Методология аудита государственных закупок

Теория аудита, аналитические статьи, рейтинги

Автор:
Источник: Журнал “Учет и контроль” №11-2021
Опубликовано: 23 октября 2021

Аудит государственных закупок представляет собой ди­намично развивающийся вид контрольного мероприятия. Учитывая, что госу­дарственные закупки осуществляются за счет бюджетных средств, актуаль­ность данной темы обосновывается необходимостью достижения экономии и эффективности использования государственных финансовых ресурсов.

В условиях современной рыночной экономики госу­дарственные закупки являются приоритетным инструментом в процессе удо­влетворения государственных и муниципальных нужд. Гражданский Кодекс Российской Федерации не дает определения «государственные закупки», однако ст. 525 гласит, что обеспечение государственных нужд в форме по­ставки товаров основывается на государственном контракте. Поэтому можно сделать вывод, что понятия «государственные закупки» и «государственный контракт» являются синонимами[1].

Аудит государственных закупок, представляя собой отдельный вид гос­ударственного контроля, появился относительно недавно, со вступлением в силу Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере за­купок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муници­пальных нужд» (далее Закон № 44-ФЗ). Он охватывает все этапы государ­ственных закупок, а именно: планирование; осуществление закупок; заклю­чение и исполнение контракта2.

В соответствии с положением ст. 98 Закона № 44-ФЗ, аудит закупок проводится Счетной палатой РФ, контрольно-счетными органами субъектов и муниципальных образований РФ. В целях проведения аудита Закон № 44-ФЗ устанавливает исчерпывающий перечень мероприятий: экспертно-аналитическая деятельность, информационная и иная деятельность, целью ко­торой является проверка, анализ и оценка информации о законности, целе­сообразности, обоснованности, эффективности и результативности расхо­дов на закупки3. Другими словами, происходит проверка выполнения условий контракта по срокам, сопоставление количества и качества заяв­ленных товаров, порядок ценообразования, процесс использования бюджет­ных средств, тестирование ведомственного контроля.

Стоит отметить, что аудит закупок непосредственно связан с основопо­лагающим принципом бюджетной системы-эффективность использования бюджетный средств. Согласно ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Феде­рации, его сущность заключается в достижении участниками бюджетного процесса необходимого результата с использованием наименьших затрат. Данный принцип соответствует стандартам INTOSAI, закрепленным в меж­дународных нормативно-правовых актах.

На сегодняшний день существует несколько типов государственного аудита в области закупочной деятельности:

Таблица 1

Классификация государственного аудита в области закупочной деятельности

Классификация аудита

Характеристика аудита

Подтверждающий

Его можно рассматривать как аналог традиционного аудита, потому что они оба направлены на оценку достоверности бюджетной отчетности. Сюда относят подтверждение полноты и точности бюджетных отчетов, выражение мнения относительно отдельных бюджетных операций

Аудит соответствия

В рамках государственных закупок он осуществляется по следующим направлениями: проверка бюджетного обязательства (недопущение перерасходования бюджетных средств, корректность классификации в учете), фактическая проверка доставленных товаров/оказанных услуг и т. д. По своей сущности он не затрагивает конечные резуль­таты выполнения, поэтому не рассматривается как полноценное ис­следование деятельности аудируемого лица

Аудит эффективно­сти

Его особенность состоит в том, что все внимание аудитора направлено не на отдельные бухгалтерские операции, а на конкретную оценку эф­фективности, рациональности конечных результатов деятельности

Примечание: составлено автором

2 Дегтев Г. В., Гладилина И. П., Ященко В. В. Аудит в сфере закупок: сущность новации // Инновации и инвестиции. 2016. № 11. С. 16-18.

3 Лупинина О. А., Перов В. И. Аудит в сфере закупок // Вестник РЭУ им. Плеханова. 2017. № 2 (92). С. 81-89.

Все три вида аудита позволяют сформировать полный и точный взгляд на процесс осуществления государственных закупок.

Одной из основных проблем реализации аудита государственных заку­пок является их ориентир на объем выявленных нарушений[2]. В 2020 году Счётная палата выявила 779 фактов нарушений в сфере государственных закупок на общую сумму около 108,7 млрд рублей. То есть результативность и эффективность работы органов аудита измеряется денежным выражением нарушений. Показатель выявленных нарушений может быть как в относи­тельной, так и абсолютной форме. Но даже этот факт не меняет проблему отсутствия должно разработанной системы оценки работы контрольно-счет­ных органов. Необходимо разработать методику сопоставления результатов количественно-качественного анализа.

