Статья раскрывает особенности использования учетной политики в качестве средства оценки организации внутреннего контроля бухгалтерского учета конкретного предприятия. Алгоритм исследования учетной политики, раскрытый в статье, позволяет провести комплексную поэтапную оценку учетной политики на соответствие ее требованиям законодательства и реалиям деятельности экономического субъекта.
Оценка организации внутреннего контроля
Ряд нормативных документов в области регулирования бухгалтерского учета определяет организацию внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни необходимым и обязательным аспектом организации системы бухгалтерского учета экономического субъекта.
В частности, Федеральный закон «О бухгалтерском учете» оперирует термином «внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни». А организация такого контроля вменяется экономическому субъекту в обязательном порядке [1].
Объемы и масштабы контрольных процедур увеличиваются в случае соответствия экономического субъекта критериям обязательного аудита. В этом случае он обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Порядок такой организации и осуществления внутреннего контроля оформляется документально на бумажном носителе либо в электронном виде. Документальным оформлением, а соответственно и подтверждением функционирования экономического субъекта в области формирования контрольной среды применительно к ведению бухгалтерского учета, в том числе составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, является его учетная политика.
Оценка организации внутреннего контроля позволяет не только оценить действенность всех контрольных процедур, применяемых в рамках экономического субъекта, но и осуществлять регулярный мониторинг их последовательного применения. Все это в той или иной степени позволяет оптимизировать работу бухгалтерской службы, внести конкретные коррективы, оценить эффективность применения каждой контрольной процедуры. При этом роль учетной политики является одной из основополагающих, так как именно учетная политика позволяет определить основные методы и подходы к ведению бухгалтерского учета.
Смысл, который вкладывается в понятие «учетная политика», в современных условиях намного шире, чем принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета (такое определение дает ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»[2]). Теперь учетная политика рассматривается как инструмент контроля, внутреннего и внешнего, генерирующего организационно-технические вопросы, а также конкретные методические аспекты учета каждого конкретного участка учета.
Основная цель лица, осуществляющего внутренний контроль (исполнитель контроля), заключается в подтверждении эффективности организации системы внутреннего контроля. В части контрольной среды это возможно путем разработки экономическим субъектом четкой и адаптированной к условиям деятельности учетной политики, а также методики ее оценки (оценки ее адекватности).
Методика оценки учетной политики
Методика оценки учетной политики (как процесс) включает в себя несколько этапов, каждый из которых подлежит обязательному документированию. С этой целью наиболее оптимальным вариантом будет применение чек-листа, форма которого представлена в табл. 1.
Как правило, чек-лист (контрольный список) включает в себя следующее: порядковый номер строки, проверяемые требования (вопросы), методы оценки по проверяемому требованию, результат проверки, комментарии. Универсальность формы чек-листов позволяет корректировать их в зависимости от объекта, подлежащего проверке, как путем добавления новых пунктов, так и удалением лишних.
В нашем случае чек-лист представляет собой планируемый перечень вопросов проверки учетной политики с указанием ссылок на конкретные процедуры. В результате выполнения запланированных процедур можно подготовить выводы и рекомендации о соответствии фактически применяемых способов учета утвержденной экономическим субъектом учетной политики нормам действующего законодательства.
Рассмотрим каждый из этапов методики оценки учетной политики подробнее.
Оценка актуальности применяемой учетной политики
Процедуры оценки актуальности учетной политики представляют собой проверку учетной политики на соответствие требованиям российских и международных стандартов, действующих на дату такой проверки (табл. 2).
Последние применяются в случае, когда следование общему порядку приводит к недостоверному представлению финансового положения экономического субъекта [2]. На текущий момент ПБУ 1/2008 позволяет тем, кто к этому готов, осуществлять сближение с МСФО в большей степени, чем это было возможно до сих пор. Практические аспекты такого применения вызывают много вопросов, исчерпывающих ответов на которые пока нет. Поэтому предположения о скором обязательном применении правил МСФО на данный момент преждевременны.
Процедура оценки актуальности применяемой учетной политики становится критически важной в периоды принятия или изменения действующих стандартов бухгалтерского учета. Лицо, осуществляющее контроль, обязано определить, каким образом и насколько своевременно экономический субъект реагирует на них.
