяйствования. — Новосибирск : Сиб УПК, 2007.
- Казакова Н.А. Экономический анализ. — М.: ИНФРА-М, 2015. — 343 с.
- Соловьева О.В., Шатохин А.А. Педагогическая психология: теоретические основы деятельности психолога в образовании. — Волгоград, 2017.
- Радугин А.А. Психология : учеб. пособие для вузов. — М. : Центр, 2001. — 400 с.
- Рогов Е.И. Психология человека. — М. : ВЛАДОС, 1999. — 320 с.
- Савицкая Г.В. Теоретические основы анализа хозяйственной деятельности. — 6-е изд., испр. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 378 с.
- Солсо Р.Л. Когнитивная психология. — СПб. : Питер, 2006. — 589 с. — (Мастера психологии).
- Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: учебник. — М. : ИНФРА-М, 2011. — 352 с. — (Высшее образование).