Также в системе организации государственных закупок отсутствуют пра­вила применения предельных цен на отельные категории товаров. Это стано­вится причиной нарушений, которые касаются закупки предметов роскоши. До сих пор отсутствует общий нормативно-правовой акт, который регламен­тировал бы порядок установления начальной (максимальной) цены кон­тракта. Этот факт существенно сказывается на эффективности проведения государственных закупок[3]. В 2020 году для снижения количества нарушений Правительство РФ внесло в действующее законодательство ряд изменений, касающихся порядка обоснования цены государственного контракта, напри­мер при осуществлении закупок строительных материалов. В связи с тем, что за последний год цены на рынке строительных ресурсов значительно вы­росли, стало невозможно исполнить большую часть строительных контрактов с твердой ценой. Поэтому 9 августа 2021 года Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин подписал Постановление № 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Феде­рации». Теперь ряд подрядчиков (полный список указан в приложении к По­становлению) могут изменить цену контракта по реконструкции, капиталь­ному вложению, заключенному в рамках Закона № 44-ФЗ.

Государственные закупки являются одним из ключевых элементов функционирования государственного механизма. Учитывая, что весь объем закупаемых товаров и услуг финансируются за счет бюджетных средств, очень важно осуществлять контроль за эффективностью и целесо­образностью их расходования. Сам процесс осуществления государственных закупок позволяет эффективно использовать бюджетные средства и прино­сит выгоду обоим сторонам контракта. Совершенствование условий аудита государственных закупок может обеспечить устойчивое функционирование всей экономической системы в целом, а также пресечь коррупционное рас­ходование бюджетных средств.

 

Список литературы

  1. Богомазова Е. К. Основные цели и задачи аудита закупок // Иннова­ции и инвестиции. 2018. № 5. С. 155-156.
  2. Бибиков А. А. О полномочиях органов внешнего ГФК при осуществ­лении аудита в сфере госудрственнх и муниципальных закупок // Вестник СГЮА. 2014. № 2.
  3. Воробьев И. П., Матвеева Е. Ю. Аудит в сфере закупок товаров, ра­бот, услуг как вид внешнего государственного финансового контроля // Бал­тийский гуманитарный журнал. 2020. № 2(31). С. 343-346.
  4. Гладилина И. П., Богомазова Е. К., Курандина Ю. О. Основные под­ходы к совершенствованию аудита в сфере закупок // Инновации и инвести­ции. 2018. № 3. С. 282-284.
  5. ГладчукА. В. Аудит в сфере закупок как инструмент повышения эф­фективности расходования бюджетных средств в контрактной системе // Гу­манитарные и юридические исследования. 2019. № 46. С. 119-121.
  6. Дегтев Г. В., Гладилина И. П., Ященко В. В. Аудит в сфере закупок: сущность новации// Инновации и инвестиции. 2016. № 11. С. 16-18.
  7. Лупинина О. А., Перов В. И. Аудит в сфере закупок // Вестник РЭУ им. Плеханова. -2017. № 2 (92). С.81-89.
  8. Панков В. В., Кожухов В. Л. Методология аудита государственных закупок: международный аспект // Учет. Анализ. Аудит. 2015. № 4.
  9. Тараскина А. В., Дубская Е. С. Аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд как метод оценки их эффективности // Финансы и кредит. 2015. № 16 (640). С. 50-59.
  10. Смольникова Н. А. Методы оценки эффективности закупочной дея­тельности в рамках Федерального Закона // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2014. № 5. С. 565-568.


[1] Богомазова Е. К. Основные цели и задачи аудита закупок // Инновации и инвестиции. 2018. № 5. С. 155-156.

[2] Смольникова Н. А. Методы оценки эффективности закупочной деятельности в рамках Феде­рального Закона/ / Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2014. № 5. С. 565-568.

[3] Тараскина А. В., Дубская Е. С. Аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспече­ния государственных и муниципальных нужд как метод оценки их эффективности// Фи­нансы и кредит. 2015. № 16 (640). С. 50-59.

Автор:

Теги: аудит государственных закупок  методология аудита  государственные закупки  бюджетные средства  Гражданский Кодекс  государственный контракт  государственный контроль  44-ФЗ  контрактная система  закупочная деятельность  аудит соответствия  аудит эффектив