Таблица 1
Форма чек-листа методики оценки учетной политики
Контрольный модуль: Организация внутреннего контроля |
Подготовлено: |
Дата: |
|
Код (индекс): ОВК-УП-01 |
Период проверки: |
Проверено: |
Дата: |
|
|
Объект: Учетная политика |
|
|
|
Цели:
- обеспечение адекватности применяемой учетной политики путем оценки ее соответствия стандартам бухгалтерского учета;
- оценка соответствия учетной политики применительно к деятельности экономического субъекта (с учетом отрасли) и применяемой им концепции подготовки финансовой отчетности;
- ; -обоснование вносимых изменений в учетную политику;
- получение достаточных, актуальных, надежных доказательств в поддержку мнения об адекватности учетной политики;
- проведение качественных процедур оценки и минимизация рисков;
- оптимизация трудозатрат.
Примечание: В стандартные формы возможно включение дополнительных аспектов, в случае если они признаются уместными.
Детали проверки |
Ссылка |
1. Оценка актуальности применяемой учетной политики |
УП-01.01 |
2. Формальная проверка учетной политики |
|
Анализ структуры приказа об учетной политике |
УП-02.01 |
Оценка полноты содержания учетной политики |
УП-02.02 |
3. Оценка методики учета (по объектам учета) |
|
Оценка методики учета основных средств |
УП-03.01 |
Оценка методики учета нематериальных активов |
УП-03.02 |
|
|
4. Проверка правильности внесения изменений в учетную политику |
УП-04.01 |
5. Проверка полноты раскрытия информации об учетной политике, подлежащей обязательному раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности |
УП-05.01 |
6. Бюджет времени |
УП-06.01 |
Формальная проверка учетной политики
На втором этапе проводится формальная проверка учетной политики на наличие всех необходимых реквизитов, разделов и контрольных аспектов, включающих, в частности, и перечни ответственных лиц. Для проведения данной процедуры контролер может составить несколько рабочих документов либо объединить последовательные процедуры в один документ.
Использование разработанных форм контрольных документов позволяет провести эту процедуру качественно и с наименьшими трудозатратами.
При рассмотрении структуры приказа об учетной политике необходимо провести процедуры контроля в целях подтверждения соответствия документа установленной форме и правилам оформления (табл. 3).
Следует помнить, что принятая экономическим субъектом учетная политика в обязательном порядке «подлежит оформлению соответствующей организационнораспорядительной документацией (приказами, распоряжениями, стандартами и т.п.)» [2].
Таблица 2
Форма УП-01.01 «Оценка актуальности применяемой учетной политики»
Контрольный модуль: Организация внутреннего контроля |
Подготовлено: |
Дата: |
Период проверки: |
Проверено: |
Дата: |
Объект: Учетная политика |
Код
(индекс):
УП-01.01
№ п/п |
Направление контроля актуальности аспектов учетной политики |
Выбор способа ведения учетной политики |
Степень раскрытия в УП |
1 |
Учет конкретного объекта бухгалтерского учетанормативно закреплен |
В учетной политике раскрывается именно тот способ ведения бухгалтерского учета, который установлен актуальной редакцией федеральных стандартов бухгалтерского учета |
|
2 |
Учет конкретного объекта допускает несколько способов ведения бухгалтерского учета |
В учетной политике определен выбор одного из этих способов, обусловленный требованиями пунктов 5, 5.1 и 6 ПБУ 1/2008 в актуальной редакции |
|
3 |
Учет конкретного объекта ведения бухгалтерского учета не закреплен нормативно |
Организация разрабатывает соответствующий способ, основываясь на допущениях и требованиях к учетной политике, используя последовательно следующие актуальные редакции документов: а) международные стандарты финансовой отчетности (приоритетное значение); б) положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам; в) рекомендации в области учета |
|
4 |
Выводы |
Что касается формы приказа об учетной политике, она не регламентируется стандартами бухгалтерского учета, поэтому может быть стандартной для такого рода документов, применяемых экономическим субъектом. Структурными элементами приказа будут заголовок, распорядительная часть, подпись руководителя с обязательным указанием номера и даты этого документа.
