Аудит государственных закупок представляет собой динамично развивающийся вид контрольного мероприятия. Учитывая, что государственные закупки осуществляются за счет бюджетных средств, актуальность данной темы обосновывается необходимостью достижения экономии и эффективности использования государственных финансовых ресурсов.
В условиях современной рыночной экономики государственные закупки являются приоритетным инструментом в процессе удовлетворения государственных и муниципальных нужд. Гражданский Кодекс Российской Федерации не дает определения «государственные закупки», однако ст. 525 гласит, что обеспечение государственных нужд в форме поставки товаров основывается на государственном контракте. Поэтому можно сделать вывод, что понятия «государственные закупки» и «государственный контракт» являются синонимами[1].
Аудит государственных закупок, представляя собой отдельный вид государственного контроля, появился относительно недавно, со вступлением в силу Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон № 44-ФЗ). Он охватывает все этапы государственных закупок, а именно: планирование; осуществление закупок; заключение и исполнение контракта2.
В соответствии с положением ст. 98 Закона № 44-ФЗ, аудит закупок проводится Счетной палатой РФ, контрольно-счетными органами субъектов и муниципальных образований РФ. В целях проведения аудита Закон № 44-ФЗ устанавливает исчерпывающий перечень мероприятий: экспертно-аналитическая деятельность, информационная и иная деятельность, целью которой является проверка, анализ и оценка информации о законности, целесообразности, обоснованности, эффективности и результативности расходов на закупки3. Другими словами, происходит проверка выполнения условий контракта по срокам, сопоставление количества и качества заявленных товаров, порядок ценообразования, процесс использования бюджетных средств, тестирование ведомственного контроля.
Стоит отметить, что аудит закупок непосредственно связан с основополагающим принципом бюджетной системы-эффективность использования бюджетный средств. Согласно ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, его сущность заключается в достижении участниками бюджетного процесса необходимого результата с использованием наименьших затрат. Данный принцип соответствует стандартам INTOSAI, закрепленным в международных нормативно-правовых актах.
На сегодняшний день существует несколько типов государственного аудита в области закупочной деятельности:
Таблица 1
Классификация государственного аудита в области закупочной деятельности
Классификация аудита |
Характеристика аудита |
Подтверждающий |
Его можно рассматривать как аналог традиционного аудита, потому что они оба направлены на оценку достоверности бюджетной отчетности. Сюда относят подтверждение полноты и точности бюджетных отчетов, выражение мнения относительно отдельных бюджетных операций |
Аудит соответствия |
В рамках государственных закупок он осуществляется по следующим направлениями: проверка бюджетного обязательства (недопущение перерасходования бюджетных средств, корректность классификации в учете), фактическая проверка доставленных товаров/оказанных услуг и т. д. По своей сущности он не затрагивает конечные результаты выполнения, поэтому не рассматривается как полноценное исследование деятельности аудируемого лица |
Аудит эффективности |
Его особенность состоит в том, что все внимание аудитора направлено не на отдельные бухгалтерские операции, а на конкретную оценку эффективности, рациональности конечных результатов деятельности |
Примечание: составлено автором
2 Дегтев Г. В., Гладилина И. П., Ященко В. В. Аудит в сфере закупок: сущность новации // Инновации и инвестиции. 2016. № 11. С. 16-18.
3 Лупинина О. А., Перов В. И. Аудит в сфере закупок // Вестник РЭУ им. Плеханова. 2017. № 2 (92). С. 81-89.
Все три вида аудита позволяют сформировать полный и точный взгляд на процесс осуществления государственных закупок.
Одной из основных проблем реализации аудита государственных закупок является их ориентир на объем выявленных нарушений[2]. В 2020 году Счётная палата выявила 779 фактов нарушений в сфере государственных закупок на общую сумму около 108,7 млрд рублей. То есть результативность и эффективность работы органов аудита измеряется денежным выражением нарушений. Показатель выявленных нарушений может быть как в относительной, так и абсолютной форме. Но даже этот факт не меняет проблему отсутствия должно разработанной системы оценки работы контрольно-счетных органов. Необходимо разработать методику сопоставления результатов количественно-качественного анализа.
