Некоторые проблемы развития аудита в России

Теория аудита,...

Автор:
Источник: Журнал “Аудит” №9-2014
Опубликовано: 6 Октября 2014

Краткий анализ современного состояния института саморегулирования в РФ

С момента принятия Федерального Закона № ФЗ-315 «О саморегулируемых организациях» прошло 6 лет. Этого вполне достаточно для того, чтобы можно было подвести первые итоги, сопоставить плюсы и минусы данного института, наметить пути дальнейшего движения. За это время в России появилось примерно 900 СРО на более чем 50 направлениях бизнеса. В соответствии с ФЗ-315 создаются национальные объединения СРО.

Для аудиторов тема национального объединения является наиболее принципиальной, ведь в отличие от других профессий его создание Законом «Об аудиторской деятельности» не предусмотрено. В этих условиях решение об учреждении Национального союза аудиторских объединений, принятое и реализованное в 2011 году при самом активном участии ААС. представляется стратегически верным и востребованным современным трендом развития профессии.

Парадокс заключается в том, что саморегулирование именно аудиторской деятельности поставлено в рамки контроля со стороны уполномоченного государственного органа. Большинство важнейших функций Закон 307 -ФЗ оставил за Минфином: утверждение стандартов, определение форм и правил проведения квалификационных экзаменов (т.е. по сути условий входа в профессию), определение принципов формирования и порядка работы Совета по аудиторской деятельности и его Рабочего органа. А и внешний контроль качества, как нам всем известно, может проводиться не только СРО, но и Росфиннадзором, который в своей деятельности полностью подотчетен Минфину.

Все это вызывает определенное недоумение: если государство настолько не доверяет аудиторам самим устанавливать нормы своей профессиональной деятельности, зачем вообще была инициирована столь масштабная реформа нашей с вами профессии? В этой связи представляется, что диалог со всеми ветвями государственной власти о путях изменения сложившейся ситуации, во многом характеризующейся как кризисная, необходимо продолжать всеми доступными нами способами.

На сегодняшний день на территории России существуют пять саморегулируемых организаций аудиторов. Но развитие процесса саморегулирования создает так же предпосылки для объединения СРО для решения общих задач, стоящих перед нами, путем создания единой структуры «над СРО». Причем этот механизм был предусмотрительно заложен в статью 24 ФЗ « О саморегулируемых организациях».

Сейчас в Госдуму внесен ФЗ «О национальных объединениях саморегулируемых организаций, в проекте которого предусмотрено право СРО на добровольной основе создавать актуальные объединения, объединяющие более 50% СРО, соответствующей сферы деятельности.

В целях соблюдения общественных интересов саморегулируемых организаций, формирование единых подходов к осуществлению деятельности в соответствующей сфере саморегулирования, координации деятельности саморегулируемых организаций, а также в целях обеспечения представительства и защиты интересов саморегулируемых организаций в органах государственной власти, органах местного самоуправления, взаимодействия саморегулируемых организаций и указанных органов, потребителей услуг государство содействует реализации права саморегулируемых организаций на объединение. По проекту ФЗ, некоторые объединения СРО осуществляют свою деятельность независимо от органов государственной власти и других общественных организаций.

Основными функциями национальных объединений саморегулируемых организаций являются:

  1. обсуждение вопросов государственной политики в соответствующей сфере деятельности;
  2. представление интересов саморегулируемых организаций в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления;
  3. формирование предложений по вопросам выработки государственной политики в соответствующей сфере деятельности;
  4. формирование предложений о совершенствовании правового и экономического регулирования соответствующей сферы деятельности;
  5. защита интересов саморегулируемых организаций соответствующей сферы деятельности;
  6. разработка федеральных стандартов соответствующей сферы деятельности, перечни которых могут быть пересмотрены законом;
  7. осуществление предварительной экспертизы нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих соответствующую сферу деятельности;
  8. рассмотрение проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих соответствующую сферу деятельности, и представление рекомендаций к их утверждению уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию соответствующей сферы деятельности;
  9. разработка дополнительных профессиональных программ в области соответствующей сферы.

Действовал бы такой ФЗ сейчас, невозможно было бы такое положение, когда Госдума принимает во втором чтении ФЗ « О внесении изменений в ФЗ « Об аудиторской деятельности», в котором предусмотрены новые критерии организации СРО аудиторов:

7 000 аудиторов или 1500 аудиторских организаций. И без обсуждения с аудиторским сообществом. Даже САД не принимал участие в обсуждении этих критериев, ссылаясь на особенности регламента Госдумы.

Рынок аудиторских услуг сейчас находится в кризисном состоянии, а нас ждут новые испытания, прямо скажем, новый хаос.