Особое внимание следует уделить проверке датирования приказа об учетной политике, так как способы ведения бухгалтерского учета, закрепленные учетной политикой, должны применяться с «первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа» [2]. При утверждении приказа на текущий год датой этого же периода, его применение возможно только со следующего года.
На наш взгляд, при проверке порядка контроля за фактами хозяйственной жизни целесообразным будет установление лица, на которое возлагается оценка организации внутреннего контроля (в том числе контроля исполнения учетной политики), с цельюопределения параметров и методов эффективности его деятельности.
Таблица 3
Форма УП-02.01 «Анализ структуры приказа об учетной политике»
Контрольный модуль: Организация внутреннего контроля |
Подготовлено: |
Дата: |
|
|
||||
Период проверки: |
Проверено: |
Дата |
|
|
||||
Объект: Учетная политика |
|
Код |
|
|||||
Процедура: Формальная проверка учетной политики. Анализ структуры приказа об учетной политике |
|
(индекс): УП-02.01 |
|
|||||
№ п/п |
Критерий |
Ответ |
Комментарии |
|||||
1 |
Наличие утвержденного приказа об учетной политике |
|
|
|||||
2 |
Датирование приказа об утверждении (изменении) учетной политики |
|
|
|||||
3 |
Наличие утвержденного рабочего плана счетов бухгалтерского учета с указанием необходимых для ведения бухгалтерского учета синтетических и аналитических счетов |
|
|
|||||
4 |
Наличие утвержденных форм первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности |
|
|
|||||
5 |
Наличие утвержденных правил документооборота и технологии обработки учетной информации (графика документооборота) |
|
|
|||||
6 |
Наличие утвержденного порядка инвентаризации активов и обязательств организации |
|
|
|||||
7 |
Наличие утвержденного перечня лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов |
|
|
|||||
8 |
Наличие утвержденного перечня лиц, ответственных за хранение документов |
|
|
|||||
9 |
Наличие утвержденного порядка контроля за фактами хозяйственной жизни |
|
|
|||||
10 |
Выводы |
|
|
|||||
Результатом проведения процедуры по оценке соответствия структуры приказа об учетной политике контрольным критериям будет вывод о полноте включенных в него разделов.
После оценки структуры приказа об учетной политике, контролю подлежит полнота ее содержания. Процедуры контроля должны быть направлены на понимание выбора экономическим субъектом конкретных вариантов учета. Желательно дать оценку выбранных вариантов с позиции их оптимальности, учитывая особенности функционирования экономического субъекта, экономической среды, цикла хозяйственной жизни и другие факторы.
При проведении процедур контроля исполнителю следует помнить о том, что варианты организации бухгалтерской службы и технологии обработки учетной информации во многом зависят от масштабов деятельности и размеров экономического субъекта. То же касается и форм бухгалтерской отчетности. Организация, применяющаяупрощенные способы ведения бухгалтерского учета, самостоятельно определяет целесообразность представления бухгалтерской отчетности по упрощенной системе либо в общеустановленном порядке.
Таблица 4
Форма УП-02.02 «Оценка полноты содержания учетной политики»
Контрольный модуль: Организация внутреннего контроля |
Подготовлено: |
Дата: |
|
|
|||
Период проверки: |
Проверено: |
Дата |
|
|
|||
Объект: Учетная политика |
|
Код |
|
||||
Процедура: Формальная проверка учетной политики. Оценка полноты содержания учетной политики |
|
(индекс): УП-02.02 |
|
||||
№ п/п |
Элемент учетной политики |
Вариант, выбранный экономическим субъектом |
Комментарии |
||||
1 |
Организация бухгалтерской службы |
|
|
||||
2 |
Технология обработки учетной информации |
|
|
||||
3 |
Рабочий план счетов бухгалтерского учета |
|
|
||||
4 |
Формы первичных учетных документов |
|
|
||||
5 |
Регистры бухгалтерского учета |
|
|
||||
6 |
Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств |
|
|
||||
7 |
Система налогообложения |
|
|
||||
8 |
Формы бухгалтерской отчетности |
|
|
||||
9 |
Состав бухгалтерской отчетности |
|
|
||||
10 |
Объем, сроки и адреса предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности |
|
|
||||
11 |
Организация системы внутреннего контроля |
|
|
||||
12 |
Критерий существенности ошибки |
|
|
||||
13 |
Перечень должностных лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов |
|
|
||||
14 |
Выводы |
|
|
||||
При анализе рабочего плана счетов бухгалтерского учета исполнитель контроля обращает внимание на содержание в нем полного перечня синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета, применительно к особенностям деятельности экономического субъекта, специфике отрасли, в которой он осуществляет свою деятельность.
