Методика аудита интеллектуального капитала

Аналитические статьи, рейтинги

Автор:
Источник: Журнал “Учет и конроль” №12-2018
Опубликовано: 11 января 2019


В статье изучаются понятие аудита интеллектуального капитала, его преимущества, оценивается разработанность и специфика его методики. Рассматривается необходимость учета факторов формирования стоимости интеллектуального капитала, сферы трудовой деятельности и отрасли исследуемой компании.

В информационном обществе проходит эволюция структуры капитала бизнеса: в современной трактовке капитал включает в себя не только финансово-промышленную, но и интеллектуальную составляющую.

Интеллектуальный капитал подразумевает совокупность элементов неосязаемых (нематериальных) факторов производства и системы экономических отношений по его использованию для формирования стоимости бизнеса.

Данному объекту аудита соответствует такое направление, как аудит интеллектуального капитала, который отражается в отчетах об интеллектуальном капитале. Этот вид аудита характеризуют в качестве процесса, посредством которого компетентные независимые лица во время оперативной оценки и исследования внутренней стоимости бизнеса вырабатывают мнение о достоверности по всем существенным аспектам отчетности или прогнозируют влияние текущего интеллектуального капитала на изменение стоимости в обозримом будущем [1].

В наши дни данный вид аудита соотносится с такими услугами аудиторских фирм, как аудит завершенной финансовой отчетности, задания по компиляции информации и задания по выполнению согласованных процедур.

Что касается традиционной методики аудита, то ее применение не совсем соответствует свойствам интеллектуального капитала. Это связано с недостаточно четкими границами прав собственности. Более того, не все объекты учитываются в бухгалтерском учете.

Кроме этого, аудит в узком понимании имеет нацеленность на изучение прошлых операций или событий, в отличие от аудита интеллектуального капитала, подразумевающего более широкое понимание. Так, выявляется стоимость бизнеса и факторы ее создания, а не проверяются достигнутые компанией результаты за отчетный период. Помимо этого делается акцент прежде всего на качественных характеристиках. Все это усиливает необходимость в особой методике.

Можно выделить следующие пункты, требующие специального внимания [1]:

  • объекты проверки являются неосязаемыми, не все из них учитываются в соответствии с существующими стандартами в составе нематериальных активов;
  • речь идет о влиянии факторов на будущую стоимость бизнеса помимо оценивания остаточной стоимости нематериальных активов во время формирования чистых активов компании на отчетные даты;
  • в аудиторском заключении также указывается мнение о достоверности специального отчета об интеллектуальном капитале бизнеса, помимо традиционной отчетности.

При формировании методики необходимо разобраться в понятии интеллектуального труда, предполагающего результат деятельности в производственных процессах, который может принести доход как работникам, так и работодателям.

Данный вид труда имеет различные трактовки в зависимости от сферы деятельности, в связи с этим следует выделить его четыре вида (табл. 1). Согласно Д. М. Ковылину [3], подобное разделение является условным, но правомерным в соответствии с преобладанием определенного вида в какой-либо сфере.

Эффективность формирования интеллектуального труда компании зависит от уровня соответствующего потенциала отобранных и отбираемых работников, степени реализации интеллектуального потенциала в трудовом процессе, условий труда, создаваемых работодателем и степени инвестирования компанией в развитие работников. Данные аспекты необходимо учитывать при разработке методики.

Виды интеллектуального труда

Вид

Сфера трудовой деятельности

Профессия, вид деятельности

Поиск и извлечение знаний

Инженерия знаний

Инженеры по знаниям, аналитики

Создание знаний

Наука, искусство

Ученые,

научные сотрудники, деятели искусства

Передача знаний

Образование, консультирование

Преподаватели, учителя, консультанты

Использование знаний

Управленческий и операторский труд

Менеджеры, инженеры-операторы, врачи, психологи, адвокаты и др.

Стоит отметить и такое понятие, как управление знаниями, подразумевающее систематическую совокупность процессов, посредством которых можно создать, сохранить, распределить и применить главные элементы интеллектуального капитала, которые необходимы для успешного существования компании. Управлять знаниями означает применять стратегию трансформации всех видов интеллектуальных активов для повышения производительности, эффективности и стоимости бизнеса в целом [2].

Рыночная стоимость за вычетом балансовой стоимости компании соответствует коммерческому эффекту от использования навыков, способностей, знаний, т.е. подразумевает наличие интеллектуального капитала. Так, этот вид капитала объясняет содержание и структуру деловой репутации, однако не является его копией, так как на расчет деловой репутации влияют балансовые оценки материальных активов, в то время как интеллектуальный капитал определяется вне зависимости от них [4].

Сегодня отчет об интеллектуальном капитале является дополнением к традиционной бухгалтерской (финансовой) отчетности. Он помогает измерить, выбрать подходящую схему управления интеллектуальным капиталом и повысить уровень привлекательности для получения дополнительных инвестиций.

