Автор: Мариан Керфью (Marianne Curphey), финансовый журналист, автор книги “How Money Works”, в прошлом - обозреватель The Guardian, зам. главного редактора Guardian online, также работала на The Times, Telegraph и BBC
Источник оригинальной статьи: AAT
Сможет ли когда-либо биткоин использоваться в повседневной жизни для оплаты чашечки латте или покупки новой автомашины? Может быть, налоговым службам пора подумать о возможности принятия его в качестве средства уплаты налогов?
Возможность такого в ближайшем будущем маловероятна. В начале этого года Microsoft прибегла к биткоину к качестве меры для стимулирования лояльности своих клиентов, позволив им использовать биткоины для оплаты в онлайн-сервисах Windows и Xbox, однако вскоре после этого технологический гигант приостановил платежи ввиду очень высокой волатильности криптовалюты.
Конечно, это не единственная американская компания, которая, в целом, признает криптовлаюты. Например, у производителя финансовых приложений Mint.com есть специальные трекер по биткоинам. У еще одного американского производителя бухгалтерского ПО Intuit также имеется программа, позволяющая торговым организациям принимать биткоины в качестве средства оплаты.
Несмотря на это, немало компаний, которые запустили в пилотном режиме связанные с криптовалютами программные продукты, а впоследствии приостановили эти инновационные проекты из-за высоких транзакционных издержек и продолжительного времени ожидания, что все вместе делает криптовалюты нерациональным способом оплаты товаров или услуг. Например, специализирующаяся на онлайн-платежах $9-миллиардная технологическая компания Stripe больше не предлагает свой продукт, который ранее позволял ритейлерам принимать биткоины в качестве средства оплаты.
Транзакционные издержки
В самом деле, недавнее исследование показало, что среди торговых компаний принятие биткоина (как самой популярной криптовалюты из всех) в данный момент находится на исторически низком уровне. Согласно недавнему отчету от JPMorgan, о котором рассказывали Bloomberg и Business Insider, среди 500 крупнейших онлайн-продавцов лишь три принимает сегодня биткоины в качестве средства оплаты. В прошлом году таких было пять.
Для торговых организаций, малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей, которые хотят все же попробовать криптовалюты
в своем бизнесе, серьезной проблемой становится проведение небольших транзакций с их помощью. Проведение транзакции с
биткоинами возможно при подключении и обработки ее независимыми сторонними компьютерами. Быстрое проведение транзакций имеет свою цену, которая здесь именуется “платой за майнинг” - “mining fee”. Чем выше спрос, тем выше майнинговые затраты, которые в декабре прошлого года достигли своего пика: люди требовали к оплате в среднем по $37 “сверху” каждой транзакции. Сейчас это значение упало до $6, но кто же может исключить повторения волатильности в будущем?
Директор продуктовых стратегий в Gemalto Джо Пиндар (Joe Pindar) говорит, что два-три года назад, когда биткоины торговались в качестве криптовалюты, требовалось лишь около десяти минут на проведение транзакции и буквально несколько пенни “сверху”, потому что издержки обмена были невелики. “Теперь же проведение транзакции занимает часы и даже дни, и комиссия за это может быть £5”, - говорит он. Сетевые транзакционные комиссии рассчитываются в денежных единицах “сатоши” (названных так в честь создателя биткоина Сатоши Накамото) – то есть фракциях биткоина, и зависят они от спроса.
Ценообразование на основе стоимости фиатных валют и стоимости реальных товаров или услуг принимает в расчет увеличение цены биткоинового актива. Самая высокая в истории транзакционная комиссия в сети биткоин была зафиксирована в декабре прошлого года, и составила она $55.16. Поэтому, по мнению Джо Пиндара, сама идея того, что когда-нибудь на биткоины можно будет купить чашечку кофе или заказать пиццу, на данный момент представляется абсурдной: стоимость такой транзакции намного превысит цену самой пиццы.
Просто умный инструмент маркетинга?
По словам Джо Пиндара, торговые организации сегодня используют биткоин в основном в маркетинговых целях. “Если вы используете биткоин для покупки товаров онлайн, первое, что делает продавец на стадии оформления покупки – это фиксация цены. Продавец дает покупателю фиатный эквивалент. Это означает, что конвертация биткоина в фиатную валюту в рамках данной отдельной транзакции фиксирована по определенной ставке. Поэтому все [риски] волатильности – на стороне инвестора, а не на стороне ритейлера”. С позиции ритейлера, установленные цены не могут меняться более чем на 20% в течение дня, что было бы возможно, если бы они были привязаны к криптовалютам.