Выполнение контрольной процедуры «Оценка полноты содержания учетной политики» позволяет контролировать раскрытие ее основных элементов. В результате исполнитель контроля подтверждает соответствие выбранных вариантов формирования учетной политики требованиям действующего законодательства, размерам и условиям деятельности организации.
Оценка методики учета (по объектам учета)
Следующим этапом проверки учетной политики является оценка методики учета конкретных объектов (табл. 5).
Таблица 5
Форма УП-03.01 «Оценка методики учета основных средств»
Контрольный модуль: Организация внутреннего контроля |
Подготовлено: |
Дата: |
|
|
||||||||
Период проверки: |
Проверено: |
|
Дата: |
|
|
|||||||
Объект: Учетная политика |
|
Код |
|
|||||||||
Процедура: Оценка методики учета. Основные средства (ОС) |
|
(индекс): УП-03.01 |
|
|||||||||
№ п/ п |
Элемент учетной политики в части методики учета основных средств |
Нормативный документ |
Допустимые варианты |
Вариант, закрепленный в учетной политике |
Вариант, фактически применяемый |
Комментарии |
||||||
1. |
Установление лимита стоимости объекта |
|
|
|
|
|
||||||
2. |
Классификация объектов учета |
|
|
|
|
|
||||||
3. |
Организация ведения аналитического учета |
|
|
|
|
|
||||||
4. |
Формирование первоначальной стоимости объектов |
|
|
|
|
|
||||||
5. |
Изменение первоначальной стоимости объектов |
|
|
|
|
|
||||||
6. |
Порядок отражения затрат на восстановление объектов |
|
|
|
|
|
||||||
7. |
Порядок определения срока полезного использования |
|
|
|
|
|
||||||
8. |
Способ начисления амортизации по объектам |
|
|
|
|
|
||||||
9 |
Применение ускоренной амортизации |
|
|
|
|
|
||||||
10 |
Переоценка |
|
|
|
|
|
||||||
11 |
Выводы |
|
|
|
|
|
||||||
Учетная политика в части методики учета конкретного объекта должна раскрывать особенности группировки, оценки фактов хозяйственной жизни, погашения стоимости активов и других важных аспектов. Контрольный документ по данной процедуре должен охватывать весь перечень разделов учета, используемых экономическим субъектом (нематериальные активы, основные средства, финансовые вложения и т.д.).
При изучении применения положений учетной политики в части конкретных объектов учета исполнитель контроля обращает внимание на соответствие выбранных приемов и способов нормам законодательства и на их экономическую обоснованность.
Таблица 6
Форма УП-04.01 «Проверка правильности внесения изменений
в учетную политику»
Контрольный модуль: Организация внутреннего контроля |
Подготовлено: |
Дата: |
Период проверки: |
Проверено: |
Дата: |
Объект: Учетная политика |
||
Процедура: Проверка правильности внесения изменений в учетную |
||
политику |
|
|
Код
(индекс):
УП-04.01
№ п/п |
Случаи изменения учетной, политики, закрепленные нормативными документами (п.10 ПБУ 1/2008) |
Оценка последствий изменения учетной политики |
Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики |
1. |
Изменения законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету |
|
|
2. |
Разработка организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает повышение качества информации об объекте бухгалтерского учета |
|
|
3. |
Существенное изменение условий хозяйствования. Такое изменение может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п. |
|
|
Проверка правильности внесения изменений в учетную политику
Учетная политика экономического субъекта «должна применяться последовательно из года в год» [1]. Соответственно при проведении контрольных процедур исполнитель контроля должен учитывать пролонгированный характер учетной политики, который заключается в отсутствии необходимости ее ежегодного составления и переутверждения.
