По материалам: International Accountant №99 (май-июнь 2018)
Текущий 2018 год стал очень многообещающим годом с точки зрения развития таких современных трендов как открытое банковское обслуживание, позволяющее компаниям во всем мире активнее интегрировать технологические наработки в жестко регулируемую сферу платежных систем. В результате становится возможной реализация более эффективных и гибких международных коммерческих инициатив с другими компаниями и собственными клиентами.
В значительной мере за распространение инноваций следует благодарить прошлогодние планы дигитализации “Большой двадцатки”, а также отчет от Совета по финансовой стабильности (FSB), который обратился к теме влияния технологической индустрии на мировую финансовую стабильность. Под председательством управляющего Банка Англии Марка Карни (Mark Carney) Совет по финансовой стабильности определил три приоритетные области для международного сотрудничества:
- управление операционными рисками, источником которых является третья сторона (провайдеры услуг)
- минимизация киберрисков
- мониторинг финансовых макрорисков, возникающих в результате развития индустрии финансовых технологий
В этой связи Совет по финансовой стабильности отдельно отмечает преимущества международного сотрудничества.
Кроме того, в отчет вошли результаты масштабного опроса, проведенного британской компанией по изучению общественного мнения YouGov по поручению Лондонской фондовой биржи в рамках сотрудничества с деловой ассоциацией TheCityUK. В исследовании использовались данные более 400 международных “финтех”-компаний из восьми стран мира – Австралии, Великобритании, Германии, Гонконга, Израиля, США, Сингапура и Турции. Результаты неоднозначно дают понять всю глубину сегодняшних амбиций по поводу расширения и развития на ближайшие годы.
Все принявшие участие в опросе компании получили доступ к финансированию, по меньшей мере, первого раунда инвестиций (“Series A” - капитал, привлекаемый после самых первых “посевных инвестиций”; в роли источника традиционно выступают венчурные инвесторы, которые могут заинтересоваться компанией, у которой уже есть обширные планы по привлечению клиентов, но пока не выработана модель долгосрочного развития и, если уж на то пошло, видение монетизации своего бизнеса). 13% компаний из выборки привлекли более поздние раунды финансирования – Series D и далее.
Таким образом, исследование демонстрирует планы на глобальное развитие одного из самых динамичных секторов технологической отрасли. Какие основные выводы можно сделать?
Прежде всего, в своем развитии “финтехи” сегодня все активнее придерживаются международных стратегий: 72% планируют расширяться в иностранные юрисдикции, а 73% при этом считают, что должны либо прийти на новый рынок, либо расширить существующие, чтобы обеспечить свой рост.
Далее, когда “финтехи” настроены на рост, они подразумевают существенный рост - на 80% в ближайшие три года. Если же речь идет о более развитых компаниях на четвертом раунде финансирования (Series D), то они всерьез рассчитывают на средние показатели в 320%! за тот же период.
Самыми перспективными рынками для развития, в их понимании, сегодня являются США (33%), Китай (30%) и Великобритания (24%). 46% при этом собираются расти на основе крупной частной компании, 33% планируют публичное размещение, и 73% считают, что будущий рост им поможет обеспечить разработка новой технологии, которая дополнит собой их сегодняшние возможности.
Но не стоит думать, что на их пути совсем не окажется препятствий. Конкуренцию (43%) и экономическую уверенность (35%) называют в числе самых вероятных факторов, способных затормозить рост. 66% участвовавших в опросе компаний назвали хотя бы один препятствующий фактор, который находится под контролем государства (например, регулирование и требования к комплайенсу, доступ к квалифицированным кадрам, стоимость ведения бизнеса включая налоги и т.д.).
Еще одна характерная особенность: компания в секторе финансово-технологических услуг продолжат привлекать капитал, и все чаще - через публичные рынки (у 85% это может произойти в ближайшие три года). В сравнении со своими конкурентами из других стран, британские “финтехи” считают такой способ привлечения капитала более очевидным и с меньшим количеством барьеров. Для 35% всех компаний финансирование сегодня является наивысшим приоритетом.
Самые перспективные с их точки зрения публичные площадки для размещения акций или долговых инструментов - это Нью-Йорк (43%), Лондон (38%) и Гонконг (32%). Однако по причине ориентации Лондона на глобальную конвергенцию режимов регулирования именно британские IPO считаются самыми простыми и с наименьшем количеством барьеров.
Для регуляторов и политических деятелей компании данного сектора служат в роли своеобразных ориентиров дальнейших тенденций. Например, уже сейчас понятны их планы по международному развитию и международная ориентация бизнеса в целом. Для роста они выбрали весьма существенные ориентиры и имеют по этой причине четко выраженные потребности в финансировании.
Еще в 2016 году аудиторская компания Ernst & Young представила отчет по текущей ситуации с британским сектором финансовых технологий на основе проведенного по поручению Казначейства исследования. Великобритания в роли мировой “гавани”для финансово-технологических организаций была признана первой с точки зрения привлекательности благодаря своей самой сильной по сравнению с конкурентами финансово-технологической “экосистеме”. И сегодня, два года спустя, Туманный Альбион продолжает играть ключевую роль в данном секторе, поэтому значительная доля компаний уже работают именно там. Из всех восьми стран, где “финтехи” сегодня осуществляют свою деятельность, именно лондонские организации называют публичное размещение акций и облигаций наиболее простым вариантом привлечения средств.
Международный характер бизнеса неоднократно выделяется в отчете не зря, так как регулирование также становится международным по своей природе. В 2016 году британское Управление по финансовым услугам (FCA) предложило компаниям в этой отрасли начать играть в “регуляторной песочнице”, дабы протестировать свои продукты на реальных потребителях, но в контролируемой среде. Возможность действует до сих пор и дает компаниям ощущение безопасного пространства, в котором бизнес может протестировать свои продукты, услуги и бизнес-модели, но без того чтобы немедленно оказываться под давлением обычного режима регулирования со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Подход FCA сам по себе инновационный, но в этом году он получит дальнейшее развитие: Управление по финансовым услугам подписало с американской Комиссией по торговле товарными фьючерсами (CFTC) иcторическое соглашение о сотрудничестве, в рамках которого оба регулятора будут оказывать своим инновационным компаниям помощь с развитием, используя имеющиеся у них обоих механизмы – “FCF Innovate” и “LabCFTC” , соответственно.
Британское FCA сегодня изучает возможности для создания уже глобальной “песочницы”, в рамках которых британские “финтехи” смогут проводить тестирование своих продуктов уже в разных мировых юрисдикциях, а мировые регуляторы в рамках таких тестовых режимов - работать вместе над решением распространенных проблем международного регулирования. Принять участие в каждом тестовом варианте регулирования смогут две и более юрисдикций. Для инвестиционной привлекательности Великобритании это огромный плюс, так как компании теперь знают, что могут прийти в Лондон, чтобы не только протестировать свои продукты, но и оценить в тестовом режиме возможности глобального расширения.
Сектор финансовых технологий трансформирует финансовые услуги и бизнес модели. После тестирования всех инновационных продуктов им следует оперативно дать доступ на рынок - само собой, с соблюдением всех необходимых мер защиты интересов потребителей. Мировым финансовым центрами придется реагировать быстро и уверенно, и где-то даже с привлечением определенной фантазии. То, что Лондон занимает столь высокие позиции по своей инвестиционной привлекательности, говорит о том, что он все делает правильно.