Саморегулируемые организации (далее – СРО) аудиторов выражают свое мнение о недопустимости поправок, предложенных главой комитета Госдумы РФ по финансовому рынку Н.В. Бурыкиной по увеличению числа участников СРО аудиторов, при наличии которого организация включается в государственный реестр СРО аудиторов.

Под указанные предложения, в настоящий момент не попадает ни одна из СРО аудиторов. По нашему мнению данное предложение является попыткой создания дискриминационных условий, которые напрямую запрещены п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июня 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В случае утверждения указанных поправок аудиторам и аудиторским организациям придется объединяться в СРО, подходящее под «новые» требования, что займет существенное количество времени для аудиторов и аудиторских организаций, а также, в силу п. 8 ч. 2 ст. 18 и п. 4 ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 30 декабря 2008 года 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», потребует дополнительной уплаты взносов в компенсационный фонд.

Первоначально идею создания Национального Союза единодушно поддержали руководители всех действующих СРО аудиторов в России.

Затем НП «АПР» сообщила, что намерена и далее вести диалог со всеми СРО аудиторов в рамках тех структур, которые создаются в соответствии с Федеральным законом от 30.12.08 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Сегодня Национальный Союз аудиторских объединений (НСА) учрежден четырьмя СРО аудиторов:

  • НП «Институт профессиональных аудиторов» (ИПАР);
  • НП «Московская аудиторская Палата» (МоАП);
  • НП «Российская коллегия аудиторов» (РКА);
  • НП «Аудиторская Ассоциация Содружество» (ААС).

К сожалению, на общем собрании РКА 17 июня принято решение о выходе из НСА, в основном по финансовым причинам.

Основная цель создания Национального Союза – консолидация и координация аудиторов в России для решения более острых и значимых задач. И таких задач перед российским аудитом в настоящее время предостаточно.

В частности, САД рекомендовал СРО улучшить координацию по сближению систем контроля качества работ в области повышения квалификации аудиторов.

Так необходимо создать систему, при которых учебно-методические центры (УМЦ), аккредитованные при СРО аудиторов, будут преподавать по единой утвержденной программе. Это позволит аудиторам, состоящим членами НП «МоАП», пройти обучение в УМЦ, аккредитованном в НП ААС, и наоборот.

Это перечень лишь немногих вопросов, которые уже сегодня решаются в рамках НСА.

Анализ состояния аудиторской деятельности в России

По сравнению с 2012 годом общая численность аудиторов и аудиторских организаций – членов СРО уменьшилась.

В 2012 году членами СРО являлись 4833 аудиторских организации, в 2013 – 4726 организаций. Соответственно количество аудиторов в 2012 году составило 24146, а в 2013 – 22966, из них сдавших на новый аттестат около 3200 человек. Это связано со многими причинами:

  1. аудиторское сообщество покидают аудиторы, которые фактически не занимались аудитом, поскольку поддерживать неработающий аттестат не выгодно;
  2. аудиторская профессия, к сожалению, далеко не самая высокооплачиваемая, и из-за высокой конкуренции и демпинга ряд фирм вынуждены прекратить свое существование, а аудиторы переходят на работу в другие, более высокооплачиваемые работы (финансовый директор, главный бухгалтер, налоговый консультант;
  3. часть аудиторов уходит на пенсию, а пополнение аудиторского рынка новыми специалистами довольно незначительно. Это в свою очередь связано и с трудностями сдачи экзамена, и с его дороговизной. Как уже говорилось, аудиторская профессия не столь привлекательна в финансовом отношении, чтобы человек был готов платить несколько раз за сдачу экзамена.

Снижение количества членов в 2013 году по сравнению с 2012 наблюдается у всех пяти СРО и составило:

  • НП ААС -1,5%, в т.ч. +33 аудиторских организаций и -128 аудиторов;
  • НП «МоАП» – 4,4%, в т.ч. -40 аудиторских организаций и -279 аудиторов;
  • НП «РКА» – 4,4%, в т.ч. -7 аудиторских организаций и -199 аудиторов;
  • НП «ИПАР» – 5,2%, в т.ч. -29 аудиторских организаций и -128 аудиторов;
  • НП «АПР» – 6,6%, в т.ч. -64 аудиторских организаций и -446 аудиторов.

Количество аудиторов – физических лиц снизилось во всех СРО, а вот количество аудиторских организаций увеличилось только у СРО НП ААС.

Анализ динамики количества аудиторских организаций и аудиторов в РФ за шесть лет показывает, что до 2011 года наблюдался рост данного показателя в течение трех анализируемых лет. А 2012 год явился переломным в динамике увеличения количества субъектов аудиторской деятельности в РФ

В распределении организаций между регионами РФ четкий тренд прослеживается только в отношении Санкт-Петербурга – на протяжении пяти лет доля аудиторских организаций постепенно растет, прирост в целом составил 8,20%. Доля организаций в Москве и других регионах колеблется и не имеет ярко выраженных тенденций к росту или уменьшению.

Доля «молодых» фирм (менее года) остается примерно на том же уровне, что и в 2008 году. Это свидетельствует о том, что новооткрывателей не пугают возросшие требования к качеству аудиторских услуг и ставший более строгим внешний контроль. Также несколько возросла с 2008 года доля фирм, просуществовавших на рынке 5 и более лет, что свидетельствует о достаточно стабильном положении на рынке. Однако в 2013 году существенно снизилась доля организаций с «возрастом» 1-2 года, что показывает ухудшение конъюнктуры рынка по отношению к «молодым» организациям и то, что многие из фирм, открывшихся в 2011 и 2012 годах, не смогли выдержать конкуренцию и прекратили свое существование.

Наблюдается постепенный отток квалифицированных кадров из регионов в Москву и Санкт-Петербург.

Доля аудиторов в общем персонале в целом по стране неуклонно снижалась (на 2,2% за пять лет). Однако эта тенденция полностью обеспечена организациями Москвы, ситуация в регионах была прямо противоположной.

Переаттестация вместе с общим снижением интереса к аудиторской профессии привела к обострению кадрового вопроса. Молодым специалистам практически закрыт вход в профессию, так как к экзамену допускают тех, у кого есть стаж работы в аудиторской компании. Некоторые специалисты, соотнеся большой объем работы с низким уровнем зарплат, теряют желание становиться аудитором. Наблюдается стагнация и старение персонала.

Количество аудиторских фирм за последние 3 года снизилось на 500 единиц, что составляет 10%, а численность аудиторов – уменьшилась на 3,3 тыс. чел. или на 13%. Количество аудиторов, сдавших экзамен на «новый» аттестат составляет 3,2 тыс. чел., причем этот показатель 2012 г.
не изменился в 2013 г.

Ярко видна тенденция существенного сокращения темпов прироста доходов аудиторских организаций после 2008г. Если ранее стабильным был прирост около 20% по отношению к предыдущему году, то в последние годы прирост не покрывает даже темпов инфляции, что фактически означает падение выручки. Также значительно (на 9% за пять лет) уменьшился показатель доходов от аудита, приходящихся на 1 млн. руб. выручки клиентов. Такая ситуация вызвана общим спадом экономики в России и стремлением хозяйствующих субъектов сэкономить на всем, в том числе на аудиторских услугах.

Доходы аудиторской отрасли в 2013 году повысились всего на 2%, то есть, если учесть инфляцию 6,5%, в реальном выражении доходы снизились. Доля доходов от аудита в доходах аудиторских организаций растет в Москве, снижается в Санкт-Петербурге и в других регионах. При этом и в Москве, и в регионах, снижается также и доля доходов от сопутствующих аудиту услуг, и везде растет доля доходов от прочих услуг.

По всей России по-прежнему преобладают малые аудиторские фирмы, хотя их доля в общем количестве аудиторских организаций незначительно снизилась (до 89,4%), и немного увеличилась доля средних (до 9,4%). При этом на 1,2% фирм (то есть на крупные) приходится 64,1% от общего объема оказанных услуг по проведению аудита. За год этот показатель возрос почти на 3 процентных пункта.

В то время как в Москве росла доля доходов от проведения аудита в общих доходах за год (на 8,1% за пять лет), в регионах эта доля значительно уменьшилась (на 10, 2% в Санкт-Петербурге и 8,5% в других регионах). Это свидетельствует о том, что в регионах падение доходов от аудиторской деятельности компенсируют оказанием прочих услуг (консультирование, аутсорсинг в области бухгалтерского учета, автоматизация и т.п.)

Хорошо заметна тенденция по усилению монополизации рынка аудиторских услуг за счет роста всех показателей 4-х аудиторских организаций с наибольшим доходом.

Если для 4-х аудиторских организаций с наибольшим доходом все показатели за 5 лет выросли (особенно впечатляет рост количества клиентов в 2,2 раза и рост доходов от проведения аудита в расчете на одного аудитора в 1,8 раза), то для всех остальных аудиторских организаций наблюдается снижение, часто значительное, по всем показателям.

Хорошо заметен тренд на снижение количества клиентов аудиторских организаций по аудиту. За пять лет количество по России снизилось на 27,3%, в том числе по Москве – на 21,1%, по Санкт-Петербургу – на 22%, по другим регионам – на 32,1%. Это связано с повышением планки выручки и активов для обязательного аудита и не желанием хозяйствующих субъектов проводить инициативный аудит, а также игнорированием экономическими субъектами обязанности по про ведению обязательного аудита при отсутствии какой-либо ответственности за не проведение обязательного аудита.

По сравнению с 2008 годом существенно (на 19,1%) возросла доля аудиторских заключений с выражением немодифицированного мнения и снизилась доля аудиторских заключений с выражением мнения с оговоркой (на 18,7%), с выражением отрицательного мнения (на 0,3%) и с отказом от выражения мнения (на 0,2%). Возможно, это вызвано улучшением качества бухгалтерской отчетности хозяйствующих субъектов.

Основные тенденции и проблемы развития рынка аудиторских услуг в РФ в 2013 году:

Усиление монополизации рынка аудиторских услуг за счет роста всех
Усиление показателей 4-х аудиторских организаций с наибольшим доходом;

  1. Для аудиторов и аудиторских организаций рост концентрации заказов аудита в 4-х аудиторских организаций с наибольшим доходом ведет к усилению конкуренции среди остальных участников рынка, что провоцирует демпинг;
  2. Количество аудиторов будет и далее сокращаться, поскольку среднее число клиентов на одного аудитора снижается и не позволяет обеспечить достаточную заработную плату аудитора;
  3. Рынок аудиторских услуг имеет тенденцию к затуханию роста. Его перспективы сейчас сильно зависят от законодательных инициатив, расширяющих сферу обязательного аудита и консалтинга;
  4. Сужение рынка аудита связано также с вступлением в силу с января 2013 года 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и исключением из состава бухгалтерской (финансовой) отчетности – аудиторского заключения (и как следствие падением собираемости налога на прибыль и ИДС). В соответствии с п.1 статьи 13 402-ФЗ «Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений». Подтверждение достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности может обеспечить аудиторское заключение.

Норма о необходимости сдавать аудиторское заключение вместе с отчетностью отсутствует.

Предложения по развитию рынка аудиторских услуг в РФ:

  1. Улучшение практики проведения открытых конкурсов по выбору поставщика аудиторских услуг в целях повышения прозрачности процедур и противостояния демпингу.
  2. Определение признаков недобросовестной конкуренции на рынке аудиторских услуг.
  3. В целях повышения конкурентоспособности малых и средних аудиторских организаций обеспечить условия для обучения международным стандартам аудита.
  4.  Введение процедур совместного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно-значимых организаций с целью повышения доверия к бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно-значимых организаций и аудиторским заключениям по такой отчетности, улучшение инвестиционного климата.Совместная проверка даст средним национальным аудиторским организациям возможность получить опыт в процессе совместной работы с крупными международными аудиторскими фирмами.
  5. Расширение сферы обязательного аудита в отношении социально-ответственных или значимых бизнес-субъектов: в сфере ЖКХ (управляющие компании), государственные и муниципальные унитарные предприятия, застройщики в строительстве.
  6. Введение ответственности за непроведение обязательного аудита.
  7. Введение ограничения на законодательном уровне на проведение аудита компаний с государственным участием, Центробанка, органов власти, в том числе федеральных министерств аудиторскими организациями, имеющими в составе учредителей нерезидентов.
  8. Разработать комплекс мероприятий по поднятию значимости и престижа профессии «аудитор». Утвердить звание «Почетный аудитор РФ», Ветеран труда.
  9. Создать условия, разработать программы для притока молодых специалистов в аудиторскую профессию.

Эти предложения не раз звучали на заседании РО САД, в том числе от наших членов в РО САД, но всегда звучат возражения о снижении качества аудиторских услуг, о заинтересованности бизнеса в заключениях «золотой» четверки и т.д.

В своей статье я затронул только 2 вопроса развития аудита в России – саморегулирование и состояние аудиторской деятельности, в решении проблем которых активную роль выполняет наша организация. Все важные задачи развития аудита упираются в проблему саморегулирования аудиторской профессии, в ограничении слишком преувеличенной роли вышестоящих органов, регулирующих наше саморегулирование.

Конечно, развитие экономики России является базой развития аудита. Но есть обратная связь: «будет здоров аудит – будет здорова и экономика». Здоровый аудит требует здоровья аудиторов. Так что желаю всем крепкого здоровья!

Автор:

Теги: развитие аудита  аудит  Шеремет  саморегулируемые организации  СРО  аудиторы  аудиторская деятельность  Минфин  Росфиннадзор  профессиональная деятельность  СРО аудиторов  Институт профессиональных аудиторов  ИПАР  Аудиторская Ассоциация Содружество  ААС