При установлении факта утверждения учетной политики в измененной редакции исполнитель контроля должен убедиться в обоснованности таких изменений (табл. 6). Обоснованные изменения в учетной политике должны быть оформлены приказом (распоряжением) руководителя экономического субъекта.
В случае если последствия изменения учетной политики оказали или способны оказать существенное влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовые результаты его деятельности, движение денежных средств, необходимо дать оценку таких последствий в денежном выражении. Кроме этого, исполнителем контроля уточняется необходимость ретроспективного отражения последствий изменения учетной политики.
При проведении данной контрольной процедуры следует помнить, что «не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации» [2].
Таблица 7
Форма УП-05.01 «Проверка полноты раскрытия информации об учетной политике, подлежащей обязательному раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности»
Контрольный модуль: Организация внутреннего контроля |
Подготовлено: |
Дата: |
Период проверки: |
Проверено: |
Дата: |
Объект: Учетная политика |
Процедура: Проверка полноты раскрытия информации об учетной
политике, подлежащей обязательному раскрытию в бухгалтерской
(финансовой) отчетности
Код
(индекс):
УП-05.01
№ п/п |
Требования к информации об учетной политике организации, подлежащей обязательному раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности |
Степень раскрытия (полное / неполное) |
Влияние нераскрытия (неполного раскрытия) на решения пользователей бухгалтерской отчетности |
1. |
Способы ведения бухгалтерского учета (п. 17 ПБУ 1/2008) |
|
|
2. |
Существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности (п. 20 ПБУ 1/2008) |
|
|
3. |
Раскрытие информации в связи с применением МСФО (п. 20.1 ПБУ 1/2008) |
|
|
4. |
Раскрытие информации при использовании исключений при формировании учетной политики (отступление от общего алгоритма ее формирования) (п. 20.2 ПБУ 1/2008) |
|
|
5. |
Информация об изменении учетной политики (п. 21 ПБУ 1/2008) |
|
|
6. |
Информация о добровольном применении правил, утвержденных нормативным правовым актом, до наступления даты обязательного применения |
|
|
Проверка полноты раскрытия информации об учетной политике, подлежащей обязательному раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности
На завершающем этапе исполнитель контроля оценивает аспекты учетной политики, раскрываемые в бухгалтерской (финансовой) отчетности в обязательном порядке (табл. 7). В основе проведения данной процедуры лежит соблюдение требований нормативных правовых актов, а также интересов пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Исполнитель контроля дает характеристику степени раскрытия информации об учетной политике в бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также оценку влияния нераскрытия (неполного раскрытия) такой информации на решения пользователей. Особенно важным и полезным для пользователей является раскрытие информации, связанной с выбором экономическим субъектом конкретного способа из числа нескольких альтернативных вариантов.
Кроме этого, исполнитель контроля должен убедиться в том, что состав и содержание информации по конкретным объектам бухгалтерского учета, подлежащей раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности, соответствует требованиям положений по бухгалтерскому учету.
Перед выполнением процедур контроля желательно запланировать бюджет времени, в котором указываются затраты времени, отведенного на выполнение конкретных процедур. Учет затрат времени, как правило, ведется в человеко-часах. Планирование бюджета времени, отражающего трудозатраты исполнителя контроля, должно быть направлено на проведение контроля качественно и в оптимальные сроки.
Проведение внутреннего контроля учетной политики по вышеописанной методике позволяет сделать вывод о ее соответствии требованиям действующего законодательства и условиям функционирования экономического субъекта. В основе методики такой оценки лежит поэтапное выполнение контрольных процедур, факт выполнения которых документируется рабочими документами. На основе оформленной рабочей документации лицо, ответственное за осуществление внутреннего контроля, принимает решение о дальнейшем использовании учетной политики в неизменном виде в случае ее полного соответствия либо внесения изменений по результатам выявленных нарушений.
В дальнейшем результаты, обобщенные в рабочей документации контроля, используются для предварительной оценки достоверности отражения данных бухгалтерского учета в бухгалтерской отчетности.
Таким образом, благодаря применению данной методики, возможно осуществление полноценного мониторинга, результатом которого является обеспечение эффективного внутреннего контроля.
Литература
- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ
- Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008); утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н