Кроме всего прочего, серьезные колебания оказывают влияние на показатели финансовой стабильности. Если измерение активов нестабильно, что особенно верно для компаний, у которых величина резервов определяется требованиями законодательства (банки, страховые компаний, пенсионные фонды и т.д.), то встает вопрос о надежности такой оценки. “Сама идея того, чтобы держать такой волатильный актив как криптовалюты на балансе, с точки зрения бухгалтерии является настоящим кошмаром”, - говорит эксперт. – “Это создает много вопросов на уровне [управляющего] совета в отношении оценки, финансовой состоятельности и т.д.”.
Волатильность – это проблема
И покупателям, и продавцам хотелось бы быстрой обработки транзакций с криптовалютами по той причине, что биткоин очень волатилен. Вырасти и упасть весьма значительно он может в течение буквально нескольких часов, не говоря уже о днях. Если люди проводят транзакции на крупные суммы, даже небольшое смещение курса биткоина против американского доллара может означать, что они либо недоплатили, либо переплатили в момент закрытия сделки. Из-за своей чрезмерной волатильности криптовалюты не торгуются в пределах установленного диапазона, как это верно со многими валютами рынка FOREX, где курсы намного более стабильны.
Сегодня биткоин стоит около $9,000 – намного меньше своего пикового значения в $20,000 в декабре прошлого года. А вообще, на протяжении истории инвесторам удавалось наблюдать колоссальные скачки и падения. Например, в течение буквально одного дня в июне прошлого года обвал составил $200.
Тем не менее, что удивительно, более трети (35%) владельцев малых и средних предприятий в Великобритании ожидают, что криптовалютные платежи станут повседневной реальностью в течение буквально двух лет – так показывает новое исследование от производителя аппаратов для оплаты по кредитным картам Paymentsense. Некоторые владельцы даже более оптимистичны: 21% (т.е. более чем каждый пятый) считают, что криптовалюты начнут массовый приход в жизнь в течение одного года.
При этом только лишь 13% компаний уже принимают
криптовалюты к оплате. 59% при этом всерьез раздумывают над инвестициями в них, но только лишь 18% уже начали это делать.
Гай Морев (Guy Moreve), глава маркетингового направления в Paymentsense, говорит: “Очевидно, криптовалюты быстро двигаются в сторону мейнстрима. Однако стоимость нерегулируемой криптовалюты быстро меняется. Это имеет существенные последствия для безопасности выручки малых и средних предприятий”.
Джо Пиндар добавляет, что для того, чтобы биткоин и криптовалюты в целом начали принимать на финансовых рынках серьезно, они просто обязаны подпадать хоть под какое-то финансовое регулирования и комплайенс. “В данный момент весь акцент – на анонимности, но в действительности правительство беспокоит налогообложение прироста капитала на торговле биткоинами”, - говорит он. – “Поскольку цена биткоина выросла с начала года на 1000%, правительства видят, что они пропускают очень большие суммы – просто потому, что не понимают, кто зарабатывает на этой торговле”.
Он также отмечает, что в данный момент пока нет способа для коротких продаж биткоина, что означает, что давление создается лишь со стороны инвесторов-покупателей (buy-side), и оттого такие скачки курсов. Впрочем, разработчик CME представил свою платформу по фьючерсам на биткоин, которая вводит sell-side, тем самым создавая давление “с противоположной стороны” и, потенциально, это может помочь со стабилизацией рынка.
Вопрос доверия
Отчет от JPMorgan гласит, что ни покупателям, ни продавцам большой выгоды от принятия криптовалют в качестве платежного средства ждать не стоит, поскольку:
- Покупатели, у которых есть криптовалюты, более заинтересованы во владении ими ради прироста капитала, а не в том, что потратить их на товары, которые и так доступны для покупки с помощью традиционных валют. Если же они хотят их потратить, то несут высокие транзакционные издержки;
- С другой стороны, торговые компании не инвестируют пока очень много в создание необходимой инфраструктуры, поскольку спрос на это со стороны их покупателей невелик.
Франс Лабушен (Frans Labuschagne), управляющий производителя систем безопасности для мобильных приложений Entersekt в Великобритании и Ирландии, говорит, что стать мейнстримом криптовалютам пока что мешает доверие. “Чтобы держать деньги и данные желающих этого продавцов в безопасности, эти обменные операции нуждаются в [системах] безопасности. И у большинства они есть – за тем лишь исключением, что в данный момент криптовалютные биржи все еще полагаются на устаревшие, не говоря уж о том, что очень рисковые технологии” .
Но и те, кто просто участвует в купле-продаже криптовалют, со своей стороны также должны требовать большей безопасности со стороны платформ, которые они используют. “Это единственный способ обеспечить безопасность их инвестиций и избежать еще одной кошмарной истории об инвесторе, который потерял значительные суммы денег из-за несовершенных мер безопасности. В конце концов, криптовалюта находится на острие инноваций – так разве не должны технологии в той же мере прикрывать обменные операции? В противном случае они станут следующей легкой мишенью хакера”.