В продолжение новости. Напомним суть. Увеличение налоговых сборов может быть достигнуто за счет того, что с залогового имущества (перешедшего к банку после дефолта заемщика) налоги будут начисляться с остаточной стоимости без учета начисленных резервов. Имущество при этом может быть либо долгосрочным активом, предназначенным для дальнейшей перепродажи, либо объектом недвижимости, временно не использующемся в деятельности – соответственно, если банк позднее планирует использовать недвижимость для собственных нужд. Вопрос тем более спорный с учетом того, что в случае с долгосрочными активами налог на имущество до сих пор не начислялся вообще, и ЦБ хочет радикально поменять свой подход. Грядут налоговые претензии и судебные споры. Мы спросили экспертов, чью позицию в этой ситуации они бы отстаивали и почему. Вот что они нам ответили…
Ольга Косец, президент МОО поддержки и защиты малого и среднего бизнеса "Деловые люди”:
Суровые времена вынуждают государство искать доходы там, где раньше оно смотрело на их недополучение “сквозь пальцы”. Я в данном случае полностью на стороне Минфина. Действительно, долгое время заемное имущество, попавшее к банкам после дефолта заемщика, не облагалось налогом, по сути все же являясь активом. Вполне естественно для нынешних реалий начать взимать налог на все эти “заводы-газеты-пароходы”, тем более в щадящем режиме - по остаточной стоимости. Не исключено, что банки возопят, мол, они и так недополучили от разорившегося заемщика вложенных средств, но - мы же знаем, что стоимость залога практически всегда превышает, и намного, сумму выданного кредита. Так что банки свои риски и так неплохо страхуют, теперь им стоит вспомнить о стране и ее рисках.Эдуард Матвеев, независимый финансовый эксперт, автор книг по повышению финансовой грамотности для детей:
Очевидно, что в этом вопросе Минфин хочет “убить двух зайцев сразу”: повысить налоговые платежи и снизить мотивацию банков отбирать имущество у бизнеса, чтобы стороны хоть как-то могли договариваться, и предприниматели не уходили в банкротство, а пытались вытянуть бизнес. На мой взгляд, очень интересное решение.
Антон Городецкий, ведущий юрисконсульт КСК групп:
Письмо ФНС № БС-4-11/12880 соответствует общему тренду на ужесточение налогового администрирования и на поиск новых источников бюджетного финансирования (повышение кадастровой стоимости недвижимости, признание иностранных компаний налоговыми резидентами РФ в случае, если фактическое управление осуществляется из России, введение так называемого “налога на Google” и т. д.).
Вероятно, новый подход ФНС по вопросу учета и налогообложения основных средств кредитных организаций скоро получит свою судебную оценку. Если суды согласятся с позицией налоговых органов, стоимость банковских услуг возрастет, кредитные организации будут предъявлять более высокие требования к залоговой недвижимости, а бизнес в конечном счете перенесет все издержки по росту стоимости кредитов на потребителей.