Независимая оценка квалификации

Кадровый менеджмент

Автор:
Источник: Журнал “Актуальная бухгалтерия” №11-2016
Опубликовано: 11 Ноября 2016

В целях стимулирования работодателей и граждан к участию в системе независимой оценки квалификации внесены изменения в Налоговый кодекс. А поправки в Трудовой кодекс предоставляют гарантии и компенсации работникам в период прохождения независимой оценки квалификации.

Еще в 2012 году в Трудовой кодекс были введены понятия квалификации работника и профессионального стандарта (Федеральный закон от 03.12.2012 № 236-ФЗ).

Профессиональные стандарты, как правило, не обязательны к применению, но служат ориентиром для работодателей в разработке должностных инструкций, при определении требований к квалификации работников (ст. 195.3 ТК РФ).

На практике у работодателей возникает потребность в независимой оценке соответствия уровня квалификации работников требованиям профстандартов и иным квалификационным требованиям, а у работников - необходимость подтвердить свой уровень квалификации для повышения конкурентоспособности на рынке труда. С этой целью принят Федеральный закон “О независимой оценке квалификации” (Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ (далее - Закон № 238-ФЗ)) (вступит в силу 01.01.2017), направленный на совершенствование подходов к оценке квалификации, обусловленное повышением требований к квалификации работников и постоянным обновлением их компетенций (пояснительная записка к законопроекту № 1029618-6 “О независимой оценке квалификации”).

Закон “О независимой оценке квалификации” предусматривает проведение независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности. Под ней понимается процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, которая проводится центром оценки квалификаций (п. 3 ст. 2 Закона № 238-ФЗ).

Гарантии при прохождении независимой оценки квалификации

За прохождением независимой оценки квалификации соискатель может обратиться как по собственной инициативе, так и по направлению работодателя. При этом направлять своих работников в центр оценки квалификации для прохождения независимой оценки квалификации работодатель может только с их письменного согласия (п. 7 ст. 2 Закона № 238-ФЗ; часть вторая ст. 196 ТК РФ в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 239-ФЗ (далее - Закон № 239-ФЗ), вступающего в силу с 01.01.2017). Отказ же работника от прохождения независимой оценки квалификации не может повлечь применение к нему мер дисциплинарной ответственности.

Свидетельство о квалификации не является документом об образовании и (или) о квалификации и не включено в перечень документов, предоставления которых работодатель вправе требовать от работника при заключении трудового договора (ст. 65 ТК РФ; ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Следовательно, работнику не может быть отказано в заключении трудового договора по мотиву отсутствия у него свидетельства о квалификации.

Подчеркнем также, что отрицательный результат прохождения независимой оценки квалификации сам по себе не является основанием для увольнения работника. Независимую оценку квалификации необходимо отличать от аттестации, которая проводится создаваемой работодателем аттестационной комиссией для определения соответствия работника занимаемой им должности или выполняемой работе и по результатам которой с работником может быть расторгнут трудовой договор в связи с выявлением у него недостаточной квалификации (п. 3 части первой, часть вторая ст. 81 ТК РФ; п. 31 пост. Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2).

При направлении работника на прохождение независимой оценки квалификации за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Если сотрудника направляют для прохождения независимой оценки квалификации с отрывом от работы в другую местность, ему оплачивают командировочные расходы в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки. Прохождение независимой оценки квалификации по направлению работодателя оплачивается за счет средств работодателя (ст. 187 ТК РФ в ред. Закона № 239-ФЗ).

Налоговые льготы при прохождении независимой оценки квалификации

Одновременно принят Федеральный закон (Федеральный закон от 03.07.2016 № 251-ФЗ (далее - Закон № 251-ФЗ)) (вступающий в силу также с 01.01.2017), который вносит изменения в Налоговый кодекс, направленные на предоставление определенных налоговых льгот соискателям, проходящим независимую оценку квалификации, и работодателям, направляющим их в центр оценки квалификации для прохождения профессионального экзамена.

Так, сумма платы за прохождение независимой оценки квалификации не облагается НДФЛ (п. 21.1 ст. 217 НК РФ (здесь и далее положения НК РФ приводятся в ред. Закона № 251-ФЗ)). Плательщику НДФЛ предоставляется социальный налоговый вычет по этому налогу в сумме, уплаченной в течение налогового периода (календарного года (ст. 216 НК РФ)) за прохождение независимой оценки квалификации, причем независимо от того, проходит физическое лицо независимую оценку квалификации по своей инициативе или по направлению работодателя. Следует заметить, что сумма такого вычета ограничивается максимальным размером в 120 000 рублей за налоговый период в совокупности с социальными налоговыми вычетами в размере расходов на обучение, на приобретение медицинских услуг и некоторых иных (подп. 6 п. 1 ст. 219 НК РФ).

Расходы работодателя на проведение независимой оценки квалификации учитывают в составе затрат при исчислении налога на прибыль организаций. При этом должны соблюдаться следующие условия. Независимая оценка квалификации работников должна проводиться на основании договора об оказании услуг на проведение такой оценки, и у работодателя должны быть заключены трудовые договоры с работниками, которые проходят независимую оценку квалификации. Документы, подтверждающие расходы на прохождении независимой оценки квалификации, работодатель должен хранить в течение как минимум четырех лет (подп. 23 п. 1, п. 3 ст. 264 НК РФ). Если работодатель является плательщиком единого сельскохозяйственного налога или применяет упрощенную систему налогообложения (с объектом налогообложения “доходы, уменьшенные на величину расходов”), он также вправе учесть затраты на проведение независимой оценки квалификации в расходах при исчислении соответствующего налога (подп. 26 п. 2 ст. 346.5, подп. 33 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Автор:

Теги: независимая оценка квалификации  Налоговый кодекс  Трудовой кодекс  квалификация работника  требования к квалификации  профессиональные стандарты  профстандарты  квалификационные требования