В продолжение недавней новости. 10 июня Попечители Фонда МСФО (организации, “присматривающей” за деятельностью Совета по МСФО) представили окончательный вариант сделанных ими заключений относительно эффективности работы и предварительный вариант изменений в конституцию - или устав, если угодно - этой организации. Как выяснилось, по результатам полученных комментариев Попечители решили внести некоторые улучшения, чтобы обеспечить наилучшее соответствие структуры Фонда МСФО изменившимся условиям. Три основных направления улучшений – это обеспечение большей актуальности стандартов МСФО, поддержка их последовательного применения и улучшение систем управления и финансирования Фонда МСФО. В этом небольшом видео председатель Совета Попечителей, хорошо знакомый нашим постоянным читателям Мишель Прада (Michel Prada) делится некоторыми интересными деталями.
Источник: IFRS
Фонд управляется Советом Попечителей. А сами стандарты разрабатываются отдельным Советом, который носит название “IASB”. Попечителям же приходится иметь дело с разработкой стратегий, управлением Фонда, и они же наблюдают за работой IASB.
Поэтому мы на регулярной основе пересматриваем структуру, эффективность нашей организации, и это уже пятая подобного рода инициатива, с тех пор как мы были созданы в 2001. Мы реализуем это в качестве расширенных консультаций: проводим публичные обсуждения, общаемся с консультативным советом (который также является важной составной частью организации и представляет собой стейкхолдеров различных категорий), и мы проводим дискуссии по всему миру, также со всеми возможными категориями стейкхолдеров, чтобы убедиться, что функционирование идет как надо, чтобы оценить возможные изменения, которые необходимо внести в организацию, способ нашего функционирования, наши приоритеты, и чтобы дать прогноз на будущее на ближайшие пять лет или около того.
Что покрывала процедура пересмотра?
Основной областью внимания стал, в первую очередь, охват стандартов. Во-вторых, это были проблемы с внедрением, ставшие критическими вместе с тем, как стандарты ставали все более глобальными. Ну а в-третьих – это, собственно, управление и финансирование организации и способ ее функционирования.
Управление
У Фонда имеется Совет Попечителей, наблюдающий за работой Совета по стандартам, а за самой организацией присматривает Наблюдательный совет, в состав которого входят регуляторы рынков ценных бумаг. Такая трехуровневая организация полностью актуальна, поэтому мы ее сохраняем. А если брать частности, то вопрос представления в нем поднимался некоторыми респондентами в ответ на наши консультации – прежде всего вопрос географического представления нашей организации и вопрос количества членов IASB.
Каким именно образом поменяется представление?
Одно из решений - “слить” Северную Америку и Южную Америку в один регион с названием “Америки”, с тем чтобы сбалансировать представление этого региона. А второе решение касалось самого Совета по стандартам, где мы решили сократить численность членов с 16 до 13, с возможностью иметь еще одного дополнительного члена Совета на непостоянной основе, если это необходимо.
Финансирование
Мы сохраняем сегодняшнюю структуру финансирования, состоящую в основном из публичного финансирования, существенной поддержки со стороны крупнейших аудиторских компаний и коммерческих источников в форме продажи наших книг, материалов и так далее. Мы это сохраняем. В будущем мы вернемся к этому: нам бы хотелось оговорить большее вовлечение публичных организаций в финансирование.
Полномочия Совета
Вопросы задавались и в отношении учетных стандартов общественного сектора. Мы решили, что сюда нам лучше не соваться, потому что уже есть организация, работающая в этой области – IPSASB, с которым мы работали и продолжаем очень тесно работать. Мы также задумались о некоммерческих предприятиях: некоторые из них стали очень глобальными сегодня. Это, конечно, интересный вопрос, но опять-таки, поскольку у нас и так много работы, мы решили не углубляться в эту сферу и просто продолжать работать с организациями, которые имеют дело с некоммерческими предприятиями.
Влияние технологических инноваций
Здесь два основных подхода. В краткосрочном периоде мы хотим улучшить актуальность Таксономии и убедиться, что Таксономия – основной инструмент дигитализации учетных стандартов – полностью отвечает принципам самих стандартов. Это нечто из разряда того, правильное функционирование чего мы должны обеспечить уже сегодня. А в более долгосрочном периоде мы разработаем экспертную сеть, включающую представителей различного вида организаций, участвующих в этих технологических разработках, будь-то со стороны технологических Советов, но также и со стороны пользователей. Мы говорим здесь в основном о регуляторах рынка ценных бумаг и всех тех организациях, которые тестируют технологии доступа к стандартам и дигитализации, способность пользователей полагаться на финансовую информацию.
Поддержка внедрения и применения стандартов МСФО
Очевидно, это очень приоритетно для нас, поскольку мы стали глобальной организацией. Практически 120 стран требуют применения МСФО, и еще 20 – их разрешают. Следовательно, последовательное применение очень важно не только для пользователей, но и для качества самих стандартов, ведь качество стандартов может прострадать, если они не будут применяться, как следует. Поэтому это очень приоритетно, и мы будем работать здесь по ряду инициатив. Во-первых, это пересмотр результативности внедрения – “post-implementation reviews”. Образование: мы постараемся донести здесь наши рекомендации до всех категорий пользователей. Наконец, это работа со всеми организациями, связанным с внедрением стандартов, а именно – представителями бухгалтерской профессии, разработчиками стандартов, а также регуляторами рынка ценных бумаг, которые отвечают за то, чтобы убедиться, что информация в интересах инвесторов имеет надлежащее качество.
Каковы следующие шаги для Фонда?
Мне кажется, следующий шаг – это, очевидно, попытаться завершить глобализацию стандартов. Мы уже очень близки к этому в том смысле, что компании сегодня могут получить листинг где угодно, применяя МСФО. Но, тем не менее, мы в курсе, что есть страны, которые пока не приняли стандарты, и мы продолжим искать способы их вовлечения. Конечно, мы осознаем, что США – очень большой “кусок” в этом плане, и нам нужно продолжать работать с ними очень тесно. Однако нас очень воодушевляет прогресс, который имеет место в Японии, Китае, Индии и где бы то ни было еще. Таким образом, это, наверное, наиболее приоритетное направление – завершение глобализации стандартов. А второй момент – это, конечно, убедиться в том, что внедрение идет как надо, чтобы мы не видели расхождений в способах практического применения стандартов. Нам придется с этим справляться. Это непросто и требует тесного сотрудничества с людьми, которые работают с ними на практике.