Выделяют два вида подобных отчетов. Первый является более подробным, создается для внутренних целей. Второй подразумевает не содержащий конфиденциальной информации сокращенный отчет для привлечения потенциальных инвесторов. Оба вида документов демонстрируют текущее состояние компании, ее потенциал и осуществляемые улучшения. В связи с этим можно разделить отчет на три раздела (табл. 2) [5]:

Таблица 2

Шаблон отчета об интеллектуальном капитале

Раздел

Что есть

Что делается

Что получается

Человеческие ресурсы

Стаж, образование и расходы на него, обмен опытом, частота тренингов и обучающих мероприятий, система мотивации

Планы развития, количество дней на развитие и затраты на обучение сотрудника

Удовлетворенность, оборачиваемость, добавленная стоимость сотрудников


Клиент

(пользователь)

Оборот товаров и услуг по рынкам и видам,

маркетинговые расходы

Число клиентов на одного сотрудника, расходы на маркетинг, рекламу

Удовлетворенность, частота возврата, длительность

отношений с

клиентом

Технологии

Инвестирование в 1Т для производства, обмена знаниями, количество внутренних и внешних пользователей

Расходы ІТ на одного сотрудника

ІТ- грамотность

Процессы (бизнес, обучение и т.п.)

Уровень

документированности, производственные, административные расходы, распределение ресурсов по процессам, инвестирование НИОКР и инфраструктуры

Время ввода и развития продукта, управление затратами по новым организационным единицам, повышение эффективности

Нормы ошибок, время ожидания, качественные и репутационные характеристики

Раздел «Что есть» включает в себя статистическую информацию, описание текущих ресурсов организации (по большей части нефинансового характера). Может быть представлен в виде различных типов графиков или иных средств визуализации.

Раздел «Что делается» включает в себя главным образом информацию нефинансового характера о существующих действиях и идеях менеджмента по развитию и улучшению интеллектуального капитала.

Раздел «Что получается» включает описание движения к намеченным целям (в основном используются финансовые показатели для демонстрации того, как можно получить доход).

Кроме этого, в отчете довольно важное значение имеет деление компонентов интеллектуального капитала на человеческий, организационный и клиентский.

Рассмотрим, какие факторы учитываются при формировании бухгалтерской стоимости интеллектуального капитала (реинвентаризации его компонентов) [1]:

  • человеческий капитал: оплата труда, расходы на поиск, набор и обучение персонала, аттестацию кадров, организацию корпоративных мероприятий;
  • организационный капитал: вложения в развитие организационной структуры фирмы и системы управления бизнесом, электронные сети, информационные ресурсы, создание специализированных баз данных и внутрифирменных стандартов деятельности;
  • клиентский капитал: расходы на создание и поддержание фирменного стиля, развитие новых коммерческих идей, участие в ассоциациях и профессиональных объединениях, оплата комиссии за участие в сообществах добавленной стоимости (комиссия за привод клиентов и др.), рекламные траты, расходы на лоббирование интересов и участие в тендерах, представительские затраты, страхование профессиональной ответственности, расходы на защиту и поддержание деловой репутации фирмы и т.п.

Бухгалтерский учет подразумевает некоторую ограниченность, в связи с   которой    первичные действующие формы отчетности  не могут соответствовать хозяйственной деятельности [6]. Согласно установкам Минфина России, необходимо актуализировать содержательное наполнение деятельности аудиторов в соответствии с современными потребностями клиентов и уровнем научного прогресса, в том числе расширением предмета деятельности, выбором новых направлений, качественным изменением понимания аудиторских услуг, повышением квалификации аудиторов в сферах, отличающихся от традиционного аудита, пересмотром сферы обязательного аудита в целом [8]. По мнению многих исследователей [1, 7], аудит интеллектуального капитала следует рассматривать в качестве неотъемлемой части комплекса процессов аудита бизнеса.

Использование концепции отчетности об интеллектуальном капитале имеет множество преимуществ, в том числе предоставление информации по структуре всех компонентов названного капитала бизнеса; тесная связь отчетности и стратегии развития компании.

В данный момент превалирует мнение о том, что необходимо вмешательство государства во внедрение отчета об интеллектуальном капитале в качестве обязательной части первичной финансовой отчетности для компаний крупного сегмента. Это может стать решающим шагом для повсеместной публикации нефинансовых отчетов компаний.

Однако единой выработанной методики пока нет. Резюмируя, заметим: необходимо учитывать факторы формирования стоимости интеллектуального капитала, а также специфику и отрасль деятельности аудируемой организации. Возможно, стоит классифицировать сферы трудовой деятельности в соответствии с видами интеллектуального капитала.

Список литературы

  1. Булыга Р. П. Методика аудита интеллектуального капитала // Аудитор. 2014. № 2. С. 17-35
  2. Гапоненко А. Л., Орлова Т. М. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал. М.: Эксмо, 2008
  3. Ковылин Д. М. Знания сотрудников и интеллектуальный капитал компании: управление знаниями организации: от знаний к интеллектуальному капиталу // Российское предпринимательство. 2011. № 3(1). С. 89-96
  4. Ковылин Д. М. Сущность и структура интеллектуального капитала // Креативная экономика. 2011. № 5. С. 26-33
  5. Козырев А. Н. Особенности оценочной деятельности применительно к условиям новой экономики: хрестоматия. М.: Интерреклама, 2003. 240 с
  6. Лимперг Т., Баранов П.П. и др. Теория вдохновленного доверия или социальная ответственность аудитора. М.: Аудитор, 2017. 191 с
  7. Никишина А. Л. Аудит интеллектуального капитала как основа эффективного управления трудовыми знаниями и ресурсами // Карельский научный журнал. 2017. № 2. С.122-125
  8. Проект Концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности в Российской Федерации. URL: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2016/06/main/proj_concep_ot_230616.pdf

Автор:

Теги: интеллектуальный капитал  аудит интеллектуального капитала  формирование стоимости  нематериальные факторы производства  стоимость бизнеса  аудит финансовой отчетности  интеллектуальный труд