Также в системе организации государственных закупок отсутствуют правила применения предельных цен на отельные категории товаров. Это становится причиной нарушений, которые касаются закупки предметов роскоши. До сих пор отсутствует общий нормативно-правовой акт, который регламентировал бы порядок установления начальной (максимальной) цены контракта. Этот факт существенно сказывается на эффективности проведения государственных закупок[3]. В 2020 году для снижения количества нарушений Правительство РФ внесло в действующее законодательство ряд изменений, касающихся порядка обоснования цены государственного контракта, например при осуществлении закупок строительных материалов. В связи с тем, что за последний год цены на рынке строительных ресурсов значительно выросли, стало невозможно исполнить большую часть строительных контрактов с твердой ценой. Поэтому 9 августа 2021 года Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин подписал Постановление № 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Теперь ряд подрядчиков (полный список указан в приложении к Постановлению) могут изменить цену контракта по реконструкции, капитальному вложению, заключенному в рамках Закона № 44-ФЗ.
Государственные закупки являются одним из ключевых элементов функционирования государственного механизма. Учитывая, что весь объем закупаемых товаров и услуг финансируются за счет бюджетных средств, очень важно осуществлять контроль за эффективностью и целесообразностью их расходования. Сам процесс осуществления государственных закупок позволяет эффективно использовать бюджетные средства и приносит выгоду обоим сторонам контракта. Совершенствование условий аудита государственных закупок может обеспечить устойчивое функционирование всей экономической системы в целом, а также пресечь коррупционное расходование бюджетных средств.
Список литературы
- Богомазова Е. К. Основные цели и задачи аудита закупок // Инновации и инвестиции. 2018. № 5. С. 155-156.
- Бибиков А. А. О полномочиях органов внешнего ГФК при осуществлении аудита в сфере госудрственнх и муниципальных закупок // Вестник СГЮА. 2014. № 2.
- Воробьев И. П., Матвеева Е. Ю. Аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг как вид внешнего государственного финансового контроля // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. № 2(31). С. 343-346.
- Гладилина И. П., Богомазова Е. К., Курандина Ю. О. Основные подходы к совершенствованию аудита в сфере закупок // Инновации и инвестиции. 2018. № 3. С. 282-284.
- ГладчукА. В. Аудит в сфере закупок как инструмент повышения эффективности расходования бюджетных средств в контрактной системе // Гуманитарные и юридические исследования. 2019. № 46. С. 119-121.
- Дегтев Г. В., Гладилина И. П., Ященко В. В. Аудит в сфере закупок: сущность новации// Инновации и инвестиции. 2016. № 11. С. 16-18.
- Лупинина О. А., Перов В. И. Аудит в сфере закупок // Вестник РЭУ им. Плеханова. -2017. № 2 (92). С.81-89.
- Панков В. В., Кожухов В. Л. Методология аудита государственных закупок: международный аспект // Учет. Анализ. Аудит. 2015. № 4.
- Тараскина А. В., Дубская Е. С. Аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд как метод оценки их эффективности // Финансы и кредит. 2015. № 16 (640). С. 50-59.
- Смольникова Н. А. Методы оценки эффективности закупочной деятельности в рамках Федерального Закона // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2014. № 5. С. 565-568.
[1] Богомазова Е. К. Основные цели и задачи аудита закупок // Инновации и инвестиции. 2018. № 5. С. 155-156.
[2] Смольникова Н. А. Методы оценки эффективности закупочной деятельности в рамках Федерального Закона/ / Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2014. № 5. С. 565-568.
[3] Тараскина А. В., Дубская Е. С. Аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд как метод оценки их эффективности// Финансы и кредит. 2015. № 16 (640). С. 50-59.