Недобросовестность контрагентов может обернуться для компании финансовыми, налоговыми и репутационными рисками. Технологии проверки деловых партнеров существуют, но иной раз они требуют значительного времени или специальных знаний. Поэтому на практике малый и средний бизнес ограничиваются выписками из ЕГРЮЛ, что лишь незначительно снижает риски.
Если в ходе налоговой проверки инспекция заподозрит, что та или иная сделка совершена компанией только для минимизации налоговых платежей, компанию обвинят в получении необоснованной налоговой выгоды. Она считается полученной, если инспекция докажет, что компания не проявила должной осмотрительности и осторожности при выборе партнера по сделке. Иначе ей было бы известно о нарушениях, допущенных контрагентом.
В итоге компании откажут в вычетах НДС и не примут расходы по налогу на прибыль. За этим последуют штрафы, пени, доначисления. Проблема старая, но актуальна по-прежнему, поскольку в Налоговом кодексе как не было, так и нет определения «должной осмотрительности».
Другая группа рисков связана с потерей финансовой устойчивости. Деловой партнер может оказаться неплатежеспособным. «Предприятие находит заманчивого по цене поставщика, обговаривает с ним выгодные условия сделки. Переводятся первые деньги, и компания пропадает. Даже выигранный в суде иск не поможет: фирма по месту регистрации отсутствует, ее счета опустошены, а директор и учредители по обязательствам юридического лица не отвечают» – поясняет Игорь Бедеров, помощник президента НП «Международное объединение детективов». Для компаний-продавцов, которые работают на условиях рассрочки или отсрочки платежа, это выльется в кассовые разрывы, ухудшение финансового положения и задержку оплаты собственным поставщикам.
«Оценивать масштабы проблемы недобросовестности партнеров по бизнесу при отсутствии специальной официальной статистики можно по заявлениям представителей контролирующих органов, – говорит Олег Москвитин, адвокат юридического бюро «Черняков, Муранов и партнеры».
Например, по оценке Сергея Аракелова, зам. главы ФНС, почти половина российских юридических лиц имеют признаки однодневок. В феврале 2013 года экс-зампред ЦБ РФ Игнатьев заявил, что из 3,9 млн. зарегистрированных коммерческих организаций почти половина не проводят платежи через банки, то есть созданы непонятно для чего (видимо, про запас, для каких-то сомнительных операций в будущем). При этом из числа организаций, проводящих платежи через банковскую систему, 11% не платят вообще никаких налогов, еще 4-6% организаций платят чисто символические суммы. Наконец, не так давно Эльвира Набиуллина сообщила о выводе за пределы РФ на сомнительных основаниях более 22 млрд. долл США только за 9 месяцев 2013 года. И озвучила намерения очищать финансовую систему не только от банков, которые участвуют в разного рода махинациях и обналичке, но и от их клиентов, замеченных в таких действиях.
Если компания не готова втягиваться в судебные разбирательства, имеет смысл провести комплексную оценку благонадежности партнера, финансовой и налоговой. Для этого при заключении договоров нужно руководствоваться разъяснениями чиновников, выводами судов и опытом, накопленным практиками.
«Обязательный шаг, необходимый минимум – убедиться в реальности существования делового партнера. Сделать это можно с помошью бесплатных сервисов http://egrul.nalog.ru или https://focus.kontur.ru», – советует Константин Сергеев, директор по безопасности компании «Альянс» (г. Екатеринбург), руководитель исполнительного комитета служб безопасности Урала.
В Минфине рекомендуют кроме выписки из ЕГРЮЛ запросить от контрагента копию свидетельства о постановке на налоговый учет, доверенности или других документов, подтверждающих полномочия его представителей (письмо Минфина России от 06.07.2009 № 03-02-07/1-340).
На деле получить нужное удается не всегда. К тому же, разделились мнения судов. Одни считают, что выписки из ЕГРЮЛ достаточно (постановление Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 № 18162/09 по делу № А11-1066/2009). Другие настаивают, что проверка по ЕГРЮЛ не говорит о проявлении осмотрительности и осторожности (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.10.2009 № А19-3051/09).
«Компания, которая не в состоянии обосновать выбор контрагента, не может рассчитывать на поддержку суда в споре с налоговым органом, – делится опытом Данила Актянов, специалист по внутреннему контролю одной из крупных госкорпораций. – Чтобы подстраховаться, имеет смысл запастись дополнительными документами – устав партнера, справку из инспекции о своевременной уплате налогов. Еще лучше – закрепить во внутренней коммерческой (закупочной) политике компании процедуры выбора контрагентов, обязательные для всех».
Константин Сергеев советует поинтересоваться, есть ли судебные иски против будущего контрагента, проанализировать посещаемость его сайта. Проверить данные на визитках представителей фирмы – иной раз для этого достаточно телефонного звонка. А еще неплохо осведомиться о действительности паспортов лиц, которые от имени контрагента ведут переговоры – через сайт ФМС России.
Для контроля надежности деловых партнеров удобно воспользоваться и специальными программами. Например, такими масштабным и недешевыми сервисами проверки контрагентов как «Спарк» или «Интегрум». К бюджетным решениям на сегодня относится «Контур-Фокус», облачный сервис для среднего и малого бизнеса.
С помощью этих сервисов можно оперативно вычислить «однодневку», вся нужная информация показывается в системе сразу. И если видно, что у будущего партнера массовый адрес регистрации, учредители одновременно участвуют во многих фирмах, отчетность не представлена, нет ни госконтрактов, ни судебных исков, – то с таким контрагентом дел